ЗИЛ 4331 технические характеристики

ЗИЛ 4331 является отечественным грузовым автомобилем, серийно выпускаемым заводом имени Лихачева. Данный грузовик вполне можно назвать самым массовым среди моделей своего сегмента.

ЗИЛ 4331 обладает достаточно большой максимальной грузоподъемностью, высокой проходимостью, отличной ремонтопригодностью и множеством других немаловажных преимуществ, выделяющих его на фоне другой грузовой техники. При всех своих плюсах грузовик вышел доступнее в плане цены, чем многие его аналоги, что также повысило спрос на модель.

Немалой популярностью машина пользуется и в наши дни. В грузовике практически отсутствуют какие-либо недостатки, что в совокупности с простым управлением делает его довольно востребованным для российских потребителей. ЗИЛ 4331 обладает стойкостью к суровым условиям эксплуатации, благодаря чему им активно пользуются в таких сферах, как строительство, промышленность, сельские и коммунальные хозяйства. Кроме этого техника применяется также в пожарных и спасательных службах, где оснащено специализированным оборудованием.

Данный грузовик начали разрабатывать еще в 1970-х годах. В то время стране серьезно не хватало новых производительных машин, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками. Решение этой задачи было возложено на завод имени Лихачева. В совместной работе с Камским автомобильным заводом была разработана принципиально новый грузовик, основанный на базе одной из модифицированных версий КамАЗа. Готовая модель отличалась улучшенным освещением, новой силовой установкой, а также и более современной внешностью. Помимо всего этого, конечный результат получил довольно высокую надежность и проходимость.

Дебют нового ЗИЛа состоялся в 1977 году. Модель 4331 также должна была выступить в роли родоначальника новых дизельных грузовых автомобилей. Индекс модели был присвоен не сразу, а лишь в 1980-х годах. С момента показа первой версии и до 1985 года грузовик активно дорабатывался, а после этого в 1987 году был отправлен в серийное производство.

На первых серийных экземплярах использовалась бензиновый силовой агрегат марки ЗИЛ-508.10, способная развить максимальную мощность на выходе в 150 лошадиных сил. К данному мотору устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с ручным управлением. Немного позже производитель представил дизельную вариацию ЗИЛ 4331. Такие версии были укомплектованы новой атмосферной дизельной силовой установкой марки ЗИЛ-165. Такой двигатель располагает максимальной мощностью в 165 лошадиных сил и имеет объемно-пленочное смесеобразование. В комплекте с ним шла девятиступенчатая механическая коробка передач, имеющая синхронизаторы.

Что касается внешности, то ЗИЛ 4331 имеет довольно стандартный внешний вид. В отличие от предшественников на новой модели отсутствуют плавные линии, и кабина вышла угловатой.

Грузовик несколько раз подвергался модернизации. Помимо этого добавлялись новые модификации, основанные на базе стандартного ЗИЛ 4331.

Одной из наиболее интересных является версия, представленная в 1992 году. Модификация имеет отдельное место, предназначенное для двух пассажиров. Кабина отличается новыми боковыми обтекателями, а под капот устанавливался силовая установка с рабочим объемом в 9.55 литров, способный развить номинальную мощность на выходе в 200 лошадиных сил. Другие изменения, проводимые с данным грузовиком, в основном касались установки более совершенных кабин на шасси старого поколения.

Модификации

ЗИЛ 4331 имеет множество модифицированных версий, среди которых:

Модификация ЗИЛ 433100.

Является базовой модификацией, имеющей колесную базу длиной в 4500 миллиметров. Под капотом установлен дизельный двигатель марки ЗИЛ-645;

Модификация ЗИЛ 433102.

Также является базовой модификацией, имеющей колесную базу длиной в 4500 миллиметров. Используется тот же двигатель ЗИЛ-645;

Модификация ЗИЛ 433104.

Является специальной версией, имеющей сдвоенную кабину. Модификация предназначена для постройки пожарных машин;

Модификация ЗИЛ 433110.

