ЗИЛ 133 технические характеристики

ЗИЛ 133 является советским и российским грузовым автомобилем, выпускаемым заводом имени Лихачева. Серийное производство данного грузовика продолжалось с 1975 и по 1999 год. Завод представил первую партию прототипов в 1970 году. Грузовик имеет трехосную конструкцию с колесной формулой 6×4. Модель разрабатывалась на базе грузовика ЗИЛ 130 и являлась его модифицированной версией, имеющей повышенную проходимость. ЗИЛ 133 был предназначен для эксплуатации в народных хозяйствах.

В 1960-х годах конструкторы начали разрабатывать более грузоподъемную машину, имеющую колесную формулу 6×4 и базу от двухосной модели ЗИЛ 130. Новым грузовикам тогда присвоили индекс 133, под которым данный автомобиль и выпускался все время.

После представления прототипов планировалось запустить их в серийное производство, однако это неоднократно откладывалось. Объясняется это тем, что в то же время государство планировало запустить новый Камский автомобильный завод, с конвейера которого должна была сходить техника, имеющая схожую тоннажность, а также более современную конструкцию. В последнее также можно отнести кабину, располагающуюся над двигателем и сам двигатель, предназначенный для работы на дизельном топливе. Стоит отметить, что разработка прототипов грузовиков для Камского автозавода осуществлялась на заводе имени Лихачева. Эти прототипы получили наименование ЗИЛ 170.

Несмотря на все трудности, в 1975 году автозаводу все же удалось развернуть серийное производство грузовика ЗИЛ 133. Первые серийные модели выпускались под наименованием ЗИЛ 133Г1. Литера «Г» в наименовании указывает на то, что модель обладает длинной колесной базой. Данный грузовик вполне можно назвать самой крупной карбюраторной разработкой во всем СССР. В 1979 году модель была подвергнута модернизации, по окончанию которой ей было присвоено новое наименование ЗИЛ 133Г2. В результате проходимых доработок заводу удалось повысить максимальную грузоподъемность с 8000 до 10000 килограмм.

Новая версия отличается от предыдущей, как в техническом, так и в плане внешнего вида. Здесь отличительными чертами стало иное оперение капота, внешне схожее со стилем 130-го ЗИЛа, выпускаемого с 1977 года. Стоит отметить, что немного измененную внешность получил не только ЗИЛ 133. В то время завод обновлял весь модельный ряд своих грузовиков.

На середину 1970-х годов также пришлась разработка трехосной модели, имеющей под капотом дизельную силовую установку марки КамАЗ-740. Модификации с таким двигателем получили наименование ЗИЛ 133ГЯ и были запущены в серийное производство с 1979 года. Кроме используемого двигателя такая модификация отличается от базовой модели еще и внешне. Здесь используется более длинный капот и оригинальная фальшрешетка. Такие доработки были произведены в целях уместить более крупный силовой агрегат в моторный отсек.

В 1983 году прекратилось серийное производство бензиновых моделей данного грузовика. Объясняется это тем, что за это время дизельные версии показали себя намного экономичнее, чем первые. К примеру, бензиновая модель тогда расходовала около 50 литров на 100 километров пути, когда расход у дизельной составляет 26-30 литров.

Наибольшей популярностью среди всех моделей пользовалась модификация ЗИЛ 133, оснащенная автокраном. На шасси данного грузовика используется автокран марки КС-3575А. Техника обладает максимальной грузоподъемностью также в 10000 килограмм. Практически с первых месяцев производства, модель стала получать множество положительных отзывов. Больше всего такую модификацию эксплуатировали в народных хозяйствах. Стоит отметить, что и в настоящее время можно увидеть ЗИЛ 133 с автокраном на различных строительных объектах. Для этой версии также было предусмотрено несколько так называемых комплектаций, в которых в основном менялась надстройка и стрела, длина которой может варьироваться от 14500 и до 17000 миллиметров.

Модификации

ЗИЛ 133 имеет большое количество различных модифицированных версий. Однако не все из них пошли в серийное производство. Полный список включает в себя следующее:

Модификация ЗИЛ 133Б.

Является шасси с укороченной колесной базой. Предназначалось для создания самосвалов, но в производство не поступило;

Модификация ЗИЛ 133В.

Является тягачом седельного типа. Обладает тягово-сцепным устройством. Выпускался небольшими партиями;

Модификация ЗИЛ 133Г.

Является дальнейшим развитием базового 133-го ЗИЛа. Имеет удлиненную колесную базу. Комплектовался одним баком и платформой, имеющей два боковых борта;

Модификация ЗИЛ 133Г1.

Является унифицированной модификацией предыдущей версии. В отличие от нее обладает уже двумя топливными баками и тремя боковыми бортами. Максимальная грузоподъемность осталась прежней, а именно 8000 килограмм;

Модификация ЗИЛ 133Г2.

Является улучшенным вариантом предыдущей модификации. Имеет повышенную до 10000 килограмм максимальную грузоподъемность. Под капот устанавливался бензиновый V-образный восьмицилиндровый силовой агрегат с максимальной мощностью на выходе в 150 лошадиных сил и пятиступенчатая механическая коробка передач. На конвейере данная модификация продержалась с 1977 до 1979 года;

Модификация ЗИЛ 133Д.

Представляет собой специальное шасси с укороченной колесной базой. Предназначалось для создания самосвалов;

Модификация ЗИЛ 133Д1.

Представляет собой специальное шасси с укороченной колесной базой. Предназначалось для создания самосвалов. Отличается более упрощенной конструкцией;

Модификация ЗИЛ 144Н.

Является версией, предназначенной для эксплуатации в сельских хозяйствах. Имеет задние односкатные арочные шины;

Модификация ЗИЛ 133ГЯ.

Является дизельной версией модификации ЗИЛ 133Г2. Под капот устанавливался дизельный двигатель марки КамАЗ-740. Версия выпускалась в период с 1979 по 1992 год;

Модификация ЗИЛ 133ВЯ.

Является тягачом седельного типа. Обладает укороченной колесной базой, за счет чего использовалась также и для создания самосвалов. Модель оснащалась дизельной силовой установкой марки КамАЗ-740. Версия выпускалась в период с 1979 по 1992 год;

Модификация ЗИЛ Э133ВЯТ.

Является тягачом седельного типа. Модель комплектовалась мотором марки КамАЗ-7403 с максимальной мощностью на выходе в 260 лошадиных сил. Используемый силовой агрегат имеет турбонаддув. В серийное производство версия так и не пошла;

Модификация ЗИЛ 133Г40.

Является дальнейшим развитием модели ЗИЛ 133ГЯ. Имеет кабину от модели 4331 и несколько двигателей, среди которых ЗИЛ-6454, ЗИЛ-645 и Caterpillar 3116. Версия выпускалась в период с 1992 по 1999 год;

Модификация ЗИЛ 133Г42.

Является специальным шасси, предназначенным для установки автокрана. Имеет кабину от модели 4331 и двигатель марки ЗИЛ-6454. Версия выпускалась в период с 1992 по 1999 год;

Модификация ЗИЛ 133Д42.

Является специальным шасси, предназначенным для создания самосвалов. Комплектовалось кабиной от модели 4331 и силовым агрегатом марки ЗИЛ-645. Версия выпускалась в период с 1992 по 1999 год;

Модификация ЗИЛ 13305А.

Является тягачом седельного типа. Имеет удлиненную кабину, заимствованную у моделей 4331 и двигатель марки ЗИЛ-6454. Версия выпускалась с 1992 по 1999 год;

Модификация ЗИЛ 133Г2А.

Представляет собой модифицированную версию модели ЗИЛ 133Г2. Отличается наличием кабины от модели 4331 и устанавливаемым двигателем. Здесь используется карбюраторный мотор марки ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась с 1993 по 1995 год;

Модификация ЗИЛ 133Г2Б.

Является специальным шасси, имеющим кабину от модели 4331 и карбюраторный силовой агрегат марки ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась с 1993 по 1995 год;

Модификация ЗИЛ 133Д52.

Является специальным шасси, предназначенным для создания самосвалов. Имеет кабину от модели 4331 и двигатель марки ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась в период с 1993 по 1995 год.

Кабина

На ЗИЛ 133 используется уже знакомая всем кабина, заимствованная от грузовика ЗИЛ 130. Но здесь инженерами все же были произведены некоторые изменения, касающиеся как ее внешнего вида, так и высоты установки. Передняя облицовка осталась белой, а для основной части кабины были предложены различные цветовые решения.

В передней части капот имеет аббревиатуру производителя «ЗиЛ». Под решеткой радиатора имеется пара жестких буксирных крюков. Крыша кабины оборудована габаритными огнями. По бокам оснащалась традиционными повторителями указателей поворота, а спереди стандартной головной оптикой.

Внутреннее пространство кабины вышло довольно просторным. Внутри имеется два сидения, одно из которых водительское, а другое, выполненное в виде небольшого двухместного дивана, для пассажиров. Помимо этого на водительском сидении присутствуют регулировки. Лобовое стекло также перешло сюда без каких-либо изменений. Оно также панорамное и обеспечивает довольно отличную обзорность. Кроме этого кабина обладает вентиляционными люками.

Внутри кабина укомплектована точно такими же органами управления, что и у грузовика ЗИЛ 130. За счет этого водителю, пересевшему со 130-го, не потребуется привыкать к чему-либо, поскольку для него здесь все уже знакомое и понятное. Что касается комфорта, то все также аналогично 130-й модели.

Грузовая платформа

В конструкции грузовой платформы, как и у многих других грузовиков того времени, используется дерево и металлический каркас. Некоторые модификации комплектовались полностью металлической грузовой платформой. Версии, использующие среднюю колесную базу, обладают откидными боковыми бортами, в то время когда машины, имеющие удлиненную заднюю часть рамы, обладают бортами, которые могут откидываться со всех сторон.

В стандартном исполнении ЗИЛ 133 это бортовой грузовик. Однако для него предусмотрена установка тента, который монтировался на специальном каркасе. Таким образом, расширялась его сфера применения. Помимо этого существуют и другие варианты оснащения. К примеру, вместо стандартного бортового кузова здесь может быть установлено разнообразное оборудование, предназначенное для сельскохозяйственной и промышленной деятельности.

Стоит отметить, что на протяжении серийного производства, данный грузовик зачастую выпускался без какого-либо оборудования, в том числе и грузовой платформы. Этим в основном пользовались различные предприятия узкого профиля работы. На месте грузовик оснащался уже необходимым для выполнения тех или иных работ оборудованием.

Технические характеристики

Двигатель

ЗИЛ 133 комплектовался тремя силовыми установками, а именно:

ЗИЛ-130. Двигатель был унаследован от модели ЗИЛ 130. Представляет собой восьмицилиндровую V-образную бензиновую силовую установку, оснащенную карбюратором.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 6.0 л;
  2. Максимальная мощность – 150 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 401.8 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 29 л.

ЗИЛ-645. Является дизельным V-образным восьмицилиндровым двигателем, который устанавливался на некоторые модификации и в дальнейшем на модель ЗИЛ 4331.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 8.74 л;
  2. Максимальная мощность – 185 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 110 мм;
  4. Ход поршня – 115 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 18.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 510.8 Нм (при 1400-1600 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-40 л.

КамАЗ-740.10. Представляет собой восьмицилиндровый дизельный V-образный силовой агрегат, используемый на некоторых модификациях ЗИЛ 133.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 210 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17;
  6. Наибольший крутящий момент – 667 Нм (при 1600-1800 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 40-45 л.

КПП

Стандартная версия грузовика, выпускаемая в период с 1975 по 1978 год, комплектовалась пятиступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передаче.

Некоторые модификации, в том числе ЗИЛ 133Г40, используют девятиступенчатую механическую коробку передач с делителем. Такая коробка передач обладает пневмомеханическим приводом в делителе.

Интересной особенностью здесь является то, что клапан, приводящий в действие исполнительный механизм, связан с толкателем пневматического усилителя в системе привода сцепления.

Такое решение позволяет водителю включить посредством переключателя необходимую передачу в делителе без нажатия на педаль сцепление и газа. Позже переключение передачи в нужный момент исполняется за счет простого выжима педали сцепления.

Тормозная система

Всю тормозную систему можно разделить на четыре типа, а именно:

  • Рабочие тормоза. Являются основными тормозами с пневматическим приводом. Эта система имеет разделенное управление передними и задними тормозными механизмами. Органы управления представлены педалью тормоза и специальным тормозным краном;
  • Стояночный тормоз. Внутри кабины расположен специальный рычаг, отвечающий за включение стояночного тормоза. Здесь также используется пневматический привод. В тормозных камерах установлены специальные энергоаккумуляторы, обеспечивающие постоянное давление в тормозных механизмах задних колес;
  • Вспомогательный тормоз. При включении данного тормоза торможение осуществляется за счет двигателя. Используется в основном при активных торможениях;
  • Запасной тормоз. Является страховочной тормозной системой, которая подключается в случае выхода из строя основной тормозной системы. По принципу работы схожа со стояночным тормозом, поскольку приводится в действие тем же рычагом. Здесь все торможение происходит за счет энергоаккумуляторов, расположенных в тормозных камерах.

Все тормозные механизмы, как и у других грузовиков, имеют барабанную конструкцию с колодками.

Ходовая часть

Конструкция рамы представлена двумя лонжеронами, изготовленными методом штамповки. Эти лонжероны соединены между собой поперечинами, обеспечивающими жесткость конструкции к различным деформациям и скручиваниям. Первая, четвертая и пятая поперечина имеют особое строение, благодаря чему и достигается высокая жесткость.

Первая поперечина в раме, несет на себе несколько опор для силовой установки и другие рабочие элементы грузовика. Третья поперечина в основном обеспечивает жесткость соединения лонжеронов. Четвертая выполнена в виде двух идентичных половин швеллера и также отвечает за жесткость. Пятая поперечина обычно комплектуется тягово-сцепным устройством.

Спереди грузовик оснащался зависимой подвеской, имеющей продольные полуэллиптические рессоры и гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия.

Сзади конструкция укомплектована зависимой балансирной подвеской, в которой также присутствуют продольные полуэллиптические рессоры, имеющие реактивные штанги.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина (стандартная) – 9000 мм.
  2. Полная длина (модификация) – 9037 мм.
  3. Полная длина (модификация) – 9040 мм.
  4. Полная ширина – 2500 мм.
  5. Высота по кабине (стандартная) – 2345 мм.
  6. Высота по кабине (модификация) – 2700 мм.
  7. Высота по кабине (модификация) – 3358 мм.
  8. Длина колесной базы (стандартная) – 3710 мм.
  9. Длина колесной базы (модификация) – 4610 мм.
  10. Длина колесной базы (модификация) – 4620 мм.
  11. Ширина передней колеи (стандартная)- 1835 мм.
  12. Ширина передней колеи (модификация)- 1848 мм.
  13. Ширина задней колеи (стандартная)- 1850 мм.
  14. Ширина задней колеи (модификация)- 1840 мм.
  15. Клиренс (стандартная) – 250 мм.
  16. Клиренс (модификация) – 230 мм.

Особенности

Серийное производство данного грузовика было полностью прекращено в 1999 году. Но не смотря на это ЗИЛ 133 и в настоящее время не является такой редкостью. Машина применяется сейчас в народных и сельских хозяйствах, строительстве и различной промышленности. Объясняется все это тем, что модель действительно обладает внушительной надежностью и устойчивостью к суровым условиям эксплуатации. Практически каждый механизм и узел грузовика изначально рассчитаны на огромный срок службы. Многие водители и владельцы отзываются очень положительно об этой модели. Зачастую в отзывах упоминается о следующем:

О высокой грузоподъемности и возможности эксплуатировать технику в качестве тягача в составе автопоезда;

О хорошей проходимости. ЗИЛ 133 может без особых проблем преодолевать сложные дорожные участки. Это обусловлено, конечно же, наличием центрального моста, что в свою очередь обеспечивает отличное распределение массы грузовика по осям и тем самым позволяет оказывать гораздо меньшее давление на грунт, чем другие двухосные машины;

О неприхотливости и удобству при эксплуатации. Грузовик не вызывает каких-либо затруднений с запуском в условиях низких температур, что достигается за счет предпускового подогревателя;

О ремонтопригодности. Многие элементы конструкции не только обладают высоким запасом прочности, но также имеют много общего с конструкцией ЗИЛ 130. Благодаря этому, человеку, имевшему дело со 130-й моделью, в случае ремонта все будет максимально понятно и знакомо. Более того, большой капот обеспечивает полный доступ ко многим элементам. Запасные части на него имеют довольно приемлемую стоимость, да и с поиском никаких проблем не возникнет.

Недостатки

Исходя из всего вышеописанного, ЗИЛ 133 стал действительно очень удачной разработкой. Но имеются также и свои недостатки.

В кабине хоть и присутствует отопительная система, но эффект от нее все же слабый. Из-за этого не совсем комфортно работать в условиях отрицательных температур.

Штатный топливный бак обладает недостаточной, как показа практика, емкостью. В связи с этим многие водители, что в то время, что сейчас, устанавливали дополнительные баки.

У грузовой платформы не очень высокая прочность. Из-за этого чаще всего подвергается ремонту именно этот элемент конструкции.

Цена

Объявлений о продаже ЗИЛ 133 сейчас достаточно много. В среднем стоимость грузовика варьируется в пределах от 300 тысяч и до 500 тысяч рублей. Такую цену просят за полностью готовые к работе экземпляры. Помимо этого на цене сказывается, как правило, год выпуска, пробег, техническое состояние, тип модификации, а также укомплектованность.

Стоимостью от 30 тысяч и до 120 тысяч рублей обладают в основном модели, либо продаваемые на запчасти, либо не на ходу или же в довольно вымотанном техническом состоянии.

Отзывы владельцев и водителей

  • Работаю На ЗИЛе 133 с 2010 года. Машина 1992 года выпуска. Из достоинств отмечу высокую грузоподъемность, развитую сервисную есть запчастей, высокую ремонтопригодность и небольшую стоимость владения. К недостаткам можно отнести посредственную водительскую посадку и обзорность. Кабина сделана по-спартански, как на военной технике. Эта модификация ЗИЛа, можно сказать, по возможностям смахивает на КАМАЗ. И техническая начинка аналогична камазовской, а вот снаружи это вылитый ЗИЛ. Но в любом случае, как я уже писал, проблем с запчастями и ремонтом не возникает. Необходимые запчасти можно найти на авторазборках. Стоимость владения – как у КАМАЗа, как и ремонтопригодность и окупаемость. Такой автомобиль целесообразнее использовать в тентовом или бортовом исполнении. Например, моя версия уверенно справляется с перевозкой досок, бревен, металлоконструкций и т. д. Машина имеет грузоподъемность 10 тонн – вполне достойный показатель по актуальным меркам. Так что если есть работа и постоянно идут заказы, этот автомобиль окупается довольно быстро.
  • На платформе ЗИЛ-133 строили немало автокранов и прочей спецтехники. Сейчас эти автомобили массово скупают и переоборудуют в бортовые грузовики. Дело в том, что пробег у автокранов был относительно небольшой, как и сама периодичность эксплуатации – в связи с узким кругом задач. Вот как раз один из таких переоборудованных экземпляров мне и достался – использую его для грузоперевозок на дальние расстояния. Стоимость владения аналогична Камазов. По поводу управляемости автомобиль вполне предсказуемый и его можно удержать в заданной траектории как в пустом, так и в груженном состоянии. В кабине относительно тепло, но печка увы прогревает очень медленно. Надо признать ЗИЛ-133 является достойной альтернативой КАМАЗу, еще и дешевле в обслуживании. Сам по себе автомобиль живучий. С мотором 6.0 потребляет 40 литров. У грузовика плохая обзорность и повышенный масложор, но все это быстро окупается.
  • Машина проста в обслуживании и длительном использовании, кто бы что ни говорил. Главное знать, для чего покупать подобную технику, причем брать надо с учетом того, что в будущем машина окупится. ЗИЛ-133 – тачка для расчетливых хозяйственников, в т. ч. начинающих предпринимателей. Безусловно, комфорт в салоне отсутствует, но в рабочем авто он особо и не нужен. Отсутствие электроники и простая конструкция только в плюс – так гораздо дешевле и проще в обслуживании своими силами. Изначально я удивился тому, что в этом автомобиле нет привычного двигателя ЗИЛ, который очень сильно кушает бензин и масло. Оказывается, этот грузовик наделен камазовской начинкой – от двигателя до трансмиссии. А кузов от ЗИЛа, поэтому уровень комфорта еще более специфический, чем на относительно современном КАМАЗе. Само собой в моей машине нет спальных сидений, зато есть две «табуретки», или подобие их. Сидеть крайне неудобно, в процессе рабочего дня затекает спина. Максималка у ЗИЛа133 в районе 70 км/час, что для грузовика приемлемо. Отопитель салона малоэффективный даже на максимальной скорости, зато если подождать, то внутри будет тепло и уютно.
  • У меня ЗИЛ 133 – проверенный временем грузовик для широкого спектра задач. Его можно оснастить широким набором дополнительного оборудования, но несмотря на это, в салоне по-прежнему будет неудобно. А все потому, что все это оборудование только повышает производительность машины, но ни как не улучшает уют, комфорт и т. д. Так что приходиться привыкать. Зато автомобиль относительно недорогой даже со всеми внедорожными опциями и платформами, поэтому достаточно быстро купается. У него сравнительно небольшой расход, т. к. у меня версия с камазовским дизелем. Автомобиль вобрал в себя немало чего от военных ЗИЛов и КАМАЗов – это как раз в угоду прочности и надежности. Обслуживать такую технику необходимо при помощи специального оборудования – не обязательно самого современного, т. к. электроника считай отсутствует. Все сделано по старинке. Порадовала развитая сервисная сеть и наличие запчастей почти в любой российской глубинке, но при необходимости самые важные детали можно взять с собой. У меня ЗИЛ-133 работает в качестве самосвала на стройках. У ЗИЛа высокая грузоподъемность и крепкая ходовая часть.
  • Езжу на ЗИЛе 133 с 2013 года. Работать на нем – то еще удовольствие, но вот как стабильный источник дохода этот автомобиль проявляет себя с лучшей стороны. У него хорошая грузоподъемность и недорогие запчасти, которые можно найти практически везде. Автомобиль в полной мере справляется с поставленными задачами, ввиду своей повышенной выносливости. За семь лет использования особых минусов я не заметил, ну разве что неудобную водительскую посадку, сквозняки, шум, гул и вибрации в салоне, но это все жалкая критика – можно привыкнуть, если воспринимать данный авто чисто как рабочую лошадку. КАМАЗовский двигатель обладает хорошим запасом тяги, а также имеет неплохую разгонную динамику и не страдает перегревом. Что-то подобное (не помню, какая точно модель, но один из ЗИЛов) было у моего отца, которая иногда давал порулить, когда нужна была помощь. Конечно, я долго привыкал к тяжелому рулю и большим кренам, но впоследствии и я освоился и даже получал некое подобие удовольствия от управления. Прошли годы и я уже стал владельцем собственного ЗИЛа со вторичного рынка. Раньше это был автокран, который потом был переоборудован в грузовик. Найти запчасти не составляет труда – главное, знать, где они «спрятаны». Следует почаще шерстить интернет-форумы ради наиболее выгодных предложений. Автомобиль мне достался в приемлемом состоянии – с живой МКПП и двигателем, который позволяет без потери тяги трогаться на подъем.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =