МАЗ 5516 технические характеристики

МАЗ 5516 представляет собой трехосный самосвал, имеющий колесную формулу 6х4. Серийное производство данной модели осуществляет Минский автомобильный завод с 1994 года.

Модель отличается повышенной проходимостью и имеет грузовую платформу, предназначенную для перевозки каких-либо грузов, в частности строительных материалов. Помимо своего основного предназначения, грузовик способен также работать и в составе автопоезда. Для этого на раму может быть установлено сцепное устройство.

Базовый грузовик доступен для потребителей в двух комплектациях, а именно с длинной и короткой кабиной. В версии с длинной кабиной присутствует спальное место. Такой вариант получил индекс МАЗ 551603.

Отличительными чертами минской машины являются его довольно внушительные габаритные размеры, высокий эксплуатационный ресурс, а также повышенная устойчивость к суровым условиям эксплуатации. За счет данных параметров МАЗ 5516 пользуется весьма большой популярностью на российском рынке. Хоть сейчас и присутствует много более современной техники подобного класса, но, несмотря на это, грузовик имеет вполне стабильный спрос на постсоветском пространстве. Большая популярность модели в первую очередь обусловлена простотой технического обслуживания и доступности, как самой машины, так и ее запасных частей.

История

К началу 1990-х годов Минский автомобильный завод получил большую популярность среди потребителей. Помимо этого предприятие не останавливалось на достигнутом, а продолжало выпускать новые разработки. Одной из таких стал грузовой автомобиль МАЗ 5516, который в дальнейшем стал одним из наиболее популярных грузовиков с кузовом самосвального типа.

Первая серийная партия была выпущена в 1994 году. До этого модель проходила различные испытания, проверки и тесты, которых было достаточно много. В первую МАЗ 5516 завоевал внимание потребителей благодаря своей максимальной грузоподъемности, составляющей 20000 килограмм. Этот показатель позволил грузовику работать в:

  1. Городском обустройстве. Здесь грузовики осуществляли транспортировку различных грузов, среди которых асфальт, отходы, мусор и другие подобные материалы;
  2. Сельском хозяйстве. Машина использовалась для перевозки таких грузов, как компост, грунт, различные жидкости, урожай и удобрения;
  3. Строительстве. Основными перевозимыми грузами в данной сфере для МАЗ 5516 были жидкие растворы, сухие смеси, камни, кирпичи и многое другое.

Стоит отметить, что при разработке данного грузовика Минский автомобильный завод ориентировался в первую очередь на сфере строительства. Поскольку МАЗ 5516 имел на борту самосвальный кузов и внушительную грузоподъемность, то его чаще использовали в строительстве, чем в каких-либо других сферах. Причем на время выпуска первых моделей развал СССР обеспечил им большой объем работы.

В своем первоначальном исполнении грузовик выпускался не так долго. Специалисты Минского автозавода отталкивались от критики потребителей и общей популярности модели, и за счет этого вносили различные доработки и изменения. Одновременно с улучшением стандартной версии, началась разработка и модифицированных вариаций.

Со временем МАЗ 5516 в плане потребительских свойств становился все лучше, хоть и имел минимализм, присущий грузовикам первого поколения. Кабина осталась прежней, полностью идентичной первым машинам, однако ее внутреннее оснащение все же было доработано. Среди таких изменений следует отметить наличие подрессоренного сидения и улучшенной звукоизоляции. Помимо этого улучшалась и общая эргономика, хоть и незначительно. Двигатель был оснащен подогревателем, благодаря которому запуск осуществлялся без особых затруднений в условиях низких температур.

Еще позже производитель представил новую версию, отличающуюся кабиной. Здесь была установлена удлиненная кабина, имеющая внутри две спальные полки. Несмотря на то, что эргономику кабины нельзя отнести к высшему уровню, но сделано все внутри вполне удобно для работы.

В 2000-х годах Минский автомобильный завод внес в данную модель новые изменения. В первую очередь была затронута проблема коррозии, поскольку первые модели не отличались высокой стойкостью к ней. Решением стала новая технология покраски, позволившая в итоге минимизировать появление коррозии на металлических элементах. Кроме этого в конструкции кузова появилась система обогрева, исключающая прилипание груза в условиях низких температур.

Серийное производство грузового автомобиля МАЗ 5516 осуществляется и сейчас. Предлагаемые для потребителей модифицированные версии, не особо отличаются от своих первых образцов, но все же они имеют отдельные конструктивные доработки.

Модификации

Сейчас серийно выпускается три модифицированные версии, оснащенные либо ярославским двигателем, либо иностранным агрегатом Cummins:

Модификация МАЗ-5516А5.

Для данной модификации была предложена силовая установка марки ЯМЗ-6582.10, имеющая соответствие с экологическим стандартом Евро-3. Такой двигатель способен развить максимальную мощность на выходе в 330 лошадиных сил. Грузовая платформа имеет трехстороннюю разгрузку. Максимальная грузоподъемность модели составляет 20000 килограмм;

Модификация МАЗ-5516А8.

Комплектуется двигателем марки ЯМЗ-6581.10 с максимальной мощностью на выходе в 400 лошадиных сил. Как и предыдущий мотор, этот соответствует экологическим нормам Евро-3. К двигателю устанавливается механическая коробка передач ярославского производства – ЯМЗ-2381. Грузовая платформа имеет трехстороннюю разгрузку. Максимальная грузоподъемность модели составляет также 20000 килограмм;

Модификация МАЗ-5516W4-420.

Использует более экологичный импортный двигатель марки Cummins 6ISBe4, соответствующий нормам Евро-4. Максимальная мощность на выходе достигает отметки в 300 лошадиных сил. В тандеме с ним работает девятиступенчатая коробка передач марки JS-135/TА. Грузовая платформа здесь представлена U-образной конструкцией, имеющей только заднюю разгрузку. Максимальная грузоподъемность составляет 15100 килограмм.

Кроме этих модификаций ранее выпускались и другие, а именно:

Модификация МАЗ 551603-221.

Грузовик оснащался шестицилиндровой силовой установкой марки ЯМЗ-236БЕ2, который соответствовал экологическим нормам Евро-1. Грузовая платформа имела только заднюю разгрузку и один закрывающийся борт;

Модификация МАЗ 551603-223.

Здесь установлен тот же шестицилиндровый мотор марки ЯМЗ-236БЕ2. Основным отличием от предыдущей модификации является ковшовая грузовая платформа, в которой отсутствует задний борт;

Модификация МАЗ 551605-271.

В качестве силовой установки для данной модели был выбран восьмицилиндровый V-образный двигатель ярославского производства – ЯМЗ-238ДЕ2. Этот двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-2. Комплектуется самосвальной грузовой платформой, имеющей открывающийся задний борт. Помимо этого версия оснащалась либо осевым выхлопом без распределителя обогрева кузова, либо выхлопом влево с распределителем обогрева кузова;

Модификация МАЗ 551605-280.

Представляет собой аналог предыдущей модификации. Отличается лишь иной формой грузовой платформы и ее объемом, составляющим 12.5 метров кубических.

Для всех представленных модифицированных версий предлагалась еще не подрессоренная кабина советского образца.

Однако на модификации МАЗ 551608-238 стали использовать подрессоренную кабину. Более того в данной версии грузовик комплектовался подрессоренными сидениями, АБС, ремнями безопасности, подогревателем силового агрегата, ограничителем скорости, улучшенной шумоизоляцией, современным головным освещением, а также светодиодной подсветкой салона.

Кабина

В плане внешнего вида кабина МАЗ 5516 имеет практически тот же стиль, что и другие грузовики Минского автомобильного завода, а именно прямоугольную форму и немного сглаженные углы. Спереди модель оснащается массивным бампером, обеспечивающим пассивную защиту. За все время серийного производства данный грузовик выпускался только с двумя вариантами кабины. Такие комплектации имеются и сейчас. На выбор потребителям предлагается либо обычная, либо удлиненная кабина, дополненная двумя спальными полками. Что касается условий работы, то они даже для 2000-х годов недостаточно комфортные, не говоря уже о настоящем времени.

Но все же какой-то минимум в кабине есть, а именно это подрессоренное регулируемое сидение, регулируемая рулевая колонка, неплохая отопительная система, ну и вполне хорошая шумоизоляция и виброизоляция. Конструкция кабины имеет амортизаторы с пружинами, расположенными в четырех точках. Такое решение позволило дополнительно снизить вибрацию при работе грузовика, что в свою очередь положительно отразилось на комфортности.

Водительское сидение, как описывалось ранее, имеет несколько параметров регулировки. Сидение может настраиваться как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Помимо этого здесь присутствует регулировка угла наклона спинки. В качестве дополнительных опций предлагаются подлокотники и подголовник.

Удлиненная кабина имеет то же оснащение, что и обычная. Что касается спальных полок, то они размещены, как и в любых других подобных грузовиках – за сидениями. При необходимости пространство спальных мест может быть закрыто занавесками или перегородками, которые зачастую устанавливают самостоятельно. На тоннеле кабины установлен вещевой ящик с крышкой, который помимо своей основной задачи может также служить и в качестве столика.

Технические характеристики

Двигатель

Наибольший объем выпускаемых грузовиков МАЗ 5516 комплектовался дизельными силовыми установками, предоставленными Ярославским моторным заводом. Устанавливались восьмицилиндровые агрегаты марки ЯМЗ-6582 и ЯМЗ-6581, оборудованные системой турбонаддува.

Характеристики ЯМЗ-6582:

  1. Рабочий объем – 14.86 л;
  2. Максимальная мощность – 330 л.с.;
  3. Наибольший крутящий момент – 1274 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
  4. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  5. Ход поршня – 140 мм;
  6. Степень сжатия в камере сгорания – 17.5;
  7. Охлаждение – жидкостное;

Характеристики ЯМЗ-6581:

  1. Рабочий объем – 11.12 л;
  2. Максимальная мощность – 400 л.с.;
  3. Наибольший крутящий момент – 1766 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
  4. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  5. Ход поршня – 140 мм;
  6. Степень сжатия в камере сгорания – 16.7;
  7. Охлаждение – жидкостное;

Но кроме этих двигателей на некоторые модифицированные версии, а именно МАЗ 5516-33-380 и МАЗ 5516-33-371, устанавливались силовые агрегаты немецкого производства – Дойтц BF6M1013FC code 210. Этот двигатель способен развить максимальную мощность на выходе в 286 лошадиных сил. К нему предлагалась также импортная девятиступенчатая коробка передач марки ZF 9S109.

Сейчас для самосвала МАЗ 5516 предлагается дизельная силовая установка марки Cummins.

КПП

В зависимости от установленного двигателя данный грузовой автомобиль может быть укомплектован различными вариантами трансмиссии. К мотору с максимальной мощностью в 330 лошадиных сил устанавливается КПП марки ЯМЗ-2381, когда для 400-сильного агрегата идет в комплект коробка передач марки ЯМЗ-2391. Обе представленные КПП являются пятиступенчатыми механическими, обладающими двойной главной передачей.

К импортным двигателям устанавливаются и импортные коробки передач. Доступно всего два варианта, а именно это ZF 9S-109 и JS-135/TА. Это девятиступенчатые механические КПП, имеющие как более высокую эффективность, так и более высокую стоимость.

Что касается сцепления, то здесь применяется сухое фрикционное однодисковое сцепление ярославского производства – ЯМЗ-184-15. Также данный элемент имеет диафрагменную вытяжную пружину и фрикционные накладки на безасбестовой основе.

Тормозная система

Грузовик МАЗ 5516 имеет четыре тормозные системы, среди которых: основная, стояночная, вспомогательная и запасная. В задней части на раме установлены специальные приборы, посредством которых осуществляется управление тормозных механизмов на буксируемом полуприцепе. Здесь используется двухпроводный пневматический привод.

Основную тормозную систему представляют тормозные механизмы, установленные на всех колесах грузовика и пневматический привод. Как и на других грузовых автомобилях здесь используются тормоза барабанного типа. Независимо от версии МАЗ 5516 оборудован антиблокировочной системой торможения (АБС).

Действие стояночной и запасной тормозной системы оказывается на тормоза задней тележки, то есть на средний и задний мост. Здесь за удержание колес в неподвижном состоянии отвечают тормозные камеры.

Применять стояночный тормоз можно так же, как и запасную систему. Поскольку данные системы не пересекаются с основной, их можно использовать для торможения в случаях отказа основных тормозов.

Функционирование вспомогательной тормозной системы обеспечивается за счет создания противодавления в выхлопной системе грузовика. Зачастую данная система применяется на затяжных спусках и горных дорогах, где выполняет небольшое торможение машины. На некоторых версиях грузовика установлена четырехканальная антиблокировочная система торможения, изготавливаемая белорусским производственным объединением «Экран».

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 7190 мм.
  2. Полная ширина – 2500 мм.
  3. Высота по кабине – 3100 мм.
  4. Длина колесной базы – 3850 мм.
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1400 мм.
  6. Ширина передней колеи – 1970 мм.
  7. Ширина задней колеи – 1850 мм.
  8. Клиренс – 270 мм.
  9. Длина самосвальной грузовой платформы – 4000 мм.
  10. Ширина самосвальной грузовой платформы – 2500 мм.
  11. Высота бортов – 1085 мм.

Особенности

Преимущества

Одним из основных преимуществ данного грузовика является его доступность. На рынке минский самосвал значительно дешевле, чем другие трехосные модели от европейских и китайских производителей. Более того, по цене МАЗ 5516 обходит даже линейку Камских грузовиков.

Многие владельцы также упоминают и грузоподъемность модели. При заявленных 20000 килограмм, МАЗ 5516 способен справиться и с более тяжелым весом. Зачастую техника работает со значительным перегрузом, причем достаточно долгое время. Устойчивость к суровым нагрузкам придала грузовику его рама, которая использует двойные усиленные швеллеры в своей конструкции. Однако помимо рамы на это поспособствовали и устанавливаемые силовые установки. Каждый из двигателей обладает весьма неплохими мощностными показателями, что позволяет грузовику выполнять транспортировку каких-либо грузов массой до 30000 килограмм.

Как и любой другой грузовик того времени, данный отличается высокой ремонтопригодностью. Все имеющиеся механизмы достаточно просты и понятны, благодаря чему устранение каких-либо неисправностей может осуществляться практически с минимальным набором инструментов и в короткие сроки. К тому же все запчасти широко распространены и также доступны, что позволяет еще больше сократить время на техническое обслуживание и ремонта машины.

МАЗ 5516 позиционируется как довольно универсальная грузовая техника. Модель может использоваться практически везде независимо от условий. Это обусловлено многими качествами, одним из которых является отличная проходимость, обеспеченная наличием дополнительного моста. Как отмечают владельцы, данный грузовик способен без особых затруднений пройти такие дорожные участки, на которых двухосные машины испытывают различные сложности.

Недостатки

Одним из главных недостатков является использование низкокачественного металла во многих металлических элементах грузовика. Но кроме самого металла, не лучшим качеством отличается и покраска кузова и кабины. По словам, перед покраской даже не наносят грунтовочный слой. Все это в совокупности приводит к быстрому появлению коррозии, из-за чего владельцы уже самостоятельно подкрашивают и подваривают проблемные места.

Цена

Серийное производство данного грузовика Минский автомобильный завод осуществляет и в настоящее время. Стоимость новых моделей в среднем стартует с 1.9 миллионов рублей и это только за стандартную. Какие-либо модификации могут стоить значительно дороже. Также на ценнике новой модели сказывается и дополнительное оснащение, которое может быть установлено по желанию потребителя.

Версий с пробегом на вторичном рынке более чем достаточно. Но стоит отметить, что при выборе подержанного МАЗ 5516 следует обратить внимание на версии, выпущенные не раньше 2000-х годов, поскольку более первые модели зачастую находятся в довольно плохом техническом состоянии. Так, грузовики 2001-2004 годов выпуска обладают средней стоимостью от 260 тысяч и до 500 тысяч рублей. За машины 2009-2012 годов выпуска зачастую просят от 900 тысяч и до 1.1 миллиона рублей. Ну и более свежие варианты, выпускаемые с 2014 года, сейчас доступны на рынке по стоимости от 1.4 миллионов и до 1.7 миллионов рублей.

Отзывы владельцев и водителей

  • МАЗ 5516 – универсальный многоцелевой самосвал с широкими возможностями и громадным потенциалом на все времена. У меня модель 2006 года выпуска, на момент покупки стоила мне 350 тыс. рублей. Большой 20-тонный грузовик с колесной формулой 6х4 и 330-сильным дизелем с турбонаддувом. Есть спальник. Объем кузова 16 кубометров, что позволяет грузить 20 тонн. Исполнение с высоким кузовом и на евродисках. То, что машина далеко не новая, не только видно, но и ощущается. Два раза ломалась коробка передач – разбирали и перебирали ее с заменой необходимых запчастей. Кроме того, меняли колокол и сцепление вместе с диском и корзиной в сборе. Стоит новый гидравлический насос и новый радиатор – недавно были заменены. Двигатель пока родной, но с ним бывали проблемы. Однажды лопнул шланг гидравлической системы. Рулевое и тормоза перебирали неоднократно – практика показывает, что так надежнее. Максимум можно грузить 25 тонн. Благодаря высокому кузову удобно возить снег. Версия со спальным местом – конечно лучше, чем без него, но подойдет разве что среднерослым пассажирам. Спальник узкий и жесткий. В пустом состоянии двигателю по-барабану, а вот под нагрузкой ему уже сложно тянуть на подъем. Возможно, причина в наддуве – видать турбина не додувает, пора менять. Блокировка мостов все еще работоспособна. Лучше брать свежую и не вымотанную машину с небольшим пробегом, чем тот экземпляр, который достался мне.
  • Машина стоит потраченных денег, но не более того. У меня 5516 2015 года выпуска. Имеет грузоподъемность 20 тонн, что является хорошим показателем для самосвала в данной ценовой категории. Еще в наличии 8-цилиндровый 400-сильынй дизель – один из флагманов Ярославского автозавода. Надо признать, этот агрегат простой и неприхотливый в обслуживании, не требует частой замены комплектующих при условии, если соблюдать регламентное ТО. И все же, у него есть свои конструктивные недостатки: например, это неправильная конструкция выпускных коллекторов, которые из-за вибраций заламывали шпильки в блоке цилиндров. Но при своевременном обнаружении этой неполадки ее можно устранить без последствий. Что касается кабины, она лишена дополнительных элементов комфорта – внутри все просто и по делу. Оформление передней панели реализовано по канонам 80-ых – дешево и сердито. Жесткая скрипучая панель изготовлена из дешевой пластмассы, которая вибрирует чуть ли не от каждого чиха или проезда через кочку. Одноярусный спальник достаточно просторный, но ооочень жесткий. Благодаря мощному отопителю зимой есть желание открыть окно, из-за чего есть риск простудиться – например, при минус 28 градусов. А вот летом приходиться ставить шумные вентиляторы, т. к. кондиционер отсутствует. Быстрый износ покрышек, коррозия кабины, проблемы с ходовой – все это типичные болячки постсоветской техники.
  • Работаю на Мазе 5516 1997 модельного года. Машина приобреталась в поддержанном состоянии, в моем владении пять лет – с 2015 года. За время эксплуатации были устранены существенные недостатки по кузову, ходовой и электрике. Перебрал коробку передач и двигатель, перекрасил кузов и доработал его антикором, установил дополнительную шумоизоляцию, поменял элементы подвески и поставил предпусковой подогреватель. Много чего пришлось поменять из родных запчастей, а также установить «чужеродных» деталей ради удобства в эксплуатации, поскольку приходиться преодолевать большие расстояния. 20-тонный МАЗ 5516 оснащен 400-сильным дизелем, который сейчас явно не выдает паспортную мощность. Но это не главное, т. к. для моих задач гораздо важнее крутящий момент, которого хоть отбавляй даже при упавшей отдаче. На подъемах тяга безупречная – чувствуется запас прочности шумного дизеля, но в дальней дороге я всегда в наушниках, ласкающих слух дискотекой 80-ых. расход топлива 30 литров при 80 км/час.
  • Надежный и универсальный грузовик для ежедневных грузоперевозок в пределах города. Машина 2012 года выпуска, модификация с грузоподъемностью 20 тонн. Понравилась работа коробки передач, которая хоть и пятиступенчатая, но способна раскрыть потенциал тяговитого дизеля мощностью 400 лошадиных сил. Но несмотря на солидную производительность, для дальних расстояний эту машину я бы рекомендовать не стал. Причина – в специфическом комфорте, т. к. из-за шумов, вибраций и других посторонних звуков вряд ли можно вытерпеть 10 часов (к примеру) непрерывной езды. Но это не единственная причина, т. к. коробка передач хороша только в пределах города, а на дальних расстояниях вылезают недостатки, включая перегрев на высоких оборотах. Качество шумоизоляции салона – неплохое только по стандартам 80-ых. Но разве справедливо требовать чего то большего от дешевого самосвала, способного потянуть 20 тонн груза? Он ремонтопригодный и недорогой в обслуживании, гораздо более доступный по сравнению с иномарками.
  • МАЗ 5516 – неплохое решение для малого и среднего бизнеса, а также начинающего предпринимателя, то есть для меня. Мне хватило денег только на экземпляр 1994 года выпуска. Тем не менее, машина на удивление выносливая. Все запчасти есть в наличии – главное своевременно обслуживать, и тогда все будет как на мази. Работаю в пределах города, выполняю заказы по доставке строительных материалов, за черту города никогда не выезжаю – все-таки у этой машины есть предел прочности. Порадовал запас тяги у многолитрового дизеля, который конечно не балует комфортом – шумит и вибрирует словно зверь, просидевший долгое время взаперти. Но это для него нормально, как говорится шумит – значит работает. Перегрева нет и никогда не было. Грузоподъемность около 20 тонн, но можно грузить больше. Большой клиренс внушает уверенность на пересеченной местности, но в раскисший грунт соваться на этой машине я бы никому не советовал – поберегите технику и свои нервы, т. к. забот с этой тачкой хватает. Регулярная проверка и контроль за уровнем всех эксплуатационных жидкостей, замена комплектующих и езда на средних оборотах позволит продлить Мазу жизнь как минимум еще на пару лет. Расход топлива у него 35 литров на 100 км под нагрузкой.
  • Работал на данном самосвале всего пару месяцев, но остался полон впечатлений. В первую очередь положительных. У Маза 5516 надежный и тяговитый двигатель с расходом 30 литров при 80 км/час, а также не склонный к перегреву. Еще он эффективно запускается в зимнее время года. Естественно, машина была уже изначально подготовлена к зиме – оснащена предпусковым подогревателем. Комфорт в салоне оставляет желать лучшего – причина в шумах и посторонних звуках, которых по-хорошему быть не должно, если речь идет о междугородных перевозках, с которыми я работал. При скоростях начиная с 70 км/час машину так трясет, что однажды появился непонятный стук, который снова появился после устранения, и так каждый раз. Так и ездил в общем – на поведение машины это никак не влияло, просто стало еще более шумно. Второсортное качество жесткой пластмассы в салоне – это еще ладно, но вот кабина на трехлетней машине уже была поржавевшей, еще когда я сел за руль этого пылесоса. Проблему с коррозией решить напрочь не получиться, поскольку металл очень низкого качества – разрабы экономили по самое некуда. Поэтому остается только подкрашивать. Хотелось бы верить, что мне попалась неудачная версия Маза 5516, но как оказалось такие случаи не единичны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =