ЗИЛ 157 технические характеристики

ЗИЛ 157 является одним из самых успешных и популярных грузовиков в СССР. Данная модель была в серийном производстве в период с 1958 и по 1991 год.

Изначально ЗИЛ 157 разрабатывался для армейских нужд. После Великой Отечественной Войны советским вооруженным силам требовались грузовики, имеющие большую грузоподъемность и высокую проходимость. Тогда выпускать что-то свое было практически невозможно, поскольку страна только восстанавливалась. Проблему с нехваткой техники решили приобретением и взятием в аренду грузовых автомобилей марки Studebaker американского производства. Тогда на просторах СССР трубилось больше сотни тысяч грузовиков этой марки.

Через некоторое время была решено наладить собственное производство мощной техники, имеющей довольно высокую проходимость. В первую очередь разработка была направлена на военные нужды, но в перспективе также должна была использоваться и в народном хозяйстве.

Производством первых экземпляров занялся завод имени Сталина (позже был переименован в завод имени Лихачева) в 1946 году. Это были трехосные грузовые автомобили, имеющие односкатные мосты. Стоит отметить, что при разработке решили использовать в качестве основы американские Студебекеры и трофейные немецкие технологии. Но как оказалось, такая задумка была ошибочной, вследствие чего конструкторы потратили время и средства практически с плохим результатом.

Машину, основанную на всем этом, запустили в серийное производство под наименованием ЗИС-151. Как показала практика, новый грузовик ничем не отличался от довоенной техники. Здесь была та же грузоподъемность, те же мощностные показатели и проходимость. Но кроме этого грузовик ЗИС 151 имел довольно большую массу и внушительный расход топлива, составляющий от 50 литров и выше. Помимо этого модель страдала частыми перегревами двигателя. Сами же двигатели получились также недостаточно эффективными. Имея максимальную мощность в 90, 92 и 95 лошадиных сил, они не обладали хорошими тяговыми характеристиками и зачастую при перевозке каких-либо тяжелых грузов случались различные затруднения.

В 1950-х годах конструкторами начал разрабатываться уже полностью отечественный грузовик, получивший в итоге индекс 157. Версия отличалась укороченной рамой и грузовой платформой, которая была смещена ближе к кабине. Вместо двойным колес на задние мосты были установлены одинарные большого размера, имеющие износостойкие покрышки и систему подкачки шин.

Изменениям были подвергнуты и мосты. Теперь на грузовик стали устанавливать новые мосты, имеющие одинаковую ширину колеи, что спереди, что сзади. Благодаря такому решению в совокупности с использованием одинарных колес на всех мостах конструкторам удалось добиться отличной проходимости и меньшего веса всей конструкции. Помимо этого грузовик брал собой только одно запасное колесо.

В 1958 году представили финальную версию данного грузовика. В результате всех проведенных доработок и улучшений, новая модель получила множество преимуществ и особенностей, позволивших в итоге стать наиболее популярной. Также стоит отметить, что в этом же году серийное производство стартовало на московском заводе имени Лихачева. С этих пор грузовик выпускался под наименованием ЗИЛ 157.

Несмотря на то, что модель уже как бы была доработанной, ее несколько раз подвергали модернизации. Впервые грузовик получил изменения в 1961 году. Тогда в конструкцию была внедрена новая коробка передач с однодисковым сцеплением, а подвеску оснастили амортизаторами телескопического типа. С такими изменениями грузовик выпускался под немного иным наименованием, а именно ЗИЛ 157К. На базе этой версии производитель также разработал и тягач седельного типа, получивший наименование ЗИЛ 157КВ.

В 1977 году серийное производство было расширено. Теперь помимо основного, модель выпускается и на Уральском автомоторном заводе. Версии, выпускаемые на последнем, имеют наименование ЗИЛ 157КД.

В 1982 году на заводе в Москве было остановлено производство данного грузовика. Уральский завод выпускал модели еще до 1991 года, а после начал строить мелкосерийные партии, которые сходили с конвейера до 1994 года. На последних образцах под капот устанавливалась новая силовая установка, унифицированная с грузовиком ЗИЛ 130.