Является версией, оснащенной бензиновым карбюраторным мотором марки ЗИЛ-508.10;

Модификация ЗИЛ 433116.

Представляет собой редкую версию, укомплектованную бензиновым двигателем марки ЗИЛ-509.10. Данная версия в основном шла на экспорт;

Модификация ЗИЛ 43314Б.

Является версией с удлиненной до 6100 миллиметров колесной базой. Помимо этого обладает увеличенной кабиной, имеющей два спальных места. Под капот устанавливалась дизельная силовая установка марки ЗИЛ-645;

Модификация ЗИЛ 4332А.

Является версией с удлиненной до 5600 миллиметров колесной базой. Для нее был предложен тот же дизельный двигатель, но в серийное производство версия так и не пошла;

Модификация ЗИЛ 4333.

Версия имеет укороченную до 3800 миллиметров колесную базу и дизельный двигатель марки ЗИЛ-645. Серийно не выпускалась;

Модификация ЗИЛ 433302.

Представляет собой полностью идентичный аналог предыдущей модификации. В серийное производство также не была запущена;

Модификация ЗИЛ 433360.

Версия обладает колесной базой длиной в 3800 миллиметров и бензиновым силовым агрегатом марки ЗИЛ-508.10. Большими партиями данная модель не выпускалась;

Модификация ЗИЛ 433362.

Является версией с колесной базой длиной в 3800 миллиметров и бензиновым двигателем марки ЗИЛ-508.10. В серийное производство версия не пошла;

Модификация ЗИЛ 4335.

Модификация имеет колесную базу длиной в 4500 миллиметров и импортный дизельный силовой агрегат марки Cat-3116 с максимальной мощностью на выходе в 170 лошадиных сил. За все время было выпущено 135 машин;

Модификация ЗИЛ 442100.

Является тягачом седельного типа. Имеет колесную базу длиной в 3800 миллиметров и дизельный двигатель марки ЗИЛ-645;

Модификация ЗИЛ 442160.

Является тягачом седельного типа, имеющим колесную базу длиной в 3300 миллиметров. Использует карбюраторный бензиновый двигатель марки ЗИЛ-508.10;

Модификация ЗИЛ 442300.

Является тягачом седельного типа с колесной базой длиной в 4500 миллиметров. Имеет дизельный двигатель марки ЗИЛ-645 и увеличенную кабину, в которой присутствует одно спальное место;

Модификация ЗИЛ 432900.

Представляет собой версию с укороченной до 3800 миллиметров колесной базой. Под капот устанавливался дизельный двигатель марки Д-245.29 с максимальной мощностью на выходе в 105 лошадиных сил;

Модификация ЗИЛ 432930.

Версия имеет укороченную до 3800 миллиметров колесную базу. На выбор потребителям предлагалось два дизельных силовых агрегата, а именно ММЗ-245.9 Евро2(с максимальной мощностью в 136 лошадиных сил) и ММЗ-245.9 Евро3 (мощностью в 130 лошадиных сил);

Модификация ЗИЛ 432920.

Такая модификация обладает колесной базой длиной в 3800 миллиметров. Под капотом установлен дизельный восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат марки ЗИЛ-0550, заимствованный у некоторых модификаций ЗИЛ 131.

Кабина

ЗИЛ 4331 комплектовался трехместной кабиной. Внутри установлено водительское сидение и небольшой диван для двух пассажиров. Также здесь присутствует эффективная отопительная система, совмещенная с системой охлаждения двигателя. Если сравнивать новую модель с предшественником, то здесь кабина стала более просторной и относительно комфортной. Также по сравнению с ЗИЛ 130 грузовик обладает расширенным обзором, что обусловлено как самой формой кабины, так и увеличенной площадью остекления. Но полностью исключить мертвые зоны в обзоре все же не удалось, поскольку это мешает большой капот. Всю конструкцию кабины держат две пары амортизаторов.

На внешний вид кабины повлияла автомобильная мода конца 1970-х и начала 1980-х. В результате этого у нее отсутствуют плавные и обтекаемые формы, как это было у 130-го ЗИЛа, вместо них появилась угловатость и четкие очертания. Спереди под решеткой радиатора установлен новый бампер, в который были интегрированы указатели поворота и фары головного света.

Капот, радиаторную решетку и оба крыла конструкторы сделали в виде единого узла, откидывающегося от кабины вперед и вверх. Такое решение обеспечило практически полный доступ ко всем элементам и узлам, находящимся в моторном отсеке, что в свою очередь значительно облегчает техническое обслуживание и ремонт. Но на практике оказалось все иначе. Водители заметили, что если рама хоть немного перекошена, то капот довольно сложно закрыть. В связи с этим в 1990-х годах передняя часть кабины была оснащена обычным капотом, как и на всех предшествующих моделях.

Технические характеристики

Двигатель

На грузовик ЗИЛ 4331 устанавливался один из трех силовых агрегатов, а именно:

ЗИЛ-508.10. Это V-образная восьмицилиндровая силовая установка, имеющая карбюраторную топливную систему.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 5.97 л;
  2. Максимальная мощность – 150 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
  6. Наибольший крутящий момент – 402 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-35 л.

ЗИЛ-508300. Представляет собой бензиновый восьмицилиндровый V-образный двигатель с карбюраторной топливной системой.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 5.97 л;
  2. Максимальная мощность – 134 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
  6. Наибольший крутящий момент – 377 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-35 л.

ЗИЛ-645. Представляет собой восьмицилиндровую V-образную дизельную силовую установку.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 8.76 л;
  2. Максимальная мощность – 185 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 115 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 18.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 510 Нм (при 1400-1600 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-35 л.

Д-245.29. Является дизельным четырехцилиндровым мотором, устанавливаемым на некоторые модификации.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 4.75 л;
  2. Максимальная мощность – 122 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 110 мм;
  4. Ход поршня – 125 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.1;
  6. Наибольший крутящий момент – 422 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 18 л.

КПП

Большая часть грузовиков с завода имеет девятиступенчатую коробку передач с механическим управлением и синхронизаторами, обладающую планетарным демультипликатором и однодисковым сцеплением, в котором присутствует пневмогидравлический привод. Такая КПП устанавливалась на грузовик до 2009 года, после чего ее заменила новая шестиступенчатая механическая, разработанная Ярославским моторным заводом. Данная коробка передач обладает сухим однодисковым сцеплением.

Тормозная система

Для ЗИЛ 4331 была применена двухконтурная тормозная система, имеющая пневматические приводы и барабанные тормозные механизмы. Рабочие тормоза используют основной контур, но в случае их отказа в действие вступает дополнительная линия, воздействующая на задние колеса посредством механических энергоаккумуляторов. Стоит отметить, что дополнительный тормозной контур связан со стояночным.

На протяжении всего серийного производства в тормозную систему устанавливали специальный спиртовой предохранитель, благодаря которому конденсат внутри системы не замерзал.

Ходовая часть

Спереди грузовик использует зависимую подвеску, имеющую полуэллиптические рессоры и скользящие торцевые части. Помимо рессор здесь также присутствуют гидравлические амортизаторы телескопического типа. На задней подвеске, которая также является зависимой, используются также рессоры и дополнительные механизмы.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 6370 мм.
  2. Полная ширина – 2422 мм.
  3. Высота по кабине – 2810 мм.
  4. Длина колесной базы – 4500 мм.
  5. Ширина передней колеи – 1930 мм.
  6. Ширина задней колеи – 1850 мм.
  7. Клиренс – 330 мм.

Особенности

Автомобиль ЗИЛ 4331 является довольно распространенным в России и в СНГ среднетоннажным грузовиком. За все время серийного производства Заводом имени Лихачева было выпущено более 1.6 миллиона грузовиков, немалое количество которых работает и в настоящее время. Что тогда, что сейчас, данная модель используется для грузоперевозок, в коммунальных хозяйствах, пожарной охране и многих других сферах.

По заявлениям многих опытных водителей, когда-либо работавших на данном грузовике, ЗИЛ 4331 значительно лучше, чем его предшественник 130-й. Среди главных его достоинств необходимо выделить наличие бесконтактной системы зажигания, более комфортного отдельного водительского сидения, а также удобного доступа к силовой установке и многим другим агрегатам и узлам. В плане ремонтопригодности новая модель вышла похожей, поскольку помимо доступности запасных частей, она еще обладает довольно простой конструкцией.

Для своего времени грузовик ЗИЛ 4331 был действительно очень надежной и рентабельной техникой. Наибольшей популярностью он пользовался в различных транспортных компаниях, где зачастую выполнял дальние рейсы, протяженностью до 3 тысяч километров. Весь этот путь машина могла пройти без каких-либо проблем, тем более поломок. Также в связи со многими своими особенностями данный грузовик превзошел по рентабельности КамАЗ, если речь идет о перевозке грузов массой до 6000 килограмм.

Модель отличалась не только от своих предшественников, но также и от аналогов. Среди основных плюсов, выделяющих ее на фоне другой техники, следует отметить мягкость хода, точность управления, ну и устойчивость. Но были и слабые стороны, к примеру, невысокое качество сборки. Однако, в 1990-х годах практически все отечественные грузовики совсем не отличались лучшим качеством сборки, даже если взять тот же КамАЗ.

Другим недостатком грузовика стала стандартная силовая установка ЗИЛ-645. Как отмечают многие водители, такой двигатель обладает меньшей надежностью и большой прожорливостью по сравнению с ярославским мотором ЯМЗ-236.

Цена

В связи с прекращением серийного производства грузовик ЗИЛ 4331 с нулевым пробегом сейчас приобрести является невозможной задачей. Однако современный рынок полон предложений техники с пробегом, которая к тому же пользуется немалым спросом.

Машина, имеющая исправное техническое состояние, обладает средней стоимостью от 200 тысяч рублей и больше. На цену также влияет год выпуска и оснащенность.

Грузовики, выпускаемые в период с 1991 по 1993 год, сейчас имеют стоимость в пределах от 120 тысяч и до 140 тысяч рублей. Для версий, выпускаемых с 1998 по 2000 год, назначается средняя цена от 340 тысяч и до 420 тысяч рублей. Более новые модели, а именно 2006 и 2008 года выпуска имеют среднюю стоимость в диапазоне от 540 тысяч и до 630 тысяч рублей.

Отзывы владельцев и водителей

  • ЗИЛ 4331 прост как велосипед в длительной эксплуатации и обслуживании – несмотря на то, что машина большая и тяжелая, выглядит внушительно и обладает высокой грузоподъемностью. В гаражном боксе пылилась рама с кабиной – пришлось восстанавливалось. Сохранилась заводская тормозная система от КАМАЗа, которая держала колеса заднего моста. При наличии прямых рук можно отремонтировать что угодно. Так, сперва установили мотор и трансмиссию, после чего в дело пошло навесное оборудование. Несмотря на угловатые формы и брутальный олдскульный дизайн, ЗИЛ 4331 в техническом плане схож не только с КАМАЗом, но и с легендарным Зилом 130. После завершения процесса сборки сего «конструктора» я пришел к выводу, что данный автомобиль гениально прост с точки зрения конструкции. Меньше электроники – меньше хлопот. У данной модели в сравнении с ЗИЛ 130 конечно немало достоинств в угоду современным тенденциям – например, это бесконтактная система зажигания, а также возможность подъема передней части, т. е. можно поднять капот с крыльями и тем самым открыть доступ ко всем «внутренностям». Водительская посадка более удобная. Но в то же время, ЗИЛ 4331 сохранил все недостатки предшественника – это прожорливый бензиновый двигатель объемом 6.0 литра, посредственная обзорность, шум, гул и вибрации по всему периметру салона. Вкратце сказать – это ЗИЛ 130 в улучшенной обертке. По итогу автомобиль такой же простой и производительный.
  • ЗИЛ-4331 – рабочая лошадка как долгосрочный и стабильный источник дохода при условии своевременного обслуживания. Надо признать, эта модель является лучшим представителем российского автопрома среди грузовиков. Я работал на ЗИЛе-4331 пятнадцать лет. Среди недостатков можно выделить проблемы с тормозной и ходовой частью, электропроводккой и т. д. Случались перегревы в трансмиссии и ДВС, а также проблемы с запуском зимой. Но это все было можно устранить. Грузоподъемность у этой модели составляет от 5 до 7 тонн – по крайней мере, я столько грузил. Достойный отечественный среднетоннажник. Двигатель объемом 6.0 литра позаимствован у ЗИЛа-131, что можно считать недостатком – по крайней мере, в моей модификации. Ведь есть еще варианты с дизелем, который более дорогой в обслуживании.
  • У меня были два Зила-4331 – оба 1993 года выпуска. Один мне достался во время обучения в автошколе. Первые впечатления были не самые приятные – главное было привыкнуть к управляемости этого тяжелого и большого грузовика – по крайней мере, изначально он мне таким казался, ведь есть еще больше тягчи. В салоне все трясет, гудит трансмиссия и двигатель, причем независимо от оборотов. Затем мне представилась возможность поездить на другом ЗИЛе-4331, который был предназначена для буксировки поломавшихся машин – эдакая «техничка». Состояние у него было получше. Двигатель урчал тихо, а КПП работала мягко и четко. При мощности 120 лошадей в пустом состоянии грузовик позволял хорошо разогнаться при старте. Порадовал отличный доступ ко всем агрегатам благодаря тому, что можно поднять переднюю часть вместе с крыльями, и передо мной целая рама с двигателем и узлами. Комфорт конечно посредственный, как в любом советском грузовике. И все же если такую страну отстроили, значит вся сила не в комфорте. Расход топлива 35 литров на 100 км.
  • Сразу отмечу ключевые достоинства ЗИЛа-4331 – высокая проходимость, мощный обогреватель салона и большая грузоподъемность. Много чего этот автомобиль позаимствовал у ЗИЛа-130. Я долго присматривался к машине, просматривая объявления в интернете. подыскивал подходящий экземпляр, но к сожалению большинство машин были в плачевном состоянии, хоть и на полном ходу. Увы, мне понадобилось четыре года, чтобы найти более-менее нормальный грузовик. Машина белого цвета, в бортовом исполнении. Предыдущий владелец – строитель и фермер, он мне все рассказал и показал. И кузов, и подвеска, и двигатель, коробка – все полностью рабочее. Понятное дело, есть следы эксплуатации в салоне, а также малость износился протектор шин – за это мы договорились на счет скидки. Понравился боевой и тяговитый двигатель V6 с мощностью 230 лошадиных сил. Сам кузов кабины изготовлен из дешевого, но относительно неплохого по тем временам металла. Есть даже шумоизоляция, но это заморачивался прошлый хозяин. Со временем я поставил колеса большей размерности, чтобы преодолевать бездорожье без усилий. Бортовой кузов способен выдерживать серьезные препятствия и большие грузы – он достаточно прочный. В салоне все равно шумно, но в пределах нормы – спасибо «самодельной» шумоиоляции. На асфальте машина рулится спокойно и хорошо держит прямую, но только до определенной скорости. И вообще лучше всего ЗИЛ 4331 ведет себя в груженном состоянии, а в пустом на приличной скорости бывает надо подруливать. На грунтовке уже чувствуется тряска, вибрации проходят по всему периметру кузова, в т. ч. передней панели, педалях и рулевом колесе. Гудит трансмиссия, но увы это конструктивная особенность. Естественно, такую большую тачку в гараж поставить не получиться, так что самый оптимальный вариант – это открытая стоянка (ну не во дворе среди легковушек мне ее парковать)). Брал за 900 тыс. рублей – для такого состояния, динамики и мощности вполне норм. Расход топлива 30-35 литров минимум. Машина пригодится начинающим предпринимателям и профессионалам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 11 =