Содержание страницы
МАЗ-6303 является трехосным грузовым автомобилем с колесной формулой 6х4. Серийное производство данного грузовика осуществляет Минский автомобильный завод. В базовом исполнении модель имеет бортовой кузов, но также выпускается в виде универсального шасси, на базе которого собираются и многие другие специальные модификации.
Автомобиль отличается отличными показателями надежности и выносливости. Благодаря этому он пользуется большой популярностью во многих странах. К тому же он имеет и весьма неплохую грузоподъемность, что позволяет ему осуществлять транспортировку каких-либо грузов массой до 14000 килограмм.
Назначение
Основным предназначением грузовика МАЗ-6303 является транспортировка различных грузов на средние и дальние дистанции. Как описывалось ранее, автомобиль использует бортовую платформу, но помимо этого может быть оснащен и другими видами надстроек.
Что касается области применения, то модель активно используется в строительстве, сельских и коммунальных хозяйствах, дорожно-ремонтных работах, ну и, конечно же, в различных транспортных компаниях.
Причем на одной перевозке применение данного грузовика не ограничивается. Например, модификации, оборудованные крано-манипуляторными установками позволяют выполнять погрузочно-разгрузочные работы.
История
Трехосные грузовые автомобили Минский автозавод начал разрабатывать еще в 1965 году. Это были первые модели повышенной грузоподъемности в линейке производителя.
Первым грузовиком, ставшим прообразом для многих других, является МАЗ-516 и седельные тягачи МАЗ-515 и МАЗ-520. Все они использовали трехосное шасси. Позже конструкторы разработали аналогичную модель, получившую заводской индекс МАЗ-514. В целом, все эти разработки были достаточно перспективны, но поскольку у завода еще не было опыта по созданию подобных грузовиков, они имели большое количество недоработок. В ходе испытаний выяснилось, что повышение грузоподъемности требовало больше мощности силового агрегата, а используемый не мог этого предоставить. К тому же требовалось усовершенствовать и другие элементы грузовиков, как например, шасси, подвеску и тому подобное. Все это затянуло разработку еще на несколько лет.
В 1969 году появились первые серийные версии, в которых конструкторы учли недоработки опытных моделей. Производство таких грузовиков продлилось до 1981 года. За это время было выпущено несколько модифицированных версий и введены некоторые конструктивные изменения. Однако выпуск седельных тягачей МАЗ-515 и МАЗ-520 так и не состоялся. Но, несмотря на это, многие решения, примененные в этих двух моделях, перешли на другие автомобили. К примеру, рулевое управление унаследовала модель МЗКТ-6515.
На протяжении следующих 10 лет Минский автомобильный завод конструировал семейство новых многофункциональных, универсальных и более мощных грузовых автомобилей. В начале 1990-х годов стартовало их серийное производство. Все представители нового семейства вышли довольно удачными и смогли быстро завоевать популярность не только на внутреннем рынке, но и за его пределами.
Одним из таких является грузовик МАЗ-6303, имеющий бортовую грузовую платформу и трехосное шасси с колесной формулой 6х4. Стоит отметить, что данная модель разрабатывалась с учетом европейских требований, поэтому МАЗ-6303 отличился от предшественников множеством новых решений и продуманной конструкцией. Еще одним показателем успеха стало то, что автомобиль в дальнейшем послужил основой для создания более современных модификаций трехосных большегрузов.
Кстати, именно МАЗ-6303 позволил Минскому автомобильному заводу справиться с трудностями, вызванными распадом СССР и самостоятельно наладить и выйти на рынки сбыта.
Модификации
В целях расширения области применения Минский автомобильный завод разработал на базе универсального шасси МАЗ-6303 несколько модифицированных версий, отличающихся в основном типом установленной надстройки. В этот список входят:
МАЗ-630326.
Является лесовозом, предназначенным для работы в лесных хозяйствах. Модель оснащена специальной грузовой платформой и может применяться в паре с аналогичным прицепом;
МАЗ-6303А3.
Это бортовой грузовик, имеющий под кабиной дизельный силовой агрегат марки ЯМЗ-6562. Кроме этого данная модификация использует укороченную кабину. Помимо бортовой платформы может быть установлен также и автокран;
МАЗ-6303А5.
Является также бортовым грузовиком, но помимо стандартной платформы модель имеет крано-манипуляторную установку, позволяющую самостоятельно осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых грузов;
МАЗ-6303А8.
Под кабиной этой версии используется дизельный двигатель марки ЯМЗ-6581. Долгую работу без остановок на дозаправку обеспечивает топливный бак объемом в 300 литров. Конструкция грузовика обладает максимальной грузоподъемностью в 17000 килограмм. Установлена увеличенная кабина, имеющая достаточно комфортное спальное место;
МАЗ-630305.
Является сортиментовозом. Модель оснащена специальной платформой и крано-манипуляторной установкой. В качестве двигателя был выбран дизельный силовой агрегат марки ЯМЗ-238ДЕ2, имеющий систему турбонаддува. Грузоподъемность такой модификации составляет 15200 килограмм;
МАЗ-630308.
Эта модификация специализируется на выполнении транзитных перевозок в составе автопоезда. Грузовик оснащен бортовой грузовой платформой и удлиненной кабиной, в которой присутствует спальное место. Грузовик обладает максимальной грузоподъемностью в 13200 килограмм;
МАЗ-6317.
Представляет собой вездеходную модификацию. Модель построена на трехосном полноприводном шасси с блокируемыми дифференциалами.
Кабина
Для грузовика МАЗ-6303 предлагается два варианта кабин, а именно укороченная и удлиненная.
Укороченной кабиной в основном оснащены модификации, предназначенные для перевозки грузов на короткие расстояния, поскольку в таких кабинах отсутствует спальное место.
Грузовики, применяемые на средних и дальних дистанциях, оборудованы удлиненной кабиной. В ее конструкции помимо всех необходимых опций имеется также и два достаточно удобных спальных места за спинками сидений.
Обе кабины имеют бескапотную компоновку, поскольку устанавливаются над силовым агрегатом. В связи с этим для доступа к двигателю конструкторы установили специальный гидравлический цилиндр с ручным приводом, позволяющим в случае обслуживания или же ремонта откинуть всю конструкцию вперед.
В плане внешнего вида кабины практически не отличаются. Даже очень схожи со многими предшественниками. Конструкция имеет все те же прямые формы, чем напоминает коробку. Спереди установлено широкое лобовое стекло, обеспечивающее превосходную обзорность с рабочего места водителя. Ниже расположилась радиаторная решетка, занимающая практически всю ширину кабины. По бокам присутствуют высокие обтекатели. Передний бампер представлен металлическим отбойником, но позже получил немного измененную конструкцию. В бампере установлены прямоугольные блок-фары, сочетающие в себе ближний и дальний свет, а также дневные ходовые огни. Указатели поворота тоже прямоугольные и установлены все в той же области. На некоторых модификациях стали применять противотуманные фары. Их устанавливают ниже основных световых приборов. Кстати, стоит отметить, что многие версии используют над лобовым стеклом специальный козырек. Он защищает водителя и пассажира от солнечных лучей.
Кабина МАЗ-6303 обладает довольно вместительным и просторным салоном. Внутри имеется неплохая шумо- и виброизоляция, благодаря чему удалось значительно сократить уровень посторонних шумов и сделать работу более комфортной. Кроме этого весьма отличной вышла и теплоизоляция. Но главными недостатками этой модели является низкое качество материалов отделки, плохое качество сборки, ну и недостаточно продуманная эргономика рабочего места водителя.
Стандартная комплектация оснащена подресоренным водительским сидением с несколькими регулировками, ремнями безопасности, основным и автономным обогревателем. Кстати, в отличие от других грузовиков, кабина МАЗ-6303 имеет пассажирское сидение с пневматической подвеской.
Грузовая платформа
Данная модель оснащается металлической грузовой платформой с откидными бортами. Дополнительно конструкция может быть снабжена съемным каркасом с тентом, защищающим перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Используемая платформа обладает площадью в 18.14 квадратных метров. При этом ее длина составляет 7560, а ширина 2430 миллиметров. Высота тентового кузова достигает 2250 миллиметров.
Кроме этого предлагаются и другие варианты надстроек. Например, промтоварные и изотермические фургоны, крано-манипуляторные установки, автомобильные цистерны, самосвальные кузова, автокраны и многое другое. Все это позволяет значительно расширить сферу применения данного грузовика.
Технические характеристики
Двигатель
Грузовики МАЗ-6303 в зависимости от года выпуска и модификации могут иметь под кабиной один из следующих силовых агрегатов:
ЯМЗ-6562. Является дизельным шестицилиндровым двигателем с V-образной компоновкой цилиндров. Двигатель имеет систему жидкостного охлаждения, непосредственный впрыск топлива, а также турбонаддув, дополненный промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Стоит отметить, что мотор ЯМЗ-6562 отвечает экологическим требованиям Евро-3.
Характеристики ЯМЗ-6562:
- Рабочий объем – 11.15 л;
- Максимальная мощность – 250 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1128 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6562:
- Длина – 1275 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1097 мм.
ЯМЗ-6563.10. Это шестицилиндровый дизельный мотор, имеющий V-образную конструкцию. Он имеет непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув с последующим охлаждением нагнетаемого воздуха. Так же, как и предыдущий вариант, ЯМЗ-6563.10 имеет соответствие с экологическими нормами Евро-3.
Характеристики ЯМЗ-6563.10:
- Рабочий объем – 11.15 л;
- Максимальная мощность – 250 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1128 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6563.10:
- Длина – 1275 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1097 мм.
ЯМЗ-6581. Представляет собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров. Двигатель оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и жидкостным охлаждением. Мотор имеет соответствие с экологическими стандартами Евро-3.
Характеристики ЯМЗ-6581:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 420 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1766 Н.м. (при 1100-1500 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-6581:
- Длина – 1286 мм;
- Ширина – 955 мм;
- Высота – 1136 мм.
ЯМЗ-238ДЕ2. Это восьмицилиндровая силовая установка, работающая также на дизельном топливе. Двигатель обладает V-образной конструкцией и системой жидкостного охлаждения. Для достижения отличных мощностных показателей конструкторы оснастили его турбонаддувом, имеющим промежуточный охладитель нагнетаемого воздуха. Что касается экологичности, то данный агрегат отвечает требованиям Ерво-3.
Характеристики ЯМЗ-238ДЕ2:
- Рабочий объем – 14.86 л;
- Максимальная мощность – 330 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 130 мм;
- Ход поршня – 140 мм;
- Наибольший крутящий момент – 1274 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры ЯМЗ-238ДЕ2:
- Длина – 1388 мм;
- Ширина – 1045 мм;
- Высота – 1100 мм.
Эксплуатационный ресурс
Эксплуатационный ресурс любого из представленных двигателей составляет около миллиона километров пробега. После этого рекомендуется произвести капитальный ремонт. Интервалы проведения планового технического обслуживания составляют от 30 тысяч и до 60 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Топливный бак
МАЗ-6303 имеет только один топливный бак. Объем резервуара в зависимости от модификации может составлять 200, 350 или же 500 литров. Последний вариант зачастую применяется на версиях, предназначенных для дальних перевозок.
Расход топлива
Средний расход топлива у данного грузового автомобиля составляет около 27 литров на каждые 100 километров пробега. При движении по трассе расход может составлять уже 24 литра. При эксплуатации в смешанном цикле этот показатель может достигать 40 литров на 100 километров пробега.
Стоит отметить, что на расход также влияют и другие факторы, как например, скорость передвижения, степень загруженности и температурные условия окружающей среды.
КПП
Для каждого двигателя устанавливается определенная версия коробки передач. В основном это модификации трансмиссий ЯМЗ-238. Все варианты являются механическими, восьмиступенчатыми и имеют синхронизаторы на всех передачах кроме заднего хода.
Помимо этого некоторые модели грузовика используют четырехступенчатые, также механические коробки передач. В таких версиях присутствует двухдиапазонный планетарный демультипликатор, удваивающий количество доступных передач. Это необходимо для техники, работающей в довольно суровых условиях, поскольку наличие понижающих ступеней дополнительно расширяет эксплуатационные возможности.
Взаимодействие коробки передач с двигателем обеспечивает двухдисковое сцепление, имеющее гидравлический привод выключения и пневматический усилитель. Сам же диск сцепления обладает периферийными пружинами.
Оба задних моста являются ведущими. Крутящий момент на них передается посредством карданных валов. Первый мост задней тележки к тому же являет проходным, то есть, через него проходит еще один небольшой вал, приводящий в действие второй мост.
Тормозная система
МАЗ-6303 оборудован пневматической тормозной системой. За счет того, что здесь используется два раздельных контура, удалось значительно повысить эффективность и надежность тормозной системы в целом. Один из них отвечает за работу передних тормозных механизмов, когда второй за работу задних. Основные тормоза представлены барабанными механизмами, оснащенными тормозными накладками. Кроме этого присутствует антиблокировочная система ABS.