Интересным фактом является то, что в период с 1958 по 1986 год на китайском предприятии FAW выпускались грузовики модели Jeifang CA-30, которые являлись точной копией отечественного ЗИЛ 157.

На то время ЗИЛ 157 являлся очень популярной грузовой техникой. Большая популярность данной модели обусловлена высокой надежностью и простой конструкцией.

Техника в первую очередь предназначалась для эксплуатации в лесных хозяйствах и армии, но позже грузовик стал доступен для различной промышленности и сельского хозяйства. Грузовик использовали в Алтае, Украине, Средней Азии и на Крайнем Севере. Независимо от условий эксплуатации ЗИЛ 157 везде показал свою высокую надежность и неплохую проходимость.

Кроме базовой модели была и модификация ЗИЛ 157В, но она не пользовалась таким же большим спросом и выпускалась небольшими партиями.

Модификации

ЗИЛ 157 выпускался в нескольких модифицированных версиях, среди которых:

Модификация ЗИЛ 157В.

Является тягачом седельного типа. Версия оснащалась седельным тягово-сцепным устройством;

Модификация ЗИЛ 157К.

Представляет собой новую базовую модель грузовика, выпускаемую с 1961 года;

Модификация ЗИЛ 157КВ.

Является тягачом седельного типа, построенным на базе версии ЗИЛ 157К. Имеет седельное тягово-сцепное устройство. Версия выпускалась также с 1961 года;

Модификация ЗИЛ 157Г.

Является версий, имеющей экранированное электрооборудование. В остальном данная модификация схожа с базовой версией;

Модификация ЗИЛ 157КГ.

Является версией, имеющей экранированное электрооборудование. Такая модификация использует в качестве основы модель ЗИЛ 157К. Серийное производство началось в 1961 году;

Модификация ЗИЛ 157Е.

Представляет собой экспортный вариант стандартного грузовика. Помимо этого модель имеет два топливных бака с суммарным объемом в 300 литров;

Модификация ЗИЛ 157Ю.

Данная версия предназначена для эксплуатации в зонах с тропическим климатом;

Модификация ЗИЛ 157КД.

Является новой базовой версией, выпускаемой с 1978 года;

Модификация ЗИЛ 157КДВ.

Является тягачом седельного типа, построенным на базе версии ЗИЛ 157КД. Обладает седельным тягово-сцепным устройством. Версия выпускалась с 1978 года.

Среди гражданских модификаций были также версии специального назначения, среди которых:

  1. Пожарная машина. Имеет увеличенную кабину и телескопическую лестницу. Версия комплектовалась цистерной, рассчитанной на 4.5 тонны;
  2. Грузовой автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов;
  3. Автомобиль-спасатель для любой колёсной или гусеничной техники. Имеет мощный бампер и специальную лебедку, способную вытащить застрявшую технику.

Для армейских нужд ЗИЛ 157 зачастую оснащался специализированным оборудованием. Из обычного грузовика в итоге могла получиться передвижная радиостанция дальнего радиуса действия, машина радиоразведки, мобильный командный пункт. Кроме этого на шасси устанавливали различное вооружение.

Еще грузовик активно использовали инженерно-строительные войска. Здесь технику оборудовали специальным оборудованием, а именно буровыми установками ПБУ-50 и БГМ. С таким оснащением машина выполняла бурение различных скважин. Помимо этих установок были и другие, но все же выбор пал именно на представленные за счет того, что их можно было быстро привести в полную готовность. Другим фактором выбора стала более высокая надежность.

Другое применение для модели было в построении понтонных переправ и системы малого автодорожного моста МАРМ. Такой мост обладает грузоподъемностью в 50000 килограмм. Его транспортировка до точки назначения осуществлялась седельным тягачом ЗИЛ 157 с полуприцепом.

Версии седельных тягачей пользовались достаточно большой популярностью на лесозаготовках. ЗИЛ 157 отлично показал себя в таких условиях, особенно это касается проходимости.

Кабина

Предшественник этого грузовика не предлагал водителю и пассажирам каких-либо комфортных условий работы. Внутри имелось сидение с неудобной посадкой, отопительная система отсутствовала, а вентиляция была малоэффективной. Также от колес на рулевое управление передавались все удары, из-за чего руль бил по рукам.

