МАЗ-5432 технические характеристики

 

МАЗ-5432 является двухосным седельным тягачом, разработанным Минским автомобильным заводом. Модель выпускалась на протяжении 20 лет и пользовалась большой популярностью во многих компаниях, занимающихся грузоперевозками. Главными особенностями тягача, повлиявшими на спрос, являются высокая надежность и ремонтопригодность, отличные мощностные показатели, ну и довольно комфортабельная для тех лет кабина. В настоящее время МАЗ-5432 также можно встретить на дорогах. Это обусловлено тем, что стоимость на него значительно ниже, чем на европейские аналоги.

Назначение

Седельный тягач МАЗ-5432 предназначен для работы с различными видами полуприцепов. Автомобиль осуществляет перевозку каких-либо грузов на средние и дальние расстояния и используется в основном на асфальтированных дорожных участках. После обновления в 2000 году, когда появился блокируемый межколесный дифференциал, данный тягач начали применять и на проселочных местностях, поскольку проходимость значительно улучшилась.

Интересным фактом является то, что машины первых лет выпуска были очень популярны у советской компании СОВТРАНСАВТО, специализирующейся на международных перевозках. Причем МАЗ-5432 занимал больше половины всего автопарка. В настоящее время данная модель нередко используется частными дальнобойщиками, поскольку обладает ремонтопригодностью и доступностью.

История

Разработка данного тягача началась еще в 1970-х годах. В 1981 году Минский автомобильный завод представил первую серийную партию автомобилей МАЗ-5432.

В отличие от предшественников новая модель имеет ряд улучшенных параметров. Например, конструкторы повысили максимальную грузоподъемность до 21000 килограмм. При этом полная масса тягача выросла до 34000 килограмм. Другим отличием стала новая кабина, обладающая как более современным внешним видом, так и более комфортабельным салоном. Внутреннее пространство кабины было увеличено, а также появилось два довольно удобных спальных места и современное на тот период оснащение. Переднюю подвеску конструкторы дополнили поперечным стабилизатором, что положительно отразилось на устойчивости автомобиля.

В 1985 году с конвейера завода начали сходить модифицированные версии с индексом МАЗ-54322, оснащенные дизельным двигателем марки ЯМЗ-238Ф2. В 1988 году появилась еще одна модификация, а именно МАЗ-54323, укомплектованная двигателем марки ЯМЗ-238Б. По сравнению с базовым тягачом обе модификации имели еще более комфортабельную кабину и немного измененный внешний вид. Стоит отметить, что при разработке МАЗ-54323 конструкторы Минского автозавода работали совместно с немецкими специалистами компании MAN. В результате этого в кабине модификации появились технологические решения, используемые на грузовиках MAN F2000. Помимо улучшения кабины в линейку устанавливаемых двигателей были добавлены дизельные силовые установки от МАНа, развивающие максимальную мощность в 360 лошадиных сил. Однако устанавливались такие двигатели в основном на модификацию МАЗ-54326.

В 2000 году конструкторы снова немного обновили конструкцию тягачей, а именно был добавлен блокируемый межколесный дифференциал, благодаря чему удалось повысить их проходимость. Кроме этого передняя подвеска была усилена и доработана. Теперь она способна выдержать нагрузку в 7000 килограмм, а управляемые колеса могут поворачиваться на угол до 45 градусов.

Серийное производство базовой версии, а также и всех ее модификаций было окончательно прекращено в 2008 году. Тогда на замену тягачу МАЗ-5432 пришли более современные модели, выпускаемые под заводским индексом МАЗ-5440.

Модификации

За все время серийного производства Минский автомобильный завод разработал несколько версий, отличающихся друг от друга техническими особенностями и мощностными показателями. Одними из таких являются:

МАЗ-5432.

Является самой первой моделью нового семейства. Серийное производство такого тягача осуществлялось в период с 1981 по 1985 год. Модель оснащалась дизельной восьмицилиндровой V-образной силовой установкой марки ЯМЗ-238, максимальная мощность которой составляет 280 лошадиных сил;

МАЗ-54321.

Эта модификация впервые сошла с конвейера в 1988 году. В зависимости от комплектации на модель устанавливали один из двух двигателей, среди которых ЯМЗ-8421, развивающий максимальную мощность в 360 лошадиных сил и ЯМЗ-8424 мощностью в 425 лошадиных сил. Оба двигателя работают на дизельном топливе;

МАЗ-54323.

Является усиленной версией стандартного тягача. Производство данного автомобиля началось в 1988 году. В отличие от базовой модели, здесь используется более мощный силовой агрегат, максимальная мощность которого достигает отметки уже в 330 лошадиных сил;

МАЗ-543231.

Представляет собой северное исполнение предыдущей модификации. Кабина автомобиля получила хорошую теплоизоляцию и автономный отопитель повышенной эффективности. Благодаря этому тягач мог применяться в условиях с температурой окружающей среды до минус 60 градусов. Силовой агрегат остался прежним и выдает те же 330 лошадиных сил;

МАЗ-54326.

Является результатом совместной работы белорусских конструкторов и немецких специалистов компании MAN. Под кабиной установлен дизельный двигатель, заимствованный у немецких тягачей серии MAN F2000. Его максимальная мощность на выходе составляет 360 лошадиных сил. Вместе с ним работает 16-ступенчатая механическая коробка передач производства ZF;

МАЗ-54328.

Является облегченным и самым слабым в семействе тягачом. Под кабиной такой модификации используется дизельный двигатель от ЯМЗ, развивающий максимальную мощность в 180 лошадиных сил;

МАЗ-5432С.

Представляет собой специальную спортивную модификацию, разработанную для участия в кольцевых гонках. Основой для создания данной модели послужила модификация МАЗ-54322. В качестве силовой установки был выбран дизельный форсированный двигатель марки ЯМЗ-8424С, мощность которого в базовом исполнении составляет 650 лошадиных сил. Однако этот мотор обладает большим потенциалом, благодаря чему его мощность удавалось поднять и до весьма внушительных 1300 лошадиных сил.

Кабина

Для тягача МАЗ-5432 конструкторы применили стандартную металлическую двухместную кабину, которая также широко применялась и на многих других моделях. На раме кабина установлена при помощи подрессоренных креплений, что позволило снизить вибрации при движении. Конструкция имеет бескапотную компоновку и установлена над силовым агрегатом. При обслуживании двигателя кабина откидывается вперед на угол в 60 градусов. Дл этого был установлен специальный гидравлический цилиндр с ручным насосом.

Внешне кабина выглядит квадратной. В передней части установлена широкая радиаторная решетка, окрашиваемая в черный цвет, а по бокам от нее обтекатели. Под лобовым стеклом на многих модификациях установлены специальные поручни, а на бампере специальная подножка. Все это позволяет производить очистку лобового стекла самостоятельно. Приборы головного освещения имеют прямоугольную форму. Они установлены в бампере. Кстати, сам бампер изготовлен из металла и внешне напоминает отбойник. Крыша кабины оборудована небольшим открываемым люком, обеспечивающим дополнительную вентиляцию салона. В целях повышения аэродинамики и уменьшения расхода топлива на крышу также устанавливали специальный обтекатель.

Салон кабины вышел довольно просторным. По большей степени это обусловлено высоким потолком. На приборной панели установлены только самые необходимые приборы и датчики. Рабочее место водителя оснащено подрессоренным сидением, имеющим несколько регулировок, включая вес водителя, длину, высоту и наклон спинки. За сидениями установлено два достаточно удобных спальных места, благодаря которым водитель и пассажир могут отдохнуть в свободное от дороги время.

Технические характеристики

Двигатель

Основными двигателями, устанавливаемыми на седельные тягачи МАЗ-5432, являются:

ЯМЗ-238. Это восьмицилиндровый двигатель с V-образным расположением цилиндров. Мотор был разработан еще в 1962 году. Его современные версии, применяемые на МАЗ-5432, имеют непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. В плане экологичности ЯМЗ-238 относится к категории Евро-0.

Характеристики ЯМЗ-238:

  1. Рабочий объем – 14.86 л;
  2. Максимальная мощность – 280 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 1029 Н.м. (при 1500 об/мин);
  6. Охлаждение – жидкостное.

Размеры ЯМЗ-238:

  1. Длина – 1315 мм;
  2. Ширина – 1045 мм;
  3. Высота – 1070 мм.

ЯМЗ-238Б. Является усовершенствованной версией предыдущего мотора. Здесь также имеется восемь цилиндров, расположенных V образом, жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, ну и система турбонаддува, дополненная промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. ЯМЗ-238Б также относится к экологическому классу Евро-0.

Характеристики ЯМЗ-238Б:

  1. Рабочий объем – 14.86 л;
  2. Максимальная мощность – 300 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 1180 Н.м. (при 1200-1400 об/мин);
  6. Охлаждение – жидкостное.

Размеры ЯМЗ-238Б:

  1. Длина – 1315 мм;
  2. Ширина – 1045 мм;
  3. Высота – 1070 мм.

ЯМЗ-6562.10. Это шестицилиндровая силовая установка с V-образной компоновкой цилиндров. Двигатель обладает непосредственным впрыском топлива, системой жидкостного охлаждения и системой турбонаддува с промежуточным охладителем нагнетаемого воздуха. Кроме этого данный силовой агрегат имеет соответствие с экологическими стандартами Евро-3.

Характеристики ЯМЗ-6562:

  1. Рабочий объем – 11.15 л;
  2. Максимальная мощность – 250 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 130 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 1128 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
  6. Охлаждение – жидкостное.

Размеры ЯМЗ-6562:

  1. Длина – 1275 мм;
  2. Ширина – 1045 мм;
  3. Высота – 1097 мм.

ЯМЗ-8421. Представляет собой дизельный восьмицилиндровый двигатель с V-образной конструкцией и турбонаддувом, дополненным промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Как и предыдущие варианты, данный агрегат имеет жидкостное охлаждение и непосредственный впрыск топлива.

Характеристики ЯМЗ-8421:

  1. Рабочий объем – 17.24 л;
  2. Максимальная мощность – 360 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 140 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 1510 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
  6. Охлаждение – жидкостное.

Размеры ЯМЗ-8421:

  1. Длина – 1315 мм;
  2. Ширина – 1045 мм;
  3. Высота – 1070 мм.

ЯМЗ-8424. Представляет собой модернизированную версию предыдущего мотора. Конструкция здесь полностью сохранилась, но мощностные показатели были увеличены.

Характеристики ЯМЗ-8424:

  1. Рабочий объем – 17.24 л;
  2. Максимальная мощность – 425 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 140 мм;
  4. Ход поршня – 140 мм;
  5. Наибольший крутящий момент – 1686 Н.м. (при 1100-1300 об/мин);
  6. Охлаждение – жидкостное.

Размеры ЯМЗ-8424:

  1. Длина – 1315 мм;
  2. Ширина – 1045 мм;
  3. Высота – 1070 мм.

Кроме этого на некоторые модификации устанавливались и немецкие дизельный двигатели, заимствованные у тягачей MAN F2000. Такие моторы обладали максимальной мощностью на выходе в 360 лошадиных сил.

Эксплуатационный ресурс

Все представленные двигатели отличаются большим запасом прочности и высокой надежностью. Серьезные поломки в них случались довольно редко. Что касается эксплуатационного ресурса, то данный показатель составляет 800 тысяч или же миллион километров в зависимости от версии мотора. После этого рекомендуется произвести капитальный ремонт.

Плановое техническое обслуживание необходимо проводить каждые 20-50 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.

Топливный бак

Модель оснащалась одним топливным баком. В зависимости от модификации его объем мог составлять 350 или же 500 литров. Это позволяло тягачу преодолевать довольно большие расстояния без остановок на дозаправку. Средний запас хода составляет около 1000 километров.

Расход топлива

Средний расход топлива у тягача МАЗ-5432 с полуприцепом составляет около 32 литров на каждые 100 километров пробега при скорости движения в 60 километров в час. При скорости в 80 километров в час этот показатель увеличивается до 42 литров.

Кроме этого на расход влияет также степень загруженности и условия эксплуатации. К примеру, при работе в суровых условиях тягач может расходовать и свыше 50 литров топлива.

КПП

Седельный тягач МАЗ-5432 оснащен восьмиступенчатой механической коробкой передач марки МАЗ-543205. Данная коробка передач имеет демультипликатор и две задние передачи. Все передние передачи оснащены синхронизаторами, но на задних они отсутствуют. КПП МАЗ-543205 имеет следующие передаточные числа:

  • 1 – 7.73;
  • 2 – 5.52;
  • 3 – 3.94;
  • 4 – 2.80;
  • 5 – 1.96;
  • 6 – 1.39;
  • 7 – 1.0;
  • 8 – 0.71;
  • ЗХН – 11.78;
  • ЗХВ – 2.99.

Коробка передач взаимодействует с двигателем посредством двухдискового сухого сцепления марки ЯМЗ-238К. В систему сцепления входит механический привод выключения, периферийные цилиндрические пружины, ведомые диски и пневматический усилитель. Диаметр ведомых дисков составляет 400 миллиметров. Также они имеют демпферное устройство. Однако помимо этого на некоторые модели устанавливалось однодисковое сцепление марки ЯМЗ-161, обладающее ведомым диском диаметром в 420 миллиметров.

Ведущий мост приводится в действие одним карданным валом. Трансмиссия тягача обладает разнесенной, двухступенчатой главной передачей, представленной центральным коническим редуктором и планетарными передачами в ступицах. Главная передача имеет передаточное соотношение 5.49.

Тормозная система

МАЗ-5432 использует пневматическую тормозную систему, включающую в себя четыре автономных тормоза.

Основными элементами рабочей главного тормоза являются барабанные механизмы, снабженные двумя тормозными накладками в каждом. Барабан имеет диаметр в 420 миллиметров, а тормозные накладки ширину в 160 миллиметров. Все механизмы оснащены пневматическими приводами. Кстати, здесь используется два независимых контура, первый из которых отвечает за работу передних тормозов, а второй – задних.

На заднем мосту присутствуют пружинные энергоаккумуляторы, взаимодействующие с задними тормозными механизмами при включении стояночного тормоза.

Запасной тормоз совмещен со стояночным. Если точнее, то он использует все те же энергоаккумуляторы и тормозные механизмы. Более того, управление запасным тормозом осуществляется рычагом стояночного.

Вспомогательный тормоз представлен моторным замедлителем, имеющим пневматическое управление.

В задней части тягача предусмотрены пневматические выводы для работы тормозов используемого полуприцепа. Для эксплуатации в холодное время года тормозная система тягача была оснащена специальным спиртовым предохранителем, предотвращающим замерзание образовавшегося конденсата.

Ходовая часть

Спереди используются продольные рессоры полуэллиптического профиля, имеющие задние скользящие концы. Также передняя подвеска имеет гидравлические амортизаторы телескопического типа и поперечный стабилизатор, обеспечивающий повышенную устойчивость автомобиля при прохождении поворотов.

Задняя подвеска оборудована двумя основными и двумя дополнительными листовыми рессорами со скользящими задними концами. В отличие от передней подвески здесь отсутствуют амортизаторы, однако имеется стабилизатор поперечной устойчивости.