В задней части грузовика имеются пневматические выводы, необходимые для работы тормозов используемого прицепа.
Во время длительных остановок используется стояночная тормозная система. Ее основными элементами являются пружинные энергоаккумуляторы, установленные на задней тележке.
Торможение грузовика на затяжных спусках осуществляется при помощи вспомогательного тормоза. В отличие от предыдущих систем, вспомогательный тормоз взаимодействует с двигателем и трансмиссией, что позволяет уберечь основные тормоза от преждевременного износа и различных неисправностей.
Ходовая часть
Автомобиль МАЗ-6303 использует спереди зависимую рессорную подвеску. Ее конструкция включает в себя продольные полуэллиптические рессоры, гидравлические телескопические амортизаторы двунаправленного действия и стабилизатор поперечной устойчивости.
Задняя тележка, как и у других трехосных грузовиков, имеет рессорно-балансирную подвеску, состоящую из двух продольно расположенных рессор и реактивных штанг.
На всех версиях данной модели используются дисковые колеса, снабженные пневматическими шинами размером либо 11.00R20, либо 12.00R20.
Управление грузовиком обеспечивает двухступенчатый рулевой механизм, имеющий зубчатую пару, винтовую передачу и встроенный распределитель. Для удобства в эту систему был добавлен гидравлический усилитель.
Габаритные размеры
- Полная длина – 10230 мм;
- Полная ширина – 2500 мм;
- Полная высота – 3160 мм;
- Длина колесной базы – 4590 мм;
- Длина колесной базы задней тележки – 1400 мм;
- Ширина передней колеи – 2032 мм;
- Ширина задней колеи – 1792 мм;
- Дорожный просвет – 260 мм;
- Длина переднего свеса – 1400 мм.
Грузовая платформа
- Внутренняя длина – 7560 мм;
- Внутренняя ширина – 2430 мм;
- Высота бортов – 730 мм;
- Высота тента – 2250 мм;
- Площадь платформы – 18.14 кв.м.
Масса и грузоподъемность
В снаряженном состоянии грузовой автомобиль МАЗ-6303 имеет вес в 11400 килограмм. Максимальная грузоподъемность стандартной версии составляет 13000 килограмм. С полной загрузкой вес автомобиля может составлять 24500 килограмм, из которых 6500 опирается на переднюю ось и 18000 на заднюю тележку. При работе с прицепом полная масса автопоезда достигает 44000 килограмм.
Электропитание
Все бортовое электрооборудование грузовика использует напряжение в 24 Вольта. В роли основных источников питания выступают две стартерные аккумуляторные батареи, соединенные последовательно и генератор. Каждый аккумулятор обладает номинальным напряжением в 12 Вольт, когда генератор вырабатывает 28 Вольт. Стоит отметить, что часть напряжения от генератора уходит на подзарядку аккумуляторов в процессе эксплуатации.
Особенности
Преимущества:
МАЗ-6303 имеет ряд достоинств, среди которых следует отметить:
- Доступную, по сравнению с иностранными аналогами, стоимость (как самого грузовика, так и его запчастей);
- Высокую эксплуатационную надежность;
- Высокую мощность силовой установки, а также и ее экологичность (Евро-3);
- Небольшой расход топлива;
- Универсальное применение;
- Два спальных места в дальнобойных модификациях;
- Высокую ремонтопригодность и унификацию с другими грузовиками Минского автозавода.
Недостатки
Большинство владельцев отмечают из недостатков следующее:
- Устаревшую кабину;
- Непроработанную эргономику рабочего места водителя;
- Низкое качество лакокрасочного покрытия;
- Низкий уровень комфорта;
- Дешевые и некачественные материалы отделки салона;
- Плохое качество сборки.
Цена
МАЗ-6303 в первую очередь является бюджетным грузовым автомобилем. Стоимость данной модели с нулевым пробегов сейчас варьируется в пределах от 1.4 миллиона и до 1.6 миллиона рублей за грузовик в минимальной комплектации. Различные модифицированные версии, в том числе и модели с полноприводным шасси (6х6) и четырехосным (8х4), обладают более высокой стоимостью.
Поддержанный экземпляр обойдется по стоимости в пределах от 600 тысяч и до 800 тысяч рублей. Такой ценник обычно имеют модели, выпущенные в период с 2005 по 2008 год. Более свежие доступны по цене до 1.1 миллиона рублей.
Цена аренды МАЗ-6303 составляет в среднем около 1100 рублей за один рабочий час.
Отзывы владельцев и водителей
- Машина в эксплуатации два года. Это поддержанный Маз 6303 2007 года выпуска, с двигателем ЯМЗ-238, агрегатированым с механической 8-ступенчатой КПП с коротким делителем. Автомобиль эксплуатируется в Сибири. При своевременном обслуживании машина относительно неплохая – по крайней мере, способна окупиться и заработать прибыль. Самое главное, это никогда не перегружать машину. Тяга двигателя отличная – что на затяжных подъемах, что на прямой и не очень ровной дороге. Запуск дается без труда, в т. ч. и зимой. Работа двигателя предсказуема благодаря тому, что он неприхотлив к качеству топлива. Рулевой механизм – легкий, маневренность для такой машины неплохая. Сразу после покупки я поставил бескамерные шины. Подвеска в меру жесткая, но без замены задних рессор увы не обошлось. На место штатных пришли камазовские рессоры от модели 6520. К счастью, кабину перекрашивать не пришлось – постарался предыдущий владелец. Переваривать ее тоже ни разу не приходилось. Внутри сидеть некомфортно, но рабочей лошадке это простительно. после долгого рабочего дня на жестком сиденье затекает спина. Руль слишком большой, к нему надо привыкнуть. Я часто пользуюсь полноценным спальником, т. к. нередко приходиться ночевать прямо на рабочем месте. Со временем установил автономный обогреватель, с которым не страшны никакие морозы. Случаются мелкие поломки, но как известно, наша техника требует особого внимания и бережного отношения. При своевременном устранении проблем машина прослужит максимально долго.
- Работаю на Мазе 6303 1995 года выпуска. Машина в исполнении бортовой КМУ. Куплена в конце 2014 года. Грузовой «бортовик» на момент покупки уже был оснащен прицепом и импортными покрышками. Сразу поменял масло и фильтры, а также перенес топливный бак на другое, более практичное место. К камазовской коробке есть претензии – переключения даются туго, с задержками и подергиваниями. Не получается быстро перейти на повышенную или пониженную. Вторую скорость и вовсе приходиться «искать». Мне досталась не полностью укомплектованная машина. Например, в кабине отсутствовал спальник и правое сиденье. Шумоизоляции вообще никакой – сидишь как будто в глухой жестянке. В общем, пришлось дорабатывать и утеплять перед зимой. Заново были обшиты стенки и потолок, а на полу постелен линолеум – дешево и сердито, но гораздо уютнее, чем было на момент покупки. Внешнее состояние кабины оставляло желать лучшего, лакокрасочное покрытие явно нуждалось в косметическом ремонте. На обновление кабины я потратил уйму времени и средств. В первый рейс по глупости я взял 20 поддонов – ели довез их. Перевозил керамзитоблоки. На обратном пути были проблемы с запуском двигателя, что было связано со стартером – он накрылся. Пришлось дергать другим грузовиком. В общем, стартер под замену. Второй рейс прошел куда более удачно, в какой-то момент лопнула трубка гидравлики задних опор. Еще занимаюсь перевозкой леса по раскисшей дороге – один раз даже чуть не утопил машину, т. к. она была под нагрузкой. В общем, выехал только после разгрузки.
- Маз 6303 – весьма противоречивый автомобиль. Я его пригнал из соседней области. Машина была на полном ходу и доехала своим ходом, но с некоторыми проблемами. Использую данный «аппарат» для междугородних перевозок, в которых можно сильно устать из-за некомфортной кабины. Кроме того, еще выполняю заказы по перевозке лесозаготовочных материалов. Надо признать, в этих условиях машина показывает себя явно лучше, чем в междугородних перевозках. 400-сильынй наддувной двигатель обеспечивает прекрасную тягу даже в груженном состоянии. С таким ДВС всегда есть уверенность в преодолении затяжных подъемов. Расход топлива 40-45 литров на 100 км. Увы, серьезных поломок избежать не получается. Приходиться часто копаться в мазуте и железе, но главное что многое можно устранить своими силами. Перед каждым рейсом делаю контрольный осмотр, чтобы в дальней дороге не возникало никаких форс-мажоров. Радует относительная дешевизна запчастей и четкость 9-ступенчатой механической коробки, которая работает плавно и не склонна к масложору.