При разработке новой модели все эти проблемы постарались устранить, а что было невозможно – частично улучшить. В результате всех работ эргономика кабины была повышена, а рулевое управление теперь стало более удобным и безопасным. Также затронули и водительское сидение, получившее в итоге относительно удобную посадку и несколько регулировок.

На протяжении всего серийного производства кабина грузовика незначительно дорабатывалась. Некоторые ее параметры улучшались, а некоторые остались без изменений.

Сама же кабина является цельнометаллической конструкцией, рассчитанной на трех человек. Крыша была оборудована круглым люком. На приборной панели появилось много новых элементов, среди которых переключатель поворотов, вентиль стеклоочистителя, рукоять управления жалюзи мотора, манометр тормозной системы, манометр давления в шинах, а также небольшой приборный щиток и спидометр с более объемным циферблатом.

Снизу приборной панели располагались краники, обеспечивающие регулировку давления воздуха в шинах. Управление самим грузовиком осуществляется посредством педалей акселератора, сцепления и тормозной системы. Также здесь присутствует педаль, включающая стартер и ножной переключатель дальнего света. Помимо этого кабина оснащалась рычагом стояночной тормозной системы. Переключение передач, подключение переднего моста, а также включение лебедки осуществляется здесь также за счет рычагов.

Грузовая платформа

Грузовая платформа грузовика ЗИЛ 157 представляет собой конструкцию, изготовленную из дерева и имеющую продольные металлические ребра, обеспечивающие жесткость. При изготовлении бортов использовалось также дерево. Большую прочность грузовой платформе придавали поперечные бруски, имеющие металлические кронштейны. Все борта, за исключением переднего, могут откидываться.

Технические характеристики

Двигатель

ЗИЛ 157 в отличие от своего предшественника комплектовался существенно усовершенствованной силовой установкой. Первый двигатель ставился на модель до 1978 года, после чего машина была подвергнута некоторым изменениям.

Все устанавливаемые двигатели имеют карбюраторную топливную систему.

Но кроме бензиновых вариантов, производитель работал также и над дизельными версиями. В таких использовался дизельный силовой агрегат Д245-12С. Двигатель вставал в моторный отсек с минимальными доработками, а именно требовалось установить вместо штатных опор кронштейны либо от 130-й, либо от 131-1 модели.

Что касается креплений КПП и двигателя, то и здесь не было каких-либо существенных проблем с установкой. Но модификация на практике оказалась хуже ожидаемой. Все объясняется тем, что дизельный двигатель издает больше вибраций, чем бензиновый, вследствие чего при работе на такой технике в кабине значительно ухудшался комфорт.

Бензиновый мотор имеет следующие характеристики:

  1. Количество цилиндров – 4;
  2. Рабочий объем – 5.6 л;
  3. Максимальная мощность – 104 л.с.;
  4. Диаметр цилиндра – 101.6 мм;
  5. Ход поршня – 114.3 мм;
  6. Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
  7. Наибольший крутящий момент – 334 Нм;
  8. Охлаждение – жидкостное;
  9. Средний расход топлива – 40-45 л.

Изначально мотор грузовика потреблял бензин А-66. В 1978 году была проведена модернизация, после которой двигатель был переведен на бензин А-72.

Про экономичность тогда еще и не думали, и двигатель получился довольно прожорливым. При наличии 4 цилиндров он в среднем расходовал от 40 до 45 литров топлива на сто километров пути. Но тогда расход не так был важен, поскольку топливо стоило копейки, к тому же грузовики принадлежали государству и соответственно оно все и оплачивало.

В стандартном своем исполнении ЗИЛ 157 имеет топливный бак объемом в 150 литров. После 1978 года на него начали устанавливать еще и дополнительный, рассчитанный на 65 литров. В сумме этого вполне было достаточно для преодоления расстояния в 500 километров без дозаправок.

Силовой агрегат грузовика имел довольно простую и надежную конструкцию. Из других его не менее важных качеств следует отметить безотказность и неприхотливость. Запуск осуществлялся достаточно быстро и просто, причем не зависимо от времени простоя техники. Но двигатель имел и свою слабую сторону. К примеру, при отрицательной температуре в 10 градусов зачастую случались различные проблемы с запуском.

В 1978 году была проведена модернизация двигателя. В результате которой были изменены практически все внутренние элементы.

Кроме этого изменения получили и многие другие составляющие. Например, была доработана система смазки, в частности ее фильтрующий элемент. Система стала гораздо эффективнее. Здесь производитель внедрил новый масляный насос, а также поменял сальники коленчатого вала.

В системе охлаждения появился более мощный водяной насос. Помимо этого он комплектовался новыми уплотнениями. Штатный радиатор был заменен новым, имеющим трубчатую конструкцию и вертикальные жалюзи, предназначенные для зимней эксплуатации. Также был установлен мощный вентилятор с шестью лопастями. Благодаря всему этому удалось значительно снизить риск перегрева двигателя.

Электрическая составляющая машины была оборудована новым генератором переменного тока. Теперь этот элемент стал меньше и эффективнее.

Запуск двигателя осуществляет более мощный и надежный стартер. Вместо обычного трамблера установили контактно-транзисторное зажигание.

Стоит отметить, что после всех доработок была повышена и максимальная мощность двигателя, составляющая теперь 110 лошадиных сил.

КПП

Все модели, включая и модифицированные версии, комплектовались пятиступенчатой механической коробкой передач. Стоит отметить, что пятая передача выполняла роль повышающей. В 1961 году КПП немного изменили. Что касается синхронизаторов, то здесь они присутствуют на второй, третьей, четвертой и пятой передаче.

Раздаточную коробку для данного грузовика разработали на основе раздатки от ЗИС 151. В отличие от последней, для ЗИЛ 157 она была оснащена износостойкими шестернями и новыми сальниками.

Ходовая часть

На переднюю подвеску устанавливали полуэллиптические рессоры и телескопические амортизаторы двустороннего действия. Сзади устанавливалась балансирная подвеска, дополненная также полуэллиптическими рессорами.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 6684 мм.
  2. Полная ширина – 2090 мм.
  3. Высота по кабине – 2360 мм.
  4. Высота по тенту – 2915 мм.
  5. Длина колесной базы – 4225 мм.
  6. Ширина передней колеи – 1775 мм.
  7. Ширина задней колеи – 1750 мм.
  8. Клиренс переднего моста – 310 мм.
  9. Клиренс заднего и среднего моста – 350 мм.
  10. Наименьший радиус разворота – 12 м.
  11. Длина грузовой платформы – 3570 мм.
  12. Ширина грузовой платформы – 2090 мм.

Особенности

Грузовик ЗИЛ 157 имеет множество особенностей и преимуществ. Для своего времени это достаточно мощная и грузоподъемная техника, обладающая к тому же довольно внушительной проходимостью.

По сравнению с предшественником в 157-й модели установлены более широкие колеса, имеющие специальный глубокий протектор направленного действия. За счет этого удалось снизить возможную пробуксовку при езде по грязи и другим сложным дорожным условиям. Также отличная проходимость объясняется высоким дорожным просветом, полным приводом и системой подкачки шин.

Кстати, о последней. ЗИЛ 157 стал первым серийным грузовиком, на котором уже с завода имелась система подкачки и регулирования давления в шинах. Управление данной системой осуществляется из кабины и может даже при передвижении. В 1961 году, в ходе первой модернизации, эту систему стали размещать на внутренней стороне каждого колеса, когда ранее она была снаружи.

На практике система показала себя довольно отлично. Кроме увеличения пятна контакта на колесах, она позволяла продолжить передвижение в случае пробоя одного из колес. Давление подкачивалось в пробитое колесо при езде, благодаря чему грузовик мог доехать до ремонтной точки.

Среди других особенностей данного грузовика необходимо отметить его превосходную поперечную устойчивость и неприхотливость. Также машина отличалась и ремонтопригодностью, что объясняется простотой конструкции. Устранить какую-либо неисправность вполне можно было и в полевых условиях.

Значительным недостатком у ЗИЛ 157 является его рулевое управление. Здесь усилитель предусмотрен не был, из-за чего при управлении требовалось прилагать немалые физические усилия.

Цена

ЗИЛ 157 вполне можно приобрести и в настоящее время. В зависимости от технического состояния стоимость машины может варьироваться в пределах от 50 тысяч и до 200 тысяч рублей.

Так, модели в ценовом диапазоне от 50 тысяч и до 80 тысяч рублей, либо не в рабочем состоянии, либо в очень близком к этому.

По цене от 150 тысяч и до 200 тысяч рублей можно приобрести уже полностью работоспособный грузовик. Но зачастую их покупают не для выполнения каких-либо работ, а для полного восстановления. Это связано с большим расходом топлива, особенно в наши дни.

Отзывы владельцев и водителей

  • ЗИЛ -157 – мой топовый советский вездеход для рыбацких, хозяйственных и грузовых нужд. У моего отца был точно такой же, а потом я купил себе поддержанную модель. Этот грузовик примечателен в первую очередь тем, что имеет три моста для улучшения проходимости. К спартанской кабине пришлось долго привыкать, ведь изначально это была армейская тачка со специфическим комфортом. Зато по проходимости автомобиль можно сравнить с ГАЗ-66. Отмечу огромный клиренс и зубастые колеса, открываемое лобовое стекло, хорошо отапливаемый салон (из-за маленькой колесной базы), а также есть люк в крыше. Машина с легкостью преодолевает полевую пашню, ей не страшны глубокие лесные колеи – во многом благодаря широким подножкам и крыльям, а также глубокому протектору покрышек. Кстати, на этих широких крыльях даже загорать можно. Так что для внедорожного отдыха это прекрасный автомобиль, в том числе рыбалки и охоты. При 40 км/час 100-сильный 5.6-литровый мотор потребляет 35 литров.
  • У меня ЗИЛ-157 1975 года выпуска. Купил этот раритет за 100 тыс. рублей. Версия с мотором 5.6 мощностью 110 л. с., т. е. после рестайлинга. С этим автомобилем я впервые познакомился, когда проходил службу в армии. Конечно, для этих целей машина незаменимая. В годы СССР таких армейских грузовиков было полным полно. Машина хороша в плане проходимости – способна утюжить хоть самую глубокую колею. По проходимости этот ЗИЛ почти наравне с Уралом. Прошли десятилетия, но я так и не смог забыть старый добрый 157-й. Нашел на вторичке поддержанный экземпляр в приемлемом состоянии, с относительно небольшим пробегом. На полном ходу. Катаюсь на нем по суровому сибирскому бездорожью. Так, в свободное время использую этот вместительный грузовик для поездок на охоту и рыбалку. Кабина ЗИЛа сохранилась в хорошем состоянии, но спартанская посадка конечно никуда не делась. Из существенных минусов отмечу высокий расход топлива свыше 30 литров. Руль с гидроусилителем очень тяжелый, когда стартуешь с места. В движении баранка уже более-менее легкая – дело привычки. Поначалу от такого тяжелого руля болели руки. В общем, ЗИЛ-157 – добротный вариант для непроходимой тайги.
    Этот вездеход можно любить или нет. Машина специфическая, ее оценит опытный пользователь. Я познакомился с ЗИЛ-157 в 2010 году. Тогда я работал в автомастерской, но по счастливой случайности в одном из боксов нашего автосервиса пылился вот этот внедорожник. Он был в плачевном состоянии, но наш дружный коллектив решил его восстановить. Грузовик с преклонным возрастом спустя два года возни с подбором комплектующих оказался на полном ходу, и мы решили его опробовать на бездорожье. Машина по большей степени нуждалась в косметическом ремонте. В раскисшей колее машина ведет себя как рыба в воде, в том числе и на болотистых участках. Это реально король бездорожья с бензиновым мотором 5.6 мощностью 100 лошадиных сил. Кабина по современным меркам тесновата, да и комфорт специфический – сидишь словно на жесткой табуретке. Тем не менее, печка работает эффективно. Эту машину можно рекомендовать только настоящим хозяйственникам.
  • У меня ЗИЛ-157 1991 года выпуска. Оборудован различными приспособлениями для улучшения проходимости, а также более надежной эксплуатации в зимнее время года. Например, установлен предпусковой подогреватель, с которым бензиновый двигатель 5.6 л заводится с пол оборота. И все же надо признать, что дизель намного лучше в плане производительности и экономичности. Еще установлен дополнительный бензобак для увеличения запаса хода, ведь расход топлива у 157-й модели составляет около 40 литров на 100 км. В кабине спокойно помещаются два пассажира, но места внутри впритык.
  • Работаю на ЗИЛе 1982 года выпуска. Машина неприхотлива и достаточно надежна, несмотря на большой возраст. Он тихоходный и лишен гидроусилителя руля, и это едва ли не основные недостатки, которые компенсируются широким набором достоинств. Текущий пробег составляет 800 тыс. км. Преодолеваю большие расстояния, к примеру из Питера в Москву, в Карелию. Этот автомобиль предоставляет заехать в красивые и живописные места, где никого нет – только тишина и спокойствие. Ремонт и обслуживание ЗИЛ-157 обходится в нехилую сумму, однако основные затраты идут на масло и бензин. Двигатель объемом 5.6 литра съедает от 30 до 40 литров в зависимости от нагрузки.
  • Проходимый и надежный грузовик с высокой грузоподъемностью. У него большой клиренс и почти отсутствующие свесы кузова, что значительно увеличивает угол въезда и выезда. Спартанская посадка и жесткое сиденье как бы намекают, что ЗИЛ-157 – чисто рабочая лошадка для хозяйственных нужд. По современным меркам двигателю приходиться тяжко, и еще он очень шумный, склонен к перегреву и масложору. Тем не менее, шестилитровый дизель тянет независимо от величины подъема. Да, к сожалению отсутствует гидроусилитель руля, без которого крепкие мужские руки просто необходимы – на них вся надежда, еще и выносливость пригодится. Летом двигатель часто перегревается, причем даже на средних оборотах. За десять лет эксплуатации резину никогда не менял. Толстые покрышки с глубоким протектором имеют большой ресурс. Максимальный расход бензина составляет 50 литров на 100 км.
  • Работаю на лесозаготовочной фирме за рулем советского внедорожника ЗИЛ-157. До этого у меня был ГАЗ-53, затем ЗИЛ-130 и 131. На 157-й модели как-то не приходилось пахать, но вот мне представилась эта возможность. Грузовик в активном использовании полгода, могу выразить о нем положительные впечатления. В кузов ЗИЛа можно набрать 9 кубов леса. При этом колеса почти не буксуют – машина прет словно танк. «Танковые подвиги» ЗИЛа впечатляют как в раскисшем грунте, так и в глубоком снегу. Машина уверенно преодолевает песок и грязь без намека на пробуксовку – во многом благодаря большим и зубастым колесам. Машина достаточно надежная, но кушает много бензина и масла. Двигатель объемом 5.6 литра выдает всего 110 лошадиных сил, а расход топлива порядка 50 литров на 100 км.
  • Никому не советую этот автомобиль. Да, он впечатляет в плане проходимости, но много потребляет бензина и еще очень трудно найти запчасти. Комплектующие вроде бы и есть, но в каком они состоянии – это уже другой вопрос. ЗИЛ-157 – громадная махина с высокой грузоподъемностью. Несмотря на специфическую водительскую посадку, посредственную обзорность, шум и вибрации, тяжелый руль и неповоротливые колеса, эта тачка все же приносит удовольствие от вождения – особенно на суровом бездорожье. Собственно, для этих задач ЗИЛ и предназначен. Расход бензина в 50 литров на 100 км – действительно немало по современным меркам, но эту проблему можно решать установкой ГБО. Еще можно установить предпусковой подогреватель и другие дополнительные прибулды, чтобы улучшить удобство эксплуатации. Еще не помешает поставить сигналку с автозапуском, которая обеспечит бесперебойный запуск подогревателя при помощи пульта ДУ – это очень удобно в мороз, когда не хочется выходить из теплого помещения. Потом такой выходишь из помещения и заходишь в полностью прогретый салон.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =