Содержание страницы
- Назначение
- Модификации
- Кабина
- Технические характеристики
- Двигатель
- Характеристики ЯМЗ-238ДЕ2:
- Размеры ЯМЗ-238ДЕ2:
- Характеристики ЯМЗ-7511.10:
- Размеры ЯМЗ-7511.10:
- Характеристики ЯМЗ-650:
- Размеры ЯМЗ-650:
- Характеристики ЯМЗ-653:
- Размеры ЯМЗ-653:
- Характеристики ЯМЗ-6581:
- Размеры ЯМЗ-6581:
- Характеристики ЯМЗ-651.10:
- Размеры ЯМЗ-651.10:
- Характеристики Mercedes-Benz ОМ501LA:
- Размеры Mercedes-Benz ОМ501LA:
- Эксплуатационный ресурс
- Топливный бак
- Расход топлива
- КПП
- Тормозная система
- Ходовая часть
- Габаритные размеры
- Масса и грузоподъемность
- Электропитание
- Двигатель
- Особенности
- Цена
- Отзывы владельцев и водителей
МАЗ-6430 это седельный тягач, построенный на трехосном шасси с колесной формулой 6х4. Модель предназначена для выполнения перевозки каких-либо грузов по междугородним, региональным и международным маршрутам. МАЗ-6430 может использовать в работе различные типы полуприцепов, как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.
Данный седельный тягач был впервые представлен широкой публике в 1997 году. В этом же году Минский автомобильный завод приступил к его серийному производству, которое продолжается также и в настоящее время.
Автомобиль был подвергнут рестайлингу в 2008 году. Тогда тягач стал оснащаться новой более комфортабельной кабиной и модернизированными двигателями, имеющими не только улучшенные мощностные показатели, но и соответствие с экологическими стандартами Евро-4.
Главными особенностями седельного тягача МАЗ-6430 являются доступность, ремонтопригодность и неприхотливость. Этими качествами Минский тягач обходит многие иностранные аналоги.
Назначение
Седельный тягач МАЗ-6430 способен осуществлять транспортировку практически любых видов груза. Это обусловлено возможностью использовать большое количество различных полуприцепов, начиная от обычных и заканчивая специальными.
Кроме этого автомобиль может работать в достаточно сложных условиях, как климатических, так и дорожных. Что делает его востребованным даже в отдаленных регионах.
Модификации
На базе стандартного МАЗ-6430 были разработаны и модифицированные версии, среди которых:
МАЗ-6430А5.
Модификация использует дизельный силовой агрегат Ярославского производства, а именно это восьмицилиндровый V-образный двигатель марки ЯМЗ-238ДЕ2, соответствующий экологическим требованиям Евро-2. Он развивает максимальную мощность на выходе в 330 лошадиных сил;
МАЗ-643008.
Под кабиной этой версии установлена дизельная силовая установка марки ЯМЗ-7511.10. Она имеет восемь цилиндров, расположенных V образом. Мотор отвечает экологическим требованиям Евро-2 и обладает максимальной мощностью в 400 лошадиных сил;
МАЗ-643018.
Модификация комплектуется импортным шестицилиндровым рядным двигателем марки Mercedes-Benz OM 501LA, отвечающим экологическим требованиям Евро-3. Он оборудован системой турбонаддува, что позволяет ему развивать максимальную мощность в 428 лошадиных сил;
МАЗ-6430А9.
Для данной модификации был выбран шестицилиндровый рядный дизельный двигатель Ярославского производства – ЯМЗ-650. При рабочем объеме в 11 литров этот двигатель способен развить максимальную мощность в 410 лошадиных сил. Стоит отметить, что он также имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-4;
МАЗ-6430С9.
Оснащается также шестицилиндровым рядным Ярославским двигателем марки ЯМЗ-653, имеющим соответствие с экологическими стандартами Евро-5. Его максимальная мощность на выходе достигает отметки в 422 лошадиные силы;
МАЗ-6430E9.
Такой седельный тягач оборудован атмосферным шестицилиндровым рядным двигателем марки Mercedes-Benz ОМ501, отвечающим экологическим стандартам Евро-5. Максимальная мощность этого двигателя немного меньше, чем у его турбированного аналога Mercedes-Benz OM 501LA;
МАЗ-6430А8.
Под кабиной установлен восьмицилиндровый дизельный двигатель марки ЯМЗ-6581, максимальная мощность которого составляет 400 лошадиных сил. Вместе с ним работает механическая 16-ступенчатая коробка передач марки ZF16S1650;
МАЗ-6430В9.
Модификация оснащается дизельным двигателем марки ЯМЗ-651.10, выдающим максимальную мощность в 412 лошадиных сил. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-4.
Стоит отметить, что помимо двигателя все эти модифицированные версии отличаются и другими параметрами, как например массой и габаритными размерами. К тому же могут обладать измененным внешним видом и различными вариантами трансмиссий.
Кабина
На седельном тягаче МАЗ-6430 конструкторы Минского автомобильного завода применили двухдверную цельнометаллическую кабину.
Дорестайлинговые версии оснащались кабинами с более современным внешним видом, чем у предшественников. В такой кабине присутствует панорамное лобовое стекло, прямоугольная радиаторная решетка, аккуратный бампер с интегрированными фарами, ну и спойлер, установленный на крыше.
Позже был проведен рестайлинг. В целом, конструкция кабины осталась прежней, однако внешний вид был значительно обновлен. Стоит отметить, что в плане дизайна белорусский тягач приблизился ко многим иностранным аналогам. Головное освещение здесь также представлено двумя блок-фарами, интегрированными в бампер. В каждой блок-фаре присутствует ближний и дальний свет, дневные ходовые огни, ну и указатель поворота. Помимо этого фары были дополнены встроенным корректором угла наклона ближнего света. Дополнительно комплектация автомобиля может быть дополнена прожекторами и сигнальными огнями, устанавливаемыми на крышу. Зеркала заднего вида на рестайлинговых моделях получили электрический привод регулировки. Вместе с этим используются и электрические стеклоподъемники.
Простой доступ в кабину обеспечивает большой дверной проем и продуманные подножки и поручни. Рабочее место водителя оборудовано просторным и комфортабельным сидением, в конструкции которого присутствует боковая поддержка. Помимо этого в сидении предусмотрено несколько регулировок, включая настройку наклона спинки, высоту, вылет, а также наклон и высоту подушки. Для дополнительного удобства сидение дополнили убираемым подлокотником. Рулевая колонка также имеет несколько регулируемых параметров, а именно: высоту, наклон и вылет.
Поскольку основным предназначением данного седельного тягача является транспортировка каких-либо грузов на дальние дистанции, внутри кабины за спинками сидений установили комфортное спальное место. Причем, по сравнению с предшественниками спальник нового автомобиля вышел намного удобнее. Кроме этого в кабине присутствует откидной столик, расположенный в центральной части передней панели, холодильник и даже газовая плита, имеющая баллон объемом в 8 литров.
Верхняя полка снабжена тахографом марки Stoneridge, являющимся одним из представителей класса МТСО 1324.
Для использования различных бытовых приборов, как например, телевизора, зарядного устройства и прочего, конструкторы разместили в кабине специальную розетку.
Технические характеристики
Двигатель
МАЗ-6430 обладает довольно широкой гаммой двигателей. В зависимости от модификации на тягач устанавливаются:
ЯМЗ-238ДЕ2. Является восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем, имеющим систему жидкостного охлаждения и турбонаддув, дополненный промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. ЯМЗ-238ДЕ2 это разработка Ярославского моторного завода. Данный мотор отвечает экологическим требованиям Евро-2.
Характеристики ЯМЗ-238ДЕ2:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 330 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1274 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-238ДЕ2:
- Длина – 1388 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1100 мм.
ЯМЗ-7511.10. Это восьмицилиндровый дизельный силовой агрегат с V-образной компоновкой цилиндров, разработанный Ярославским моторным заводом. Он имеет непосредственный впрыск топлива, жидкостную систему охлаждения и турбонаддув с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Кроме этого двигатель имеет соответствие с экологическими нормами Евро-2.
Характеристики ЯМЗ-7511.10:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 400 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1715 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-7511.10:
- Длина – 1425 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1100 мм.
ЯМЗ-650. Является дизельным шестицилиндровым двигателем, имеющим рядное расположение цилиндров. Этот мотор был разработан специалистами Ярославского моторного завода. В штатное оснащение входит непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение, а также система турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. ЯМЗ-650 имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-4.
Характеристики ЯМЗ-650:
- Рабочий объем – 11.12 л;
- Максимальная мощность – 410 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 123 мм;
- Ход поршня – 156 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1870 Н.м. (при 1200 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-650:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 935 мм;
- Высота – 1126 мм.
ЯМЗ-653. Представляет собой также рядный шестицилиндровый дизельный силовой агрегат, разработанный Ярославским моторным заводом. Он оборудован системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, аккумуляторной топливной системой Bosch и жидкостным охлаждением. Он имеет соответствие с экологическими стандартами Евро-5.
Характеристики ЯМЗ-653:
- Рабочий объем – 11.12 л;
- Максимальная мощность – 422 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 123 мм;
- Ход поршня – 156 мм;
- Наибольший крутящий момент – 2000 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-653:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 955 мм;
- Высота – 1136 мм.
ЯМЗ-6581. Представляет собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров. Двигатель оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и жидкостным охлаждением. Мотор имеет соответствие с экологическими стандартами Евро-3.
Характеристики ЯМЗ-6581:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 420 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1766 Н.м. (при 1100-1500 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6581:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 955 мм;
- Высота – 1136 мм.
ЯМЗ-651.10. Является шестицилиндровым дизельным двигателем с рядным расположением цилиндров. Мотор отвечает экологическим требованиям Евро-4. С завода он оснащен системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и жидкостным охлаждением.
Характеристики ЯМЗ-651.10:
- Рабочий объем – 11.12 л;
- Максимальная мощность – 412 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1911 Н.м. (при 1200-1400 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-651.10:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 935 мм;
- Высота – 1126 мм.
Помимо представленных моторов Минский автомобильный завод устанавливает на свои тягачи и пару импортных вариантов, а именно:
Mercedes-Benz ОМ501LA. Это шестицилиндровая дизельная силовая установка с V-образным расположением цилиндров. Двигатель был разработан в 1996 году компанией Daimler Chrysler. Он имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Существует также и его атмосферная модификация, известная под индексом Mercedes-Benz ОМ501. Устанавливается она также на некоторые модификации МАЗ-6430. Что касается экологичности, то оба варианта отвечают требованиям Евро-3.
Характеристики Mercedes-Benz ОМ501LA:
- Рабочий объем – 11.9 л;
- Максимальная мощность – 428 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 150 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1850 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры Mercedes-Benz ОМ501LA:
- Длина – 1190 мм;
- Ширина – 1020 мм;
- Высота – 1130 мм.
Эксплуатационный ресурс
Ярославские моторы обладают эксплуатационным ресурсом в 800 тысяч километров, но некоторые из представленных способны также преодолеть и до одного миллиона километров. После этого требуется провести капитальный ремонт.
Силовые агрегаты немецкого производства, а именно Mercedes-Benz ОМ501 и Mercedes-Benz ОМ501LA имеют эксплуатационный ресурс также в один миллион километров до капитального ремонта.
Что касается технического обслуживания, то интервалы данного процесса напрямую зависят от условий эксплуатации. Но в среднем составляют от 30 тысяч и до 50 тысяч километров пробега.
Топливный бак
Независимо от модификации седельный тягач МАЗ-6430 оснащается одним топливным баком, объем которого составляет 500 литров. Этого вполне достаточно для того, что автомобиль смог преодолеть дистанцию в 1000 километров без остановок на дозаправку.
Расход топлива
В среднем МАЗ-6430 расходует от 27 до 36.5 литров дизельного топлива на каждые 100 километров пробега. На расход топлива влияют такие факторы, как скорость передвижения, степень загруженности, ну и температурные условия окружающей среды.
КПП
На машинах первых лет выпуска применялась восьмиступенчатая механическая коробка передач марки ЯМЗ-238А, предоставленная Ярославским моторным заводом. Она имеет следующие передаточные числа:
- 1 – 7.73;
- 2 – 5.52;
- 3 – 3.94;
- 4 – 2.80;
- 5 – 1.96;
- 6 – 1.39;
- 7 – 1.00;
- 8 – 0.71;
- ЗХ – 11.79.
Позже появились импортные 16-ступенчатые варианты марки 16S2520ТО, разработанные иностранным производителем ZF.
Главная передача ведущих мостов является двойной. Она имеет планетарные редукторы, установленные в ступицах колес и передаточное соотношение 6.59 (но бывают версии и с 6.33).
Также в трансмиссии используется дисковое сухое сцепление, дополненное гидравлическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Передача крутящего момента на ведущие мосты осуществляется при помощи карданного вала.
Тормозная система
МАЗ-6430 обладает двухконтурной пневматической тормозной системой, в которую входит четыре тормоза, а именно основная, запасная, стояночная и вспомогательная.
Основной тормоз взаимодействует с тормозными механизмами, установленными на всех колесах. Кстати, эти механизмы барабанного типа с двумя тормозными накладками внутри. Также в основной системе присутствует два пневматических контура, отвечающих отдельно за передние и задние тормоза;
Стояночный и запасной тормоз совмещены, поскольку используют все те же элементы. Управление осуществляется при помощи специального крана, установленного в кабине. Стояночный тормоз включается в крайнем фиксированном положении крана, когда запасной в промежуточном. В отличие от предыдущего тормоза, в этих используются пружинные энергоаккумуляторы, воздействующие на задние тормозные механизмы. Стояночный тормоз необходим для длительных остановок, ну а запасной для замедления или же полной остановки грузовика в случае неисправности основной системы;
За работу вспомогательного тормоза отвечает трансмиссия и двигатель. В контуре выхлопной системы установлена дроссельная заслонка, имеющая пневматический привод. Она и создает противодавление, что замедляет автомобиль при помощи коробки передач. Основным предназначением вспомогательного тормоза является замедление тягача на затяжных спусках.
Для большей эффективности и безопасности конструкторы оснастили данный седельный тягач системами ABS и ASR.
Ходовая часть
Седельный тягач МАЗ-6430 построен на лестничной раме, состоящей из лонжеронов и поперечин, изготовленных из высокопрочной стали. На раме при помощи четырехточечной пружинной подвески установлена кабина. Стоит отметить, что некоторые модификации могут иметь и пневматическую подвеску кабины.
Передняя часть автомобиля оборудована зависимой подвеской, имеющей малолистовые рессоры полуэллиптического профиля, гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а также стабилизатор поперечной устойчивости. В целях упрощения управления в рулевой механизм тягача был добавлен гидравлический усилитель.
Задняя часть использует балансирную конструкцию подвески. В ее состав входят многолистовые продольные рессоры и стабилизатор поперечной устойчивости. Такая конфигурация является базовым вариантом для многих версий, но некоторые модификации могут использовать подвеску с четырехбаллонной пневматической системой.
Все оси тягача снабжены дисковыми колесами с пневматическими шинами. Используемые шины имеют размер 315/80R22.5.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6900 мм;
- Полная ширина – 2720 мм;
- Полная высота – 3500 мм;
- Длина колесной базы – 3200 мм;
- Длина колесной базы задней тележки – 1400 мм;
- Ширина передней колеи – 2035 мм;
- Ширина задней колеи – 1905 мм;
- Высота седельно-сцепного устройства – 1250 мм;
- Длина переднего свеса – 1400 мм;
- Дорожный просвет – 250 мм.
Масса и грузоподъемность
В зависимости от модификации данный седельный тягач может иметь разную массу. В снаряженном состоянии вес автомобиля достигает от 9370 до 10350 килограмм. Седельно-сцепное устройство рассчитано на максимальную нагрузку в 15750-23000 килограмм. Полная масса тягача варьируется от 25850 и до 33350 килограмм. На переднюю ось приходится нагрузка в 6830-7450 килограмм, а на заднюю тележку 19000-26000 килограмм.
Полная масса всего автопоезда может составлять от 44000 и до 65000 килограмм в зависимости от версии автомобиля и используемого полуприцепа.
Электропитание
Электрооборудование седельного тягача МАЗ-6430 обладает номинальным напряжением в 24 Вольт. Бортовая сеть данной модели выполнена по однопроводной схеме. Главными источниками питания являются две аккумуляторные батареи свинцового типа, имеющие номинальное напряжение в 12 Вольт в каждой. Также в системе присутствует генератор, номинальное напряжение которого составляет уже 28 Вольт. Помимо питания бортовой сети генератор обеспечивает подзарядку аккумуляторов в процессе самой работы.
Особенности
МАЗ-6430 обладает довольно комфортабельной кабиной, особенно рестайлинговые модели. Владельцы отмечают отличную эргономику салона, неплохое качество сборки и информативную приборную панель. Также порадовало наличие откидного столика, холодильника, газовой плиты и удобного спального места. Кроме этого кабина имеет хорошую шумоизоляцию и эффективную отопительную систему. Еще стоит отметить и то, что белорусский автомобиль имеет весьма современную внешность, напоминающую многие европейские аналоги.
Минский автомобильный завод предлагает большое количество модифицированных версий, отличающихся не только мощностными показателями, но и грузоподъемностью. Благодаря этому потребители могут выбрать модель с учетом личных предпочтений и назначения.
Все двигатели отличаются повышенной надежностью. Их эксплуатационный ресурс составляет 800 тысяч или же один миллион километров, что является весьма внушительным показателем. К тому же двигатели имеют высокую мощность и отличную тягу, доступную в широком диапазоне оборотов.
Цена
В настоящее время приобрести седельный тягач МАЗ-6430 с нулевым пробегом можно по стоимости в пределах от 3.7 миллионов и до 4 миллионов рублей в стандартной комплектации. Наличие дополнительных опций может повысить конечную стоимость автомобиля.
Подержанные тягачи сейчас доступны на вторичном рынке по стоимости в диапазоне от 400 тысяч и до 700 тысяч рублей за версии, выпущенные в 2000-х годах. Если рассматривать более новые экземпляры, выпущенные в период с 2008 по 2011 год, то они имеют ценник от 1.6 миллиона и до 2 миллионов рублей в зависимости от технического состояния и пробега.
Кроме этого немалым спросом пользуется услуга аренды данного автомобиля. В среднем стоимость одного рабочего часа варьируется от 1100 до 1500 рублей.
Отзывы владельцев и водителей
- У меня тягач Маз 6430 с пробегом 330 тыс. км. Машина с просторным салоном, пневмосиденьем водителя, а вот пассажирское сиденье прикручено к полу. Обзорность хорошая. На 30-й тысяче фары набрали воды до половины, что привело к замыканию контура. Пришлось менять предохранитель, а также разбирать и пропитывать швы герметиком. Электрика настолько тонкая, еще и уложена не самым надлежащим образом. Реле с предохранителями расположено под крышкой на торпеде. Уже на 10-й тысяче пришлось ехать в сервис, т. к. уже вылетали предохранители системы омывателя дворников. Исправили по гарантии. Стандартные щетки не «чистят», а просто делают разводы. Со временем установлен тагограф – полезная штука, способна считывать параметры автомобиля на протяжении всего маршрута. Прибор учитывает сразу двух водителей, а также строит график движения. На неровностях подвеска настолько грубая, что порой хочется снизить скорость. Салон на тканевой основе выглядит приятно только на фото. Передняя панель из жесткого и дешевого пластика. Есть двухместный спальник. Удобно, что для регулировки люка в крыше предусмотрено три регулировки. 240-сильный Маз разгоняется неплохо, но пожирает 40 литров на 100 км. В общем, за машиной надо следить.
- Работаю на Мазе 6430 уже пять лет. Мелкие неполадки начались почти сразу. Первым делом загорелся индикатор тосола – оказалось, просто заглючил датчик. Однажды уже в боксе (хорошо, хоть не посреди загородного маршрута) обнаружил огромную лужу масла под двигателем. На сервисе неполадку устранили по гарантии. Однако после того оказалось, что топливный бак почти сухой – в мастерской слили все топливо. Был небольшой скандал, после которого мастера залили какую-то бодягу, из-за чего пришлось делать чистку всей топливной системы, менять все фильтры и т. д. Машина стала плохо заводиться, неоднократно вызывали эвакуатор, тащили обратно в ремонт в ту же мастерскую. Перегорал предохранитель, при замене которого была обнаружена еще одна течь масла. В результате машина ломалась из-за кривых рук мастеров. По самой машине в плане комфорта и шумоизоляции сказать нечего – это какой-то прошлый век. Шумный двигатель и гудящая КПП, вибрации и посторонние звуки, аэродинамические шумы – все это вызывает негативные впечатления.
- У меня Маз 6430 2012 года выпуска. Машина с пробегом 220 тыс. км. Случались мелкие и крупные технические неполадки, но при своевременном обслуживании тягач остается на полном ходу. Похвалю тяговитый 240-сильный дизель, у которого всего один недостаток – большой расход топлива и масла. Пожалуй, мотор является самым надежным звеном Маза 6430. Спустя два года наше предприятие приняло решение закупить еще несколько таких Мазов, которые тоже проявили себя с лучшей стороны – в работе они с 2014 года, тоже уже с приличным пробегом. Данная модель идеально подходит для российских условий эксплуатации. Отмечу энергоемкую подвеску и приличную проходимость на пересеченной местности. В кабине почти не трясет благодаря тому, что сиденье установлено на пневмоподушке. Есть неплохая шумозиоляция, которая шла еще с завода. Расход топлива около 40 литров в среднем на 100 км. 240-сильный дизель хорошо переваривает отечественное топливо и масло. Свечи не перегорают раньше времени, а зимой можно быть уверенным в бесперебойном запуске. Летом перегрев возможен разве что в красной зоне оборотов.