ЗИЛ 131 технические характеристики

ЗИЛ 131 является легендарным грузовым автомобилем, серийное производство которого осуществлял завод имени Лихачева. Для предприятия данный грузовик был основным. ЗИЛ 131 отличался от всех машин тем, что он имеет внушительную проходимость в условиях бездорожья. Большое количество техники было выпущено для нужд Советской армии.

Грузовик ЗИЛ 131 стал действительно удачной разработкой. Благодаря множеству различных достоинств, включая высокую надежность и производительность, машина пользовалась большой популярностью не только в военных сферах, но также и сельских и народных хозяйствах. База грузовика в дальнейшем послужила для создания множества специализированных модификаций, что только расширяло его область применения.

Одними из основных качеств, за которые потребители и выбирали данную модель, являлись малые расходы, требуемые при техническом обслуживании, а также простота конструкции и механизмов.

Несмотря на то, что ЗИЛ 131 начал выпускаться еще в 1960-х годах, в настоящее время он также эксплуатируется в различных областях, причем активно.

История

В 1950-х годах завод имени Лихачева занялся проектированием полноприводной грузовой техники, ориентированной в первую очередь на выполнение армейских нужд. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину.

Грузовик получил в конструкции массу проверенных и зарекомендовавших себя на других моделях решений. Но, несмотря на это у модели появились и собственные недостатки, причем довольно много. В 1956 году разработчиками была представлена опытная версия грузовика ЗИС 131, которая была во многом унифицирована с грузовиком ЗИС 130.

Тот период времени стал довольно сложным для предприятия. Связано это было с различными трудностями при изготовлении не серийных деталей и узлов, поскольку в 1958 году был представлен переходный грузовик, получивший наименование ЗИЛ 165. В плане технических характеристик и конструкционных решений, новая модель была очень схожа с опытным вариантом. Но в ходе тестирования выявились недоработки, которых было даже множество. Завод посчитал нецелесообразным дорабатывать ЗИЛ 165, и предприятие серьезно взялось за дальнейшее развитие 131-го ЗИЛа. За этот год данный грузовик получил ряд различных усовершенствований. В 1959 году опытные экземпляры ЗИЛ 131 отлично показали себя на испытаниях, и после этого модель должна была поступить в серийное производство. Но планы немного поменялись в связи с некоторыми трудностями самого производства.

В 1960 году сошел с конвейера опытный грузовик ЗИЛ 132. В отличие от 131-го он имел еще лучшую проходимость. Но так и остался опытным и не пошел в производство.

В 1964 году завод занялся глобальным обновлением производственных программ. В результате этого изменения коснулись внешнего вида и внутреннего содержания моделей. Под модернизацию попал и ЗИЛ 131. С самого начала завод планировал произвести унификацию новой модели с ЗИЛ 130, но военными представителями такое решение было отклонено. Объясняется это тем, что грузовик, имевший витиеватую облицовку радиатора и дутые передние крылья, был бы недостаточно эффективным в полевых условиях.

Первую серийную партию новых грузовиков завод имени Лихачева представил в 1967 году. На протяжении последующих 8 лет инженерами неоднократно дорабатывалась конструкция машины, что в итоге всех изменений позволило сделать ЗИЛ 131 достойной заменой 157-го.

Что касается таких качеств, как комфорт, максимальная грузоподъемность, проходимость и скорость, то в этом ЗИЛ 131 обладал значительным превосходством перед предшествующей моделью. В 1974 году данному грузовику был присвоен Государственный знак качества.

Машина выпускалась в своем первоначальном виде около 20 лет. В 1986 году грузовик был подвергнут модернизации. Новая модернизированная версия получила тогда наименование ЗИЛ 131Н. Для потребителей грузовик был доступен как с бензиновым, так и с дизельным силовым агрегатом под капотом. В 1987 году производство модели было расширено. Тогда данный процесс начал также осуществлять и Уральский автомобильный завод.

Завершилось производство модели в 1994 году. Тогда первым прекратило московское предприятие, поскольку была разработана замена ЗИЛ 4334. Но Уральский автозавод все же продолжил выпускать с конвейера новые грузовики. Марка ЗИЛ 131 просуществовала до 2002 года, а затем в производство пошла модель АМУР 521320, представляющая собой полноценный аналог ЗИЛ 131Н.

Модификации

За все время серийного производства 131-й модели на ее базе были построены и многие другие версии, среди которых:

Модификация ЗИЛ 131А.

Является специальной версией, имеющей неэкранированное электрооборудование. Основным отличием данной модификации от базового грузовика стало отсутствие особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя;

Модификация ЗИЛ 131В.

Является тягачом седельного типа, использующим в качестве базы стандартный ЗИЛ 131. Данная модификация обладает укороченной рамой. Помимо этого имеет седельно-сцепное устройство и два запасных колеса. Такой грузовик осуществлял транспортировку различных грузов на полуприцепе с максимальной грузоподъемностью до 12000 килограмм (на твердых дорожных покрытиях) и 10000 килограмм (на грунтовых дорогах). Модель сходила с конвейера в период с 1968 и по 1986 год;

Модификация ЗИЛ 131Д.

Данная модификация оснащена кузовом самосвального типа и специальным подъемным оборудованием. Кроме этого под таким наименованием с 1992 по 1994 год выпускалась небольшими партиями и другая модификация, имеющая под капотом дизельную силовую установку производства Caterpillar;

Модификация ЗИЛ 131С.

Является специальной версией, предназначенной для эксплуатации в Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Отличается от базового грузовика наличием автономной отопительной системы, дополнительной теплоизоляции, штатных противотуманных фар, теплоизоляции аккумуляторной батареи и двойных стекол. Помимо этого здесь присутствуют резинотехнические изделия, обладающие повышенной устойчивостью к суровым температурным условиям;

Модификация ЗИЛ 131АС.

Версия является полностью идентичной предыдущей модификации;

Модификация ЗИЛ 131Х.

Является специальной версией, предназначенной для эксплуатации в зонах с тропическим и пустынным климатом;

Модификация ЗИЛ 131Н.

Представляет собой модернизированный вариант базового грузовика. Модель выпускалась с 1986 года. Среди основных отличий следует выделить усовершенствованную V-образную восьмицилиндровую силовую установку марки ЗИЛ-5081. Этот двигатель имеет увеличенный до 250 тысяч километров эксплуатационный ресурс. Также версия комплектовалась новым тентом, при изготовлении которого применялись более современные синтетические материалы;

Модификация ЗИЛ 131НА.

Данная модификация представляет собой аналог предыдущей версии. Отличительной чертой стало неэкранированное электрооборудование;

Модификация ЗИЛ 131НВ.

Является тягачом седельного типа. Имеет седельно-сцепное устройство и усовершенствованную платформу;

Модификация ЗИЛ 131Н1.

Является специальной версией, имеющей под капотом дизельный силовой агрегат марки Д-245.20. Максимальная мощность на выходе у этого двигателя достигает отметки в 105 лошадиных сил;

Модификация ЗИЛ 131Н2.

Является специальной версией, имеющей под капотом дизельный силовой агрегат марки ЗИЛ-0550;

Модификация ЗИЛ 131НС.

Модификация предназначена для эксплуатации в суровых температурных условиях. Является аналогом модификации ЗИЛ 131С, но имеет усовершенствованную платформу;

Модификация ЗИЛ 131НАС.

Модификация предназначена для эксплуатации в суровых температурных условиях. Является аналогом модификации ЗИЛ 131АС, но имеет усовершенствованную платформу;

Модификация ЗИЛ 131НВС.

Является также северным исполнением грузовика, как и две предыдущие модификации;

Модификация ЗИЛ 131-137Б.

Версия выполнена в виде автопоезда.

Довольно большую часть от всего объема производства занимали версии, являющиеся универсальным шасси. На такие экземпляры устанавливались различные настройки и специальное оборудование. К примеру, на базе ЗИЛ 131 была построена пожарная машина.

Помимо всего этого, база данного грузовика послужила для создания множества разнообразной спецтехники, среди которых следует отметить:

  1. Бензовозы-топливозаправщики: АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131;
  2. Маслозаправщики: МЗ-131;
  3. Автоцистерны универсального назначения: АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131;
  4. Аэродромные передвижные агрегаты (тягачи): АПА-50М; АПА-35-2В.

Кабина

Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 комплектовался цельнометаллической теплоизолированной кабиной, рассчитанной на трех человек.

Отопительная система в кабине совмещена с системой охлаждения мотора и имеет центробежный вентилятор. На щитке внутри кабины предусмотрена специальная ручка, посредством которой осуществляется управление заслонкой канала отопительной системы.

Система вентиляции сделана максимально просто. Она представлена опускающимися стеклами, поворотными дверными форточками, а также каналом у правого брызговика.

Кабина оснащалась раздельными сидениями. На водительском сидении присутствует несколько регулировок. Сидения для пассажиров совмещены и выполнены в виде небольшого дивана. Сидения обладают подушками, при изготовлении которых используется губчатая резина.

Грузовая платформа

Кузов машины состоит из деревянной платформы, имеющей металлическую оковку и металлические поперечные брусья. Конструкция дополнена глухими передним и боковыми бортами. Сзади платформа оснащалась откидным бортом.

Стандартный кузов ЗИЛ 131 рассчитан на широкое применение. Помимо транспортировки каких-либо грузов, платформа также может служить и для перевозки людей. Для этого платформа была оборудована откидными скамейками, обеспечивающими 16 посадочных мест, и дополнительной средней съемной, на которой могут разместиться 8 человек.

Технические характеристики

Двигатель

ЗИЛ 131 комплектовался V-образным восьмицилиндровым силовым агрегатом марки ЗИЛ-5081 с карбюраторной топливной системой.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 5.97 л;
  2. Максимальная мощность – 150 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 410.2 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-35 л.

Для дизельных версий предлагался четырехцилиндровый рядный двигатель марки Д-245.20.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 4.75 л;
  2. Максимальная мощность – 122 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 110 мм;
  4. Ход поршня – 125 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.1;
  6. Наибольший крутящий момент – 422 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 18 л.

Другим вариантом стала V-образная шестицилиндровая дизельная силовая установка марки ЯМЗ-236.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 11.15 л;
  2. Максимальная мощность – 180 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 1078 Нм (при 1100-1300 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Средний расход топлива – 30-40 л.

КПП

Трансмиссию данного грузовика представляет пятиступенчатая механическая коробка передач. В ней присутствует пара инерционных синхронизаторов, включающих вторую и третью, четвертую и пятую передачу. КПП оснащалось также однодисковым сухим сцеплением, имеющим пружинный гаситель крутильных колебаний. Также трансмиссия грузовика обладает двухступенчатой механической раздаточной коробкой.

Момент передается на колеса посредством четырех карданных валов, имеющих шарниры с игольчатыми подшипниками.

Тормозная система

ЗИЛ 131 комплектуется барабанными тормозными механизмами, установленными на всех колесах. Механизмы имеют две внутренние колодки. Такой набор механизмов представляет собой рабочую систему грузовика.

Стояночные тормоза у машины аналогичны рабочей системе. Здесь также присутствует барабанный механизм, но уже только один, установленный на валу трансмиссии. Внутри барабана имеется две колодки.

Ходовая часть

Эта модель, как и все другие грузовые автомобили, использует штампованную, клепаную раму, имеющую швеллерные лонжероны и штампованные поперечины. В задней части рамы установлен крюк, имеющий резиновый амортизатор. Спереди рама оборудована двумя жесткими буксирными крюками.

Переднюю подвеску представляют продольные рессоры и гидравлические, телескопические амортизаторы двунаправленного действия. В задней подвеске также используются продольные рессоры. Сама задняя подвеска балансирная, а передняя зависимая.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 7040 мм.
  2. Полная ширина – 2500 мм.
  3. Высота по кабине – 2480 мм.
  4. Длина колесной базы – 3350 мм.
  5. Ширина передней колеи – 1820 мм.
  6. Ширина задней колеи – 1820 мм.
  7. Клиренс – 330 мм.
  8. Наименьший радиус поворота – 10.2 м.
  9. Длина грузовой платформы – 3600 мм.
  10. Ширина грузовой платформы – 2322 мм.
  11. Высота бортов – 346 мм.

Особенности

Преимущества

Грузовой автомобиль ЗИЛ 131 имеет довольно большое количество положительных отзывов. В них многие водители и владельцы отмечали его чрезвычайную надежность, внушительную выносливость и практически не убиваемое качество всех узлов и механизмов. Помимо этого грузовик славился еще и своей проходимостью, которая на время серийного производства практически не имела равных. Разве что конкуренцию могло составить детище Горьковского автомобильного завода ГАЗ 66.

Имея полностью загруженный кузов, грузовик без каких-либо проблем мог преодолевать размокшие и разбитые дорожные участки. Проблемой для него также не стали глинистые косогоры, песчаные барханы, ну и расплывшаяся от обильных дождей пересеченная местность. Как не сложно догадаться, с таким отличным набором качеств ЗИЛ 131 был особо популярной техникой в армии и народных хозяйствах, где работа велась в труднодоступных для других машин местах.

В плане конструкции грузовик получился максимально простым и понятным. Многое, что у него есть, практически полностью схоже со 130-м ЗИЛом. Единственным отличием же стала кабина, средний мост и полный привод, которого на предшественнике не было и в планах.

Также отмечают и простое техническое обслуживание. Большой капот и высокий дорожный просвет обеспечивают полный доступ ко всем узлам и агрегатам. За счет этого какая-либо неисправность могла решиться за довольно короткое время, причем даже в полевых условиях, если, конечно, присутствует определенных набор инструментов.

Недостатки

Но кроме своих достоинств ЗИЛ 131 имеет и несколько недостатков. В первую очередь необходимо отметить, что для длительного передвижения грузовик не подходит. Это объясняется тем, что посадка в нем довольно жесткая, хоть и обеспечивает отличный обзор. На скорости свыше 65 километров в час, грузовик ощутимо трясет, а из-за слабой шумоизоляции внутри становится очень шумно. Другим же недостатком, который является в настоящее время для грузовика очень значительным, стал его расход топлива.

Машина расходует действительно большие объемы горючего. Если раньше, когда грузовик выпускался, топливо стоило копейки, да и к тому же машины не были частными, а государственными, то сейчас же все наоборот. Если сейчас грузовик в частном владении, то его зачастую переводят на газобаллонное оборудование.

Цена

ЗИЛ 131, как и ГАЗ 66, в первую очередь был ориентирован на выполнение различных армейских нужд, но помимо этого техника активно использовалась и в народных хозяйствах. В связи с военным назначением данного грузовика, большое количество машин была отправлено на консервацию, откуда в настоящее время можно приобрести образцы с отличным техническим и внешним состоянием, малым пробегом и различным оборудованием на борту, как, к примеру, КУНГи и тому подобное.

Таким вариантом часто заинтересованы любители охоты и рыбалки, ну и путешественники. Что касается цены, то в зависимости от года выпуска грузовик ЗИЛ 131 прямо с консервации может обладать средней стоимостью в пределах от 500 тысяч и до 700 тысяч рублей. Но присутствуют и более дорогие версии, оснащенные экономичными дизельными силовыми агрегатами, сейчас доступны по стоимости до одного миллиона рублей. Также стоит отметить, что на цене сказывается и тип установленного оборудования.

Более дешевыми вариантами можно назвать те самые машины, поставляющиеся для народного хозяйства. Поддержанная техника в таком случае обладает средней стоимостью в диапазоне от 100 тысяч и до 300 тысяч рублей. Здесь на цену влияют такие факторы, как год выпуска, техническое состояние, пробег, ну и оснащенность грузовика.

Если рассматривать технику не на ходу или в близком к этому техническом состоянии, то ценник варьируется в пределах от 60 тысяч и до 90 тысяч рублей.

Отзывы владельцев и водителей

  • У меня ЗИЛ 131 – обновленный 130 со средним мостом. Автомобиль впечатляет проходимостью и справляется с поставленными задачами. У меня машина используется в качестве лесовоза, а также технической помощи. Это армейский тяжелый грузовик с военным камуфляжем. Честь и хвала тем автолюбителям, которые переделывают эти машины в передвижные бани, хотя это уже чисто бизнес. Автомобиль более прожорливый, чем 130-ая модель. Данная модификация – с удлиненной бортовой платформой и так называемыми «кониками». ЗИЛ 131 неплохо справляется с обязанностями сортиментовоза со средней грузоподъемностью в пределах 5 тонн. Кроме того, данная модель неплохо себя зарекомендовала и в качестве лесовоза. Безусловно, стоимость владения подобного автомобиля обходится в круглую сумму, но это конечно если не сравнивать с зарубежными аналогами). Машина обладает высокой степенью живучести и ремонтопригодности. Салон со «спартанской» посадкой, поэтому сразу видно, что это чисто рабочая лошадка. Двигатель объемом 6.0 л выдает 150 л. с. и потребляет не меньше 30 литров при 60 км/час.
  • Отличный проходимец как основной источник дохода. Когда я был совсем малым в эпоху СССР, ЗИЛ-131 моего отца казался мне совсем громадиной, но в теории это ведь среднетоннажный грузовик, а в исполнении 131 – еще и с повышенной проходимостью. Двигатель объемом 6.0 л исправно выдает 150 лошадей и склонен к перегреву. Зимой радует уверенным запуском. Наличие трех мостов впечатляет с точки зрения проходимости – машина уверенно движется по болотистым местам. Протектор у покрышек, мягко говоря, не хилый. И все же, бывают и форс-мажорные ситуации: однажды мы застряли в глубокой речке – заехали туда специально чтобы помыть грузовик. Но увы мы не доглядели – машину засосало в эту пучину куда по глубже. К счастью, нас тогда была лебедка. Иначе этот тяжелый ЗИЛ вряд ли бы выехал без посторонней помощи. Расход топлива у данного «тягача» среднего класса составляет 35-40 литров в зависимости от нагрузки. Карбюратор достаточно мощный для такой массы авто.
  • Я владелец грузовика ЗИЛ-131, который имеет набор недостатков и достоинств, как и любой другой грузовик за сравнимые деньги. Да, у него гигантский расход в 40 литров. И еще этот автомобиль плохо пригоден для дальнего передвижения. Зато ходовые качества у 131-го на высоте. Приятно встретить этого «пожилого парня» в селе, в городе, на стройке, на карьере и т. д. Я использую для езды по бездорожью, в качестве буксировщика и т. д. ЗИЛ 131 надо признать является достойным вложением денег, если нужен стабильный источник дохода. Само собой, нужная своя автомастерская, т. к. стороннее обслуживание ЗИЛа будет стоить серьезных денег. ЗИЛ обладает выносливым двигателем, который способен работать в жару или в мороз. Коробка передач переключается предсказуемо и не перегревается. Насколько я помню, подобную связку (ДВС + МКПП) от ЗИЛа устанавливали на известный Львовский автобус ЛАЗ. Двигатель много жрет бензина и масла, что можно считать его основным минусом.
  • Работаю на ЗИЛе 131 1984 года выпуска. надо признать этот автомобиль является легендой советского автомобилестроения, ведь благодаря таким машинам удалось отстроить целую большую страну. Как и у великой державы, у ЗИЛа тоже немало недостатков, но достоинств гораздо больше! С точки зрения динамики машина неплохо тянет даже в горку или на проселочной дороге, а также в раскисшем грунте. Но надо понимать, что чем выше нагрузка, тем больше расход топлива. Укладываюсь в 40-45 литров в зависимости от нагрузки. Зато как ЗИЛ преодолевает грязевые заслоны – даже в стихах не описать. Можно трогаться задним ходом на подъем – правда, для этого надо спустить давление в шинах до 0,5. Примечательно, что на трассе из этого трудяги можно выжать целые 70 км/час. Машина едет легко, учитывая большой запас тяги. Пожалуй, лучше этой тачки только ГАЗ-66.
  • У меня ЗИЛ 131 советского производства. Оборудован бензиновым 6-литровым мотором и механической КПП. Жаль, такой автомобиль очень сложно найти в дизельном исполнении – с этим мотором ЗИЛ гораздо экономичнее. Но зато 6-литровый бензиновый ДВС поражает разгонной динамикой. Машина способна уверенно пересечь глубокий брод, если только перед ней не проедет Урал – сами понимаете, какая глубина колеи от его колес. Как раз для таких случаев мне пригодилась модификация с лебедкой. Отмечу удобную работу трансмиссии и раздаточной коробки. Тормоза – пневматические. Порадовали очень крепкие мосты – по сути, это настоящий внедорожник грузового класса. Однако расход в 40-45 литров никак не соответствует нынешним нормам. К сожалению дизельный вариант найти не удалось.
  • Однажды мне посчастливилось поездить на этом грузовике – подработать в отпуске, так сказать. У меня 131-й ЗИЛ с двигателем Д-245 на тяжелом топливе. Этот агрегат как нельзя кстати подходит грузовой и тяжелой машине с вычурными внедорожными способностями. Надежность, безотказность и ремонтопригодность – главные достоинства данного автомобиля при своевременном обслуживании. У дизеля большой запас тяги на низких оборотах. препятствия можно преодолевать без разгона. Грузовику нипочем ни горки, ни канав, ни лис или болота. Автомобиль оснащен системой централизованной подкачки колес, что позволяет в необходимый момент спустить шины и тем самым превратить ЗИЛ в подобие гусеничного транспорта. Данная особенность, а также колесная формула 6х6, без проблем компенсируют отсутствие межколесных блокировок. При необходимости передний мост можно отключить. В наличии есть привод коробки отбора мощности, а также 80-метровая лебедка. С таким внедорожным арсеналом, конечно, грех надеяться на хорошие ездовые качества в городских условиях. Машина сильно кренится и почти не управляется. Руль очень тяжелый, грузовик неповоротливый. От рева мотора в кабине почти не слышно голоса пассажира. Присутствует рыскание, причем уже на средней скорости. Тем не менее, стоит похвалить тормозную систему – конечно, по меркам класса. Надо признать, ничто не заменит ЗИЛ 131 там, где кончается дорога и начинается русская земля.
  • Этот грузовик стоит потраченных денег. У меня версия с двигателем объемом 6.0 литра, который считается самым спорным для этой модели. Ладно там он показывает себя на неплохо на 130-й модели, однако 131-й ЗИЛ с таким ДВС потребляет еще больше топлива и масла. Безусловно, это связано с колесной формулой 6х6 и более зубастыми покрышками – почти как у Урала. По крайней мере, такие «тапочки» установлены на моей модификации. К счастью, машина настолько ремонтопригодная, что на ней не проблема заменить даже двигатель – их в наличии завались. Были у меня случай – отправили в рейс, до конечной точки оставалась пара километров, но вдруг внезапно глохнет двигатель. Думал полетел карбюратор – не набирает обороты и в общем не заводится. После того, как пригнали на базу, двигатель вскрыли и обнаружили стружку, а также вылетевшее штопорное кольцо. Сточило коренную шейку и двигатель под замену, благо у нас их несколько. Но на этот раз поставили дизель – он гораздо экономичнее.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + пятнадцать =