Содержание страницы
МАЗ-6312 это универсальный грузовой автомобиль, построенный на трехосном шасси с колесной формулой 6х4. Первые серийные экземпляры были выпущены Минским автомобильным заводом в 2002 году. В стандартном исполнении МАЗ-6312 имеет бортовой кузов, но также может быть оборудован и многими другими видами надстроек, что значительно расширяет область его применения.
Грузовик вышел довольно удачным. Он смог за короткое время обрести большую популярность не только на отечественном рынке, но и на многих других. Это объясняется тем, что по сравнению с предшественниками новая модель имеет улучшенные технические и эксплуатационные характеристики, а также обновленную кабину с более высоким уровнем комфорта. В 2009 году Минский автозавод провел рестайлинг данной модели, в результате которого МАЗ-6312 стал еще более современным и комфортабельным грузовиком.
Назначение
Грузовой автомобиль МАЗ-6312 в первую очередь предназначен для перевозки каких-либо грузов на ближние, средние и дальние расстояния. Он может использоваться как одиночный грузовик, так и в составе автопоезда.
Что касается сферы применения, то данная модель пользуется довольно большой популярностью в строительстве, сельских и коммунальных хозяйствах, а также транспортных компаниях. В зависимости от этого на шасси устанавливается специальное оборудование.
Модификации
МАЗ-6312 имеет несколько модифицированных версий, отличающихся силовым агрегатом, трансмиссией и прочими особенностями конструкции. В этот список входят такие модели, как:
МАЗ-6312А8.
Данная модификация использует дизельный силовой агрегат марки ЯМЗ-6582.10Е3, максимальная мощность которого достигает отметки в 330 лошадиных сил. В паре с ним работает механическая 9-ступенчатая коробка передач марки JS135TA9, предоставленная иностранным производителем Shaanxi. Конструкция грузовика обладает грузоподъемностью в 14050 килограмм. В снаряженном состоянии МАЗ-6312А8 имеет массу в 12300 килограмм;
МАЗ-6312А5.
Под кабиной установлен дизельный двигатель марки ЯМЗ-6581.10Е3. Его максимальная мощность на выходе составляет 400 лошадиных сил. В качестве трансмиссии была выбрана 12-ступенчатая механическая коробка передач марки JS200TA12 производства Shaanxi. Автомобиль имеет максимальную грузоподъемность в 14050 килограмм и снаряженную массу в 12300 килограмм;
МАЗ-6312А5-370.
Для этой модели конструкторы выбрали дизельный двигатель марки ЯМЗ-6582.10Е4 с максимальной мощностью в 330 лошадиных сил. Мотор работает в тандеме с 9-ступенчатой механической коробкой передач марки JS135A от производителя Shaanxi. Максимальная грузоподъемность такой модификации составляет 14600 килограмм. В снаряженном состоянии автомобиль имеет массу в 11750 килограмм;
МАЗ-6312W6-8421.
Оснащается иностранной дизельной силовой установкой марки Cummins ISLe360, развивающей максимальную мощность на выходе в 330 лошадиных сил. Также здесь используется 12-ступенчатая коробка передач марки JS135A, предоставленная производителем Shaanxi. Модификация обладает максимальной грузоподъемностью в 14280 килограмм;
МАЗ-6312В9-420.
Под кабиной этой версии располагается дизельный двигатель марки ЯМЗ-651. Его максимальная мощность на выходе составляет 412 лошадиных сил. Вместе с ним работает 16-ступенчатая коробка передач марки S2520TO производства ZF, но в некоторых комплектациях могут применяться и другие варианты КПП, как например, 14-ступенчатая JS200TA или же 12-ступенчатая ТМЗ 14.180.
Кабина
МАЗ-6312 использует металлическую кабину, разработанную с учетом европейских требований. Кабина данной модели существенно отличается от большинства предшественников. В первую очередь необходимо отметить новый внешний вид, сделавший модель более современной. В 2009 году Минский автомобильный завод провел рестайлинг, в результате которого кабина грузовика получила ряд изменений, касающихся как внешнего вида, так и внутреннего пространства.
Что касается внешнего вида, то кабина получила новую решетку радиатора, видоизмененные боковые обтекатели, новый бампер и обновленную головную оптику. Кстати, приборы головного освещения представлены блок-фарами, в которых объединены ближний и дальний свет, дневные ходовые огни, а также указатели поворота. Несмотря на все проделанные изменения, новая кабина все же сохранила стиль предшественников.
Внутри кабины присутствует два удобных спальных места, позволяющих водителю и пассажиру отдыхать в свободное время от дороги. Сидений же здесь два и оба имеют несколько регулировок. В зависимости от комплектации могут быть установлены сидения, как с пневматической подвеской, так и с четырехточечным подрессоренным креплением.
Парой регулируемых параметров оснастили и рулевую колонку. Для хранения каких-либо вещей и инструментов в кабине предусмотрено множество отделений и полочек. Более того, конструкторы оборудовали кабину специальным инструментальным ящиком.
Для достижения комфортных условий работы в кабине были применены современные и качественные материалы. Так, удалось ощутимо улучшить вибро- и шумоизоляцию, особенно если сравнивать данную модель с предшественниками. Теплоизоляция вышла также весьма неплохой. При низких отрицательных температурах окружающей среды внутри очень тепло.
Грузовая платформа
Стандартная версия данного грузовика оборудована металлической грузовой платформой с откидными бортами. Дополнительно конструкция такого кузова может быть оснащена тентовым каркасом, защищающим перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Длина конструкции составляет 7300 миллиметров, а ширина 2480. Высота с тентом составляет 2450 миллиметров.
Похожую платформу, но без тента, имеет модификация, оборудованная крано-манипуляторной установкой. Благодаря наличию такого устройства можно самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные операции.
Среди других надстроек для МАЗ-6312 предлагаются автоцистерны, фургоны, самосвальные кузова, зерновозы, сортиментовозы, лесовозы и многие другие, включая автокраны и бетоносмесители. Все это позволило в значительной степени расширить область применения данного грузового автомобиля.
Технические характеристики
Двигатель
На МАЗ-6312 устанавливается несколько вариантов двигателей, а именно:
ЯМЗ-651. Является шестицилиндровым дизельным двигателем, имеющим V-образную конструкцию. Данный силовой агрегат обладает жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, а также системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Мотор имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-4.
Характеристики ЯМЗ-651:
- Рабочий объем – 11.12 л;
- Максимальная мощность – 412 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1911 Н.м. (при 1200-1400 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-651:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 935 мм;
- Высота – 1126 мм.
ЯМЗ-6581.10Е3. Это восьмицилиндровая дизельная силовая установка с V-образным расположением цилиндров. В двигателе присутствует система жидкостного охлаждения и турбонаддув, дополненный промежуточным охладителем нагнетаемого воздуха. В плане экологичности ЯМЗ-6581.10Е3 относится к классу Евро-3.
Характеристики ЯМЗ-6581:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 400 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1766 Н.м. (при 1100-1500 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6581:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 955 мм;
- Высота – 1136 мм.
ЯМЗ-6582. Представляет собой восьмицилиндровый V-образный двигатель, работающий также на дизельном топливе. С завода он оборудован непосредственным впрыском топлива и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Кроме этого мотор использует жидкостную систему охлаждения. ЯМЗ-6582 выпускается в двух версиях: первая имеет соответствие с экологическими нормами Евро-3, когда вторая отвечает стандартам Евро-4. При этом мощностные показатели у них одинаковые.
Характеристики ЯМЗ-6582:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 330 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1520 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6582:
- Длина – 1425 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1100 мм.
Cummins ISLe360. Это дизельная шестицилиндровая силовая установка с рядным расположением цилиндров. Данный двигатель имеет турбонаддув с последующим охлаждением нагнетаемого воздуха и топливную систему CommonRail с электронным блоком управления. В отличие от всех предыдущих агрегатов, двигатель Cummins ISLe360 является самым экологичным, поскольку отвечает требованиям Евро-5.
Характеристики Cummins ISLe360:
- Рабочий объем – 8.9 л;
- Максимальная мощность – 360 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 114 мм;
- Ход поршня – 145 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1550 Н.м. (при 1400 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры Cummins ISLe360:
- Длина – 1150 мм;
- Ширина – 890 мм;
- Высота – 1020 мм.
Эксплуатационный ресурс
Все вышеперечисленные двигатели отличаются своей высокой надежностью и большим запасом прочности. Помимо того, что они устойчивы к суровым условиям эксплуатации, они также обладают и довольно внушительным эксплуатационным ресурсом, составляющим миллион километров до капитального ремонта.
Обслуживание моторов рекомендуется проводить каждые 30-50 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
Топливный бак
Стандартная версия комплектуется 500-литровым топливным баком, однако существуют и другие модификации, имеющие уже 200-литровый резервуар.
Расход топлива
Расход топлива у грузового автомобиля МАЗ-6312 составляет в среднем 30-35 литров на каждые 100 километров пробега. Под нагрузкой этот показатель может увеличиваться и до 50 литров. Стоит отметить, что кроме загруженности на расход топлива влияют и другие факторы, как например скорость передвижения и температура окружающей среды.
КПП
Базовым вариантом является 16-ступенчатая механическая коробка передач марки 16S2520TO от иностранного производителя ZF. Данная КПП представлена четырехступенчатым редуктором, передним двухступенчатым делителем и демультипликатором. Включение передних передач осуществляется при помощи синхронизаторов, когда задняя передача включается посредством зубчатой муфты.
Демультипликатор является планетарным, а делитель механическим. Делитель обладает цилиндрическими шестернями, синхронизатором и пневматическим приводом управления.
Другие модификации грузовика в зависимости от установленного двигателя используют следующие варианты трансмиссии:
- Механическая 9-ступенчатая КПП JS135A от компании Shaanxi;
- Механическая 9-ступенчатая КПП JS135TA9 от компании Shaanxi;
- Механическая 12-ступенчатая КПП JS200TA12 от компании Shaanxi;
- Механическая 16-ступенчатая КПП S2520TO от компании ZF;
- Механическая 14-ступенчатая КПП JS200TA от компании Shaanxi.
Все варианты коробок передач соединены с двигателем двухдисковым сухим сцеплением, оснащенным гидравлическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Кстати, в диске сцепления имеются периферийные пружины.
За передачу крутящего момента на ведущие мосты отвечают карданные валы с промежуточной опорой.
Тормозная система
МАЗ-6312 обладает несколькими тормозными системами, работающими независимо друг от друга:
- Рабочая. Главными элементами данной системы являются барабанные тормозные механизмы, установленные на всех колесах. Внутри каждого барабана присутствует по две тормозные накладки. Передние и задние тормоза используют раздельные пневматические контуры;
- Вспомогательная. Эта система необходима для замедления грузовика на затяжных спусках, поскольку для этого она использует не тормозные механизмы, а двигатель и трансмиссию. При включении специальная заслонка перекрывает контур выхлопной системы, что и препятствует набору скорости;
- Стояночная. В этой системе используются только задние тормозные механизмы. Их приводят в действие пружинные энергоаккумуляторы. Управление стояночным тормозом обеспечивает специальный кран, установленный на фронтальной панели в кабине;
- Запасная. Необходима для торможения в случае отказа основных тормозов. Здесь также используются энергоаккумуляторы и задние тормозные механизмы. За управление запасным тормозом отвечает кран стояночной системы, но только в промежуточном положении.
В целях повышения безопасности конструкторы оснастили данный грузовой автомобиль такими системами, как ABS и ASR. Дополнительную устойчивость автомобилю обеспечивает система ESP.
Ходовая часть
Рамная конструкция во многом напоминает предшественников. Здесь также присутствуют продольные лонжероны и поперечины, образующие лестничную конструкцию. Все элементы рамы изготовлены высокопрочной стали. Благодаря этому грузовик может справляться с экстремальными нагрузками. Сзади установлено тягово-сцепное устройство, позволяющее грузовику буксировать прицепы и автомобили.
Передняя ось МАЗ-6312 соединена с рамой зависимой подвеской. В ней присутствуют полуэллиптические рессоры, гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а также стабилизатор поперечной устойчивости.
Для задней тележки конструкторы применили иную конструкцию, в которую входит четырехбаллонная пневматическая система и стабилизатор поперечной устойчивости.
Что касается колес, то они на всех осях дисковые, снабженные пневматическими шинами размером 315/70R22.5.
Рулевой механизм данного грузовика обладает силовым цилиндром, рулевым колесом, масляным баком, гидравлическими приводами и рейкой. Конструкция рулевого механизма отличается высокой надежностью и ремонтопригодностью. Для дополнительного удобства рулевая колонка может быть отрегулирована в двух плоскостях.
Габаритные размеры
- Полная длина – 9760 мм;
- Полная ширина – 2550 мм;
- Полная высота – 4000 мм;
- Длина колесной базы – 4400 мм;
- Длина колесной базы задней тележки – 1400 мм;
- Ширина передней колеи – 2032 мм;
- Ширина задней колеи – 1792 мм;
- Дорожный просвет – 260 мм;
- Длина переднего свеса – 1400 мм.
Грузовая платформа
- Внутренняя длина – 7300 мм;
- Внутренняя ширина – 2480 мм;
- Высота бортов – 730 мм;
- Высота тента – 2450 мм;
- Площадь платформы – 20 кв.м.
Масса и грузоподъемность
Снаряженная масса стандартного грузовика составляет 12300 килограмм (но в некоторых модификациях 11750). Максимальная грузоподъемность конструкции при этом также может варьироваться и составлять 14050, 14280 или же 14600 килограмм. Практически во всех случаях полная масса автомобиля достигает 26500 килограмм, из которых 7500 опирается на переднюю ось и 19000 на заднюю тележку.
Электропитание
Электросеть грузовика МАЗ-6312 выполнена по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляет 24 Вольта. Как и других грузовых автомобилей здесь используется две свинцовые аккумуляторные батареи, соединенные последовательно. Каждая имеет емкость в 190 Ампер-часов и номинальное напряжение в 12 Вольт. Кроме этого присутствует и генератор, выдающий номинальное напряжение в 28 Вольт. Помимо питания бортовой сети, генератор также обеспечивает и подзарядку аккумуляторов в процессе работы.
Особенности
Массу лестных отзывов получили устанавливаемые двигатели. По словам владельцев, любой из предлагаемых двигателей обладает вполне высокой мощностью, отличной тягой и стойкостью к суровым условиям эксплуатации. Все это также дополняет экономичный расход топлива и внушительный эксплуатационный ресурс, составляющий миллион километров до капитального ремонта. Стоит отметить, что поломки случаются довольно редко.
Хоть данный грузовик и разрабатывался для эксплуатации на асфальтированных покрытиях, он имеет неплохую проходимость на умеренной раскисшей грязи и рыхлом снегу. Управляемость также на высоте, причем в любых условиях.
На современном рынке МАЗ-6312 является более доступным вариантом, в отличие от своих аналогов европейского производства. Однако по сравнению с ними белорусский грузовик требует больше внимания.
Недостатки
Некоторым владельцам не особо понравилась кабина грузовика. Хоть она современная и предлагает более комфортные условия работы по сравнению с предшественниками, но до уровня европейских аналогов все же не дотягивает. Причем не только в плане комфорта, но также и в плане базового оснащения.
Нередко отмечают плохое качество лакокрасочного покрытия, слабые тормоза и ненадежную электронику. Кстати, различные неисправности электроники могут появиться и на новом автомобиле.
Другой слабой стороной грузовика МАЗ-6312 стали приборы головного освещения. Фары обеспечивают недостаточное освещение в условиях плохой видимости, а также в них часто скапливается вода, что приводит к различным неисправностям.
Цена
МАЗ-6312 с нулевым пробегом в зависимости от исполнения может иметь разную стоимость. Например, универсальное шасси, предназначенное для установки каких-либо надстроек, доступно по цене от 4.1 миллионов рублей.
Бортовые модификации обладают стоимостью от 4.4 миллионов рублей. В этой же ценовой категории находятся и версии с тентовым каркасом. Зерновоз можно приобрести в среднем за 5 миллионов рублей. По такой же цене доступен и фургон-рефрижератор. В 5.1 миллионов обойдется модель с автоцистерной, а в 5.8 миллионов грузовик, оснащенный усиленной грузовой платформой (для перевозки металлолома).
На вторичном рынке приобрести подержанный МАЗ-6312 можно по стоимости в пределах от 1.2 миллиона и до 3 миллионов рублей. На ценник таких вариантов влияет год выпуска, техническое состояние, пробег, а также тип установленной надстройки.
Отзывы владельцев и водителей
- Работаю на этом тягаче с 2015 года. Текущий пробег всего 72 тыс. км. Машина куплена у официального дилера в Минске. Мне сразу предложили обновленные фары по скидке, но зря я отказался – в штатные фары попала вода уже через неделю эксплуатации. Через пять месяцев облезли отражатели. Устранить проблему я пытался герметиком, феном и т. д., но не помогло. Короче, в итоге пришлось поставить дополнительные противотуманки. Машина досталась мне в очень бедной комплектации – не было даже кондиционера и электропривода зеркал. Надо признать, в 21-м веке на этом уже могли бы не экономить. Тяга двигателя не разочаровала даже с 20 тоннами груза. При этом расход топлива в смешанном режиме достигает 42 литров на 100 км. На 3000 км загорелась лампочка. На диагностике обнаружили неисправность клапана ЕГР – повторюсь, это уже на 3-ей тысяче! Дилер предложил зашить под Евро-2, но я отказался. на 15-й тысяче стала сбоить система охлаждения. Дважды слетали шланги, которые пришлось менять. Кроме того, однажды я услышал щелчки, когда ехал по пересеченной местности. После осмотра ничего не обнаружил, но предполагаю, что это просто рессоры. В общем, недостатков хватает, включая и дискомфорт в кабине, слабую покраску снаружи, тугую электронику, слабые и тонкие провода.
- У меня в частном хозяйстве два сортиментовоза 6312. Один в эксплуатации полтора года, а второму чуть больше двух лет. Заводских болячек хватает, ведь это же Маз. Первая машина уже изначально была с бракованными рессорами спереди, однако их замена (в том числе и задних) состоялась только через месяц. На второй машине до сих пор стоят родные рессоры. Фары настолько паршивые, что это еще мягко говоря. Они не только плохо светят, но еще в них невиданным образом попадает вода. В одном автомобиле патрон оброс ржавчиной, его начало коротить. Поставил новую фару – ой как красиво! – подумал я про себя, но через день она уже запотела. Однажды у одной машин перестал работать спидометр, в итоге пришлось менять соответствующий датчик. Зимой штатные аккумуляторы необходимо часто подзаряжать, т. к. оба лесовоза стоят на улице. Двигатель понравился – прет очень хорошо и способен вытянуть машину из глубокого снега. В плане проходимости нареканий нет, хотя 6312 далеко не вездеход. Главное, обуть машину в хорошую резину, с которой машина едет более-менее мягко, даже несмотря на жесткое «табуреточное» сиденье. Управляемость по грузовым меркам не вызывает нареканий – траекторию держит нормально на любом покрытии, а вот в мороз бывают проблемы из-за гидроусилителя руля. В кабине было бы комфортно, если бы штатный отопитель справлялся со своей задачей. Пришлось ставить автономный обогреватель на обе машины.
- Маз 6312 – хорошая машина, но не без недостатков. Ее только надо до ума довести, и все будет норм. Своевременное обслуживание, регулярный контроль за уровнем жидкостей, а также состоянием кабины и ходовой части – все это является залогом надежности. Как основной источник дохода данная модель вполне себя оправдывает. В моем случае машина давно окупилась. Расход топлива 38-43 литра в зависимости от нагрузки. Грузовик имеет классическую кабину коробчатого типа – без какой-либо аэродинамики, из-за чего не избежать аэродинамических шумов, которые нарастают пропорционально увеличению скорости. Шума добавляется от тарахтящего дизеля и воющей пятиступенчатой коробки, которая не блещет скорострельностью – необходимо переходить на повышенную без резких движений, т. к. велика вероятность «промахнуться». В общем, надо «искать» нужную передачу. На полу и передней панели ощущаются вибрации, в т. ч. и на рулевом колесе, которое большое и с неудобным хватом. Гидроусилитель не спасает, когда надо выполнить резкий маневр. С ростом скорости руль становится все тяжелее – вроде бы так и должно быть, но на скоростной трассе машина норовит сойти с заданной траектории, из-за чего приходиться подруливать, но надо прикладывать усилие из-за туго руля. Капризная подвеска ломается по мелочи. В общем, водителям без «прямых рук» эта машина вряд ли подойдет.