Все модели оснащены бездисковыми колесами. Обод имеет размер 8.5В-20. Крепление осуществляется при помощи болтов и прижимов, как на КамАЗах тех лет. Колеса снабжены пневматическими шинами марки И-111А, имеющими размер 11.00R20 (300R508).

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 5980 мм;
  2. Полная ширина – 2500 мм;
  3. Полная высота – 3650 мм;
  4. Длина колесной базы – 3550 мм;
  5. Ширина передней колеи – 2002 мм;
  6. Ширина задней колеи – 1726 мм;
  7. Дорожный просвет – 270 мм;
  8. Длина переднего свеса – 1420 мм;
  9. Высота седельно-сцепного устройства – 1320 мм;
  10. Наименьший радиус разворота – 8300 мм.

Масса и грузоподъемность

Снаряженный тягач МАЗ-5432 имеет массу в 7050 килограмм. На переднюю ось из всего этого приходится 4680, а на задний мост 2370 килограмм. Установленное седельно-сцепное устройство способно выдержать максимальную нагрузку в 8800 килограмм, что обеспечивает автомобилю полную массу в 16000. Из них на переднюю ось опирается нагрузка в 6000, а на заднюю в 10000 килограмм.

Тягач может буксировать полуприцепы с полной массой не более 26800 килограмм. В таком случае полная масса всего автопоезда может составлять 34000 килограмм.

Электропитание

Электропроводка данной модели однопроводная. Бортовая сеть использует напряжение в 24 Вольта. Автомобиль оснащен двумя аккумуляторными батареями свинцового типа, соединенными по последовательной схеме. Каждый аккумулятор обладает номинальным напряжением в 12 Вольт и емкостью в 190 Ампер-часов. Кроме этого присутствует и генератор, вырабатывающий напряжение в 28 Вольт.

Особенности

Среди главных достоинств данного тягача следует в первую очередь отметить кабину. Для своего времени она являлась довольно комфортабельной и эргономичной. К тому же внутри имеется большое свободное пространство.

Используемые двигатели имеют вполне высокую мощность, надежность и безотказность. Кстати, многие владельцы называют их еще и очень долговечными. Другой сильной стороной этих моторов является то, что они нетребовательны к качеству используемого топлива и смазочных материалов.

МАЗ-5432 пользуется большой популярностью и в настоящее время благодаря высокой ремонтопригодности и доступной стоимости, как самого тягача, так и его запчастей. Конструкция автомобиля сделана максимально просто и понятно, благодаря чему провести обслуживание и различные ремонтные работы можно практически в полевых условиях с минимальным набором инструментов.

Недостатки

Многие отмечают, что на МАЗ-5432 используется некачественный металл. Даже на новых машинах довольно быстро появлялись очаги коррозии, не говоря уже о поддержанных в настоящее время.

Стандартная отопительная система на практике оказалось малоэффективной, особенно при эксплуатации в суровых температурных условиях. Из-за этого владельцы улучшают теплоизоляцию кабины, а в некоторых случаях устанавливают и автономные системы.

Низкой надежностью отличился компрессор. Генераторная установка имеет недостаточную мощность из-за чего аккумуляторные батареи при низких температурах не получают необходимое для подзарядки напряжение.

Цена

МАЗ-5432 уже не выпускается и поэтому найти модель с нулевым пробегом сейчас невозможно. Но Минский автозавод предлагает другие аналогичные тягачи, обладающие улучшенными техническими и эксплуатационными параметрами.

На вторичном рынке приобрести данный тягач можно по стоимости в пределах от 160 тысяч и до 300 тысяч рублей. Такой ценник обычно имеют модели, выпущенные вначале 1990-х годов. За модели, выпущенные в конце 1990-х годов, зачастую просят от 350 тысяч и до 450 тысяч рублей. Машины 2000-х годов выпуска обойдутся по стоимости от 500 тысяч и до 700 тысяч рублей в зависимости от технического состояния и пробега.

Отзывы владельцев и водителей

  • Работаю на двухосном седельном тягаче Маз 54323. Машина 2001 года выпуска, езжу на ней с 2013 года. Текущий пробег 330 тыс. км. По сути, это классический магистральный тягач, способный передвигаться в составе автопоезда исключительно по асфальтовым дорогам. На пересеченной местности машина очень жесткая. Мой автомобиль оснащен 300-сиьным дизелем ЯМЗ 238Б объемом 15 литров, который потребляет под 50 литров на 100 км. Техника с 8-секционным ТНВД золотникового типа, совмещенным с топливоподкачивающим насосом низкого давления. Касаемо мотора он себя хорошо зарекомендовал в составе тракторной техники, а также его ставили на фронтальные погрузчики, самосвалы и бульдозеры – это я к тому, что он достаточно надежный. Двухдисковое сцепление с механическим приводом также не вызывает нареканий в работе. Мотор агрегатирован с восьмиступенчатой механикой, которая оборудована демультипликатором и двумя задними передачами. Трансмиссия не склонна к масложору и не перегревается при интенсивном разгоне в красной зоне оборотов ДВС. Машина обута в бездисковые колеса с шинами 300R508.
  • Работаю на Мазе 54323 с 2010 года. Этот седельный тягач неплохо себя зарекомендовал в дальнемагистральных рейсах. В кабине достаточно просторно и уютно. В моей модификации сиденье установлено на пневмоподвеске. Двухместная кабина с довольно высоким потолком, если сравнивать с предыдущими Мазами данного класса. Несмотрня на то, что сверху установлен специальный обтекатель, такое решение вовсе не добавляет аэродинамических свойств, а лишь только увеличивает массу и без того тяжелой машины. Аэродинамические шумы – головная боль всех водителей Мазов и Камазов. Раздражает экономия на материалах, хотя данной рабочей лошадке многое можно простить с учетом солидного возраста. Но вот неустойчивость к коррозии я простить не могу. Всему виной плохое качество металла, который быстро покрывается ржавчиной, если вовремя не выполнить грунтовку и перекраску. 300-сильный 15-литровый дизель потребляет 32 литра при 60 км/час и 42 литра при 80 км/час, однако зимой всегда выходит больше. Порадовала эффективность тормозов – с 60 км/час машина оставляется через 36 метров, согласно паспортным данным. Маз 54323 справляется с поставленными задачами, если его не перегружать и следить за состоянием ходовой и кабины.
  • У меня Маз 54323 с приличным пробегом 400 тыс. км. Машина тянет словно зверь – ее 300-сильный дизель хорош даже под пиковой загрузкой. Но при этом надо признать, что двигатель является чуть ли не самым надежным узлом в этом автомобиле. Штатная 8-ступенчатая коробка передач – слишком нежная, и спустя первые 100 тыс. км я решил ее заменить на коробку от европейского аналога. Также можно посетовать на низкую долговечность компрессора, и еще не внушает доверия недостаточно мощный генератор. Из-за этого зимой аккумуляторы не получают необходимого заряда, и в результате их приходиться часто подзаряжать. Слабые штатные крестовины не выдерживали нагрузок, и я решил их заменить на кразовские аналоги. Тем не менее, за такую цену вряд ли можно найти седельный магистральный тягач со схожими возможностями в плане грузоподъемности и запаса хода. На моей машине установлен 500-литровый бак. 300-сильный дизель нетребователен к качеству топлива, а запасные детали для него можно найти по всей России – при необходимости заказать. В любом случае, срок доставки будет минимальным, если сравнивать с импортными аналогами. Эффективность тормозов порадовала, но возникают протечки – в том числе и в ГУРе, а также из поддона коробки передач. Крепкая рама спустя 400 тыс. км все еще держится – ни разу ее не переваривали.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =