МАЗ-543 технические характеристики

 

МАЗ-543 является четырехосным тяжелым грузовым автомобилем повышенной проходимости. Серийное производство данного грузовика продолжалось в период с 1960-х по 2000-е годы.

В первую очередь МАЗ-543 это военный грузовик. Его шасси оснащалось:

  1. Пусковыми ракетными комплексами («Эльбрус», «Темп» и «Темп-С», «Пионер», «Тополь»);
  2. Зенитно-ракетными системами ПВО («Амур», «Байкал», С-300, С-400 «Триумф»);
  3. Ракетными системами залпового огня («Смерч»);
  4. Артиллерийскими комплексами («Берег»);
  5. Противокорабельными комплексами («Рубеж»).

Помимо этого данная модель широко применялась в нефтегазовых промышленностях, где была переоборудована под плетевоз и трубовоз. Однако предлагались и другие варианты специальных надстроек, позволяющие автомобилю выполнять множество различных задач.

История

В 1959 году конструкторы Минского автозавода начали работать в новом направлении развития, а именно это производство четырехосной универсальной грузовой техники, предназначенной для выполнения армейских задач. Разработка таких машин осуществлялась белорусскими специалистами совместно с инженерами Ярославского автозавода. Первой модели был присвоен заводской индекс МАЗ-537. Именно этот грузовик и стал доказательством того, что Минский автомобильный завод способен выпускать помимо гражданских автомобилей также и тяжелые армейские грузовики.

МАЗ-537 послужил основой для создания последующих моделей. Из его конструкции были взяты многие конструктивные решения и элементы, как например рамная конструкция и оси. Новая модель получила заводское наименование МАЗ-543. В отличие от своего предшественника данный грузовик отличался значительно улучшенными техническими характеристиками, скоростью и динамикой. Из-за этих особенностей грузовику присвоили еще одно наименование – Ураган. В 1962 году Минский автозавод выпустил опытную партию МАЗ-543, состоящую из шести автомобилей. Они все были отправлены в Волгоград, где на оборонном заводе «Баррикады» были укомплектованы специальным военным оборудованием.

После того, как были введены подвижные ракетные комплексы системы РВСН, конструкторы приступили к разработке специализированных обитаемых военных кузовов, представленных в виде унифицированных герметичных фургонов, имеющих сварной цельнометаллический каркас. По сравнению со стандартными КУНГами, устанавливаемыми на такие армейские автомобили, как Урал, ЗИЛ-131 и другие, разработанные кузова отличались значительно увеличенной вместительностью. Также внутри присутствовали специальные отсеки, рабочее спецоснащение и места для длительной работы.

Эти спецкузова Советская армия использовала в качестве командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и тому подобного. Стоит отметить, что в большинстве кузовов использовалось передовое и засекреченное оборудование, о котором даже не знал водитель автомобиля.

В 1976 году Минский автомобильный завод представил несколько специальных гражданских модификаций, предназначенных для работы в нефтегазовых промышленных отраслях. Это были 38-тонные автопоезда-плетевозы и требо-плетевозы, 18-тонные самосвальные грузовики, а также 37-тонные бортовые автопоезда. Стоит также отметить, что базовая модель МАЗ-543 послужила также и для создания передвижной буровой установки.

К началу 1990-х годов конструкторы разработали новую серию аналогичных грузовых автомобилей, получивших заводской индекс МАЗ-7930. Новые модели стали продолжением советского МАЗ-543, но в отличие от него имели новые 12-цилиндровые силовые установки, развивающие максимальную мощность в 500 лошадиных сил, многоступенчатые коробки передач, предоставленные Ярославским моторным заводом, новые моноблочные кабины, а также высокобортные цельнометаллические кузова.

Работу над этим проектом не остановили даже во время сложностей, связанных с распадом СССР, и в 1994 году опытная партия успешно прошла все испытания, после чего началось ее серийное производство. Однако наименование уже сменилось на МЗКТ-7930.

Модификации

Среди основных модификаций данного грузовика следует отметить такие модели, как:

МАЗ-543А

Эту версию конструкторы Минского автозавода представили в 1963 году. В отличие от базового грузовика, МАЗ-543А имел увеличенную до 19400 килограмм максимальную грузоподъемность. В 1966 году МАЗ-543А стал базой для создания множества других модификаций военного предназначения.

От МАЗ-543 данная модель мало чем отличалась, но все же изменения присутствовали. Например, модификация оснащалась сдвинутыми вперед кабинами. Такое решение позволило увеличить монтажную длину рамной конструкции до 7000 миллиметров.

Также стоит отметить, что МАЗ-543А пользовался огромной популярностью, в связи с этим его серийное производство продолжилось до 2000-х годов. За все это время Минский автозавод выпустил около 2500 машин.

Основным предназначением модификации является транспортировка ракетного вооружения и различного спецоборудования. Но поскольку шасси грузовика предоставляло возможность использовать и массу других надстроек, сфера применения грузовика значительно расширилась.

МАЗ- 543М

Является лучшей модификацией, выпущенной в 1974 году. По сравнению со своими предшественниками новая модель оснащалась только одной кабиной, установленной слева. Помимо этого конструкторам удалось увеличить и максимальную грузоподъемность. Так, грузовик мог перевозить какие-либо грузы и оборудование массой до 22200 килограмм.

Модель вышла настолько удачной, что ее применяют и в настоящее время. На основе МАЗ-543М выпускается военная спецтехника, оборудованная таким вооружением, как СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и многим другим.

На протяжении всего серийного производства было выпущено около 4500 машин. После распада СССР массовое производство данной модификации было остановлено. Однако завод продолжал выпускать небольшие партии по заказу государства.

Кстати, именно на базе МАЗ-543М и была построена новая версия с индексом МАЗ-7930. Она отличалась наличием нового цельнометаллического кузова, более мощной силовой установкой с максимальной мощностью в 500 лошадиных сил и прочими характеристиками и особенностями. После распада СССР МАЗ-7930 был переименован в МЗКТ-7930. Под этим наименованием грузовик выпускается и в настоящее время.

Кроме этого небольшими партиями выпускались и другие модификации, как например:

МАЗ-543Б.

Является специальным шасси, использующим модернизированную ракетную пусковую установку 9П117М, входящую в комплекс 9К72. Из внешних отличий следует отметить, наличие одной кабины, установленной слева (как на модификации МАЗ-543М). Модель обладает максимальной грузоподъемностью в 19600 килограмм. За все время с конвейера сошло 250 машин;

МАЗ-543В.

Именно с этой модификации и началась история версии с индексом МАЗ-543М. Здесь впервые применили одну кабину, смещенную влево. В остальном же данная модификация практически ничем не отличается от базового грузовика и появившейся позже версии МАЗ-543М. Таких грузовиков Минский автозавод выпустил общим количеством в 233 единицы;

МАЗ-543П.

Эта версия применялась в обучении солдат. Кроме этого МАЗ-543П выполнял транспортировку артиллерийских орудий, тяжелых прицепов и различного спецоборудования;

МАЗ-543Т.

Представляет собой аналог предыдущей модификации, но уже адаптированный под эксплуатацию в тропических условиях и высокогорье;

На базе грузовика МАЗ-543 были также разработаны и пожарные машины, выпускавшиеся под индексами АА-60(543)-160, АА-60(7310)-160.01 и АА-70(7310)-220. Однако применялись они только на аэродромах и аэропортах, поскольку обладают довольно внушительными габаритными размерами. Модификации оснащались цистерной объемом в 12000 литров и специальным резервуаром, рассчитанным на 900 литров пены для тушения.

Кабина

Первые экземпляры грузовиков МАЗ-543 оснащались цельной кабиной. Но позже с появлением нового ракетного комплекса, боевое орудие которого имело длину в 12.5 метров, возникли трудности с его установкой на грузовик. Длины автомобиля не хватало и для этого требовалось удлинить шасси. Однако такая доработка требовала серьезных изменений в конструкции, и к тому же это было не рациональным.

Выход из этой ситуации вскоре придумал главный конструктор автозавода Шапошников. Он предложил разделить кабину на две части, разнесенные на левую и правую сторону. Это и позволило без удлинения шасси разместить ракетный комплекс на автомобиле. Решение оказалось довольно удачным и подобную конфигурацию позже стали применять на всех аналогичных машинах.

Внутри кабин устанавливались сидения и все необходимые приборы, информирующие о состоянии всех основных систем грузовика. Для защиты использовались специальные бронированные панели, в которых разместили бойницы для ведения стрелкового огня. Стоит отметить, что в некоторых модификациях устанавливалась только одна кабина, размещенная с левой стороны.

При изготовлении кабины использовалась полиэфирная смола, армированная стеклопластиком. В кабинах устанавливался отопитель и вентиляторы, обеспечивающие обдув передних стекол, а также переговорное устройство для внутренней связи модели Р-124 и радиостанция для внешней связи. На окнах применялись защитные шторки, причем на передние отличались смотровыми щелями. Дверные окна открывались наружу. Задняя часть обеих кабин имела специальные отверстия, предназначенные для вентиляционного оборудования.

Технические характеристики

Двигатель

Грузовой автомобиль МАЗ-543 оснащен 12-цилиндровой V-образной силовой установкой марки Д12А-525А, работающей на дизельном топливе. Этот двигатель также применялся и на танках. Д12А-525А имеет систему жидкостного охлаждения и по четыре клапана на каждый цилиндр.

Характеристики Д12А-525А:

  1. Рабочий объем – 38.9 л;
  2. Максимальная мощность – 525 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 150 мм;
  4. Ход поршня – 150 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 14:1;
  6. Наибольший крутящий момент – 2200 Н.м. (при 1000-1400 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры Д12А-525А:

  1. Длина – 1496 мм;
  2. Ширина – 1052 мм;
  3. Высота – 1160 мм.

Эксплуатационный ресурс

Используемый силовой агрегат обладает эксплуатационным ресурсом в 1500 часов до капитального ремонта.

Топливный бак

МАЗ-543 оснащался тремя топливными баками, а именно двумя основными и одним дополнительным. Суммарный объем основных баков составляет 500 литров (по 250 на каждый), а дополнительного 180 литров.

Расход топлива

Машины первых лет выпуска имели средний расход топлива в 100 литров на каждые 100 километров пробега. В более современных модификациях этот показатель увеличился до 125 литров.

КПП

Данный грузовик оборудован гидромеханической трансмиссией, в состав которого входит гидротрансформатор и трехступенчатая планетарная коробка передач, имеющая гидравлический привод переключения. Кстати, в отличие от других грузовиков на МАЗ-543 смена скоростей осуществляется не напольным рычагом, а специальной рукояткой, установленной на рулевой колонке. Коробка передач обладает следующими передаточными числами:

  • I – 3.2;
  • II – 1.8;
  • III – 1.0;
  • ЗХ – 1.6.

Также трансмиссия включает в себя двухступенчатую раздаточную коробку, имеющую блокируемый межосевой дифференциал. Управление раздаткой осуществляется отдельным рычагом, установленным также на рулевой колонке. Кстати, раздаточная коробка имеет пневматический привод.

Для еще большего улучшения вездеходных качеств конструкторы применили блокируемые межколесные дифференциалы на задних мостах.

Тормозная система

Модель оснастили однопроводной тормозной системой с пневмогидравлическими приводами. На всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы, как и на обычных грузовиках. Управление этими механизмами осуществляется при помощи ножной педали.

Также автомобиль обладает ленточным стояночным тормозом. Он предотвращает произвольное движение грузовика не за счет тормозных механизмов, а при помощи механической трансмиссии.

Ходовая часть

Грузовик МАЗ-543 использует независимую рычажно-торсионную подвеску, в конструкцию которой входят продольные торсионные валы, поперечные вильчатые рычаги и продольные торсионы для каждого колеса. Стоит отметить, что подвеска была унаследована от МАЗ-537 практически без изменений.

Рулевой механизм обладает редуктором, распределителем, гидравлическими усилителями, насосом, масляным баком, трубопроводом, продольными тягачами, рычагами и рулевыми трапециями. Поскольку модель имеет большие габаритные размеры, для повышения ее маневренности конструкторы сделали управляемым и второй мост, причем поворачиваются колеса практически синхронно.

МАЗ-543 имеет односкатную ошиновку. На всех осях установлены дисковые колеса с пневматическими шинами марки В-77. Шины имеют размер 1500х600-635. Для повышения проходимости все колеса были оборудованы системой регулирования давления в шинах.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 11675 мм;
  2. Полная ширина – 3070 мм;
  3. Полная высота – 2920 мм;
  4. Длина колесной базы двух передних осей – 2200 мм;
  5. Длина колесной базы двух задних осей – 2200 мм;
  6. Расстояние между второй передней и первой задней осью – 3300 мм;
  7. Ширина передней колеи – 2375 мм;
  8. Ширина задней колеи – 2375 мм;
  9. Длина переднего свеса – 2500 мм;
  10. Дорожный просвет – 400 мм;
  11. Наименьший радиус разворота – 13500 мм.

Грузовая платформа (бортовая)

  1. Внутренняя длина – 7222 мм;
  2. Внутренняя ширина – 2848 мм;
  3. Высота бортов – 707 мм;
  4. Погрузочная высота – 1850 мм.

Масса и грузоподъемность

В снаряженном состоянии грузовик МАЗ-543 имеет массу в 23000 килограмм. Его конструкция рассчитана на максимальную грузоподъемность в 20000 килограмм. Полная масса автомобиля может достигать 43300 килограмм.

Грузовик может буксировать различные прицепы с полной массой не более 25000 килограмм.

Особенности

Главными особенностями грузового автомобиля МАЗ-543 являются:

  1. Высокая проходимость. Этот показатель обеспечили высокий дорожный просвет, блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы, полный привод, односкатная ошиновка, а также система регулирования давления в шинах. Благодаря этому грузовик способен преодолевать довольно сложные дорожные участки;
  2. Универсальность. Конечно, основным предназначением данной модели является выполнения различных армейских задач, а именно транспортировка вооружения и многое другое. Однако за счет своих отличных технических и эксплуатационных характеристик МАЗ-543 нередко применяли и в гражданских сферах. Например, грузовик пользовался немалой популярностью в нефтяных и газовых промышленностях, где оснащался буровыми установками и другим спецоборудованием. Были созданы также и пожарные модификации. Они применялись на аэродромах и аэропортах. Основным оснащением таких версий являются большие цистерны, рассчитанные на 12000 литров воды и резервуары для пены;
  3. Маневренность. Для своих довольно внушительных габаритных размеров МАЗ-543 обладает вполне отличной маневренностью. Это обусловлено тем, что здесь используется две управляемые оси;
  4. Высокая грузоподъемность. Конструкция автомобиля способна выдержать нагрузку в 20000 килограмм, что позволяет устанавливать самые различные виды надстроек и оборудования;
  5. Мощность. Используемый 12-цилиндровый V-образный двигатель имеет отличные мощностные показатели. Кроме этого мотор обладает высокой тягой, доступной в широком диапазоне оборотов.

Отзывы владельцев и водителей

  • Маз 543 – поистине шедевр отечественного автопрома. Он безумно грузоподъемный и проходимый, но весьма неповоротлив и прожорлив. Я водил сие чудо техники во время службы в армии, работал водителем-механиком. Первые километры было как-то непривычно и даже страшно от агрессивного грохота 500-сильного дизеля. Его кстати можно было завести с помощью аккумуляторов (их четыре штуки на 190 ампер), либо сжатого воздуха (в кабине водителя есть пневмобаллоны по 150 атмосфер). Кроме того, еще можно было запустить в комбинированном режиме – вместе с АКБ и сжатым воздухом. Мне было проще запускать с АКБ – просто и быстро. В плане проходимости к машине совсем не было претензий – я играючи преодолевал метровые броды. Полуавтоматическая КПП работает превосходно – она трехскоростная, но этого достаточно. Расход топлива 180 литров на 100 км. Благодаря ПЖД зимой мотор заводится легко. Можно возить с собой 22 тонны, включая всякие реактивные установки. Я был в восторге от этого аппарата. Он используется и в гражданской сфере – например, в качестве тягача на карьерах.
  • У меня Маз 543 с четырехосным шасси, которое впечатляет по сей день своими внедорожными возможностями. Машина оборудована 523-сильным дизелем, который имеет огромный запас тяги и при этом достаточно надежный. Этой технике подвластно любое бездорожье, без всяких преувеличений. У тягача торсионная подвеска, позволяющая преодолевать пересеченную местность на скоростях 60 км/час, причем неровностей дороги можно даже не ощущать. Колесная компоновка 8х8 добавляет очков в пользу проходимости, а 12-цилиндровый дизель имеет картер сухого типа – такое решение означает иной способ хранения масла – в отдельном маслобаке, а не в поддоне ДВС. Машина оборудована системой гидромеханической передачи крутящего момента на ведущие оси, за счет чего ехать на таком вездеходе можно легко и с комфортом. Модификация, которая мне досталась, поступила в производство еще в 1960-ых, но до сих пор актуальна на бездорожье.
  • Работаю на карьере и в горных условиях, где полно крутых склонов и затяжных подъемов, с которыми шасси МАЗ 543 способно справиться на раз два. У меня модификация самосвал с безграничными возможностями. Танковый 12-цилиндровый дизель уже при 2000 об/мин развивает паспортные 525 лошадей при рабочем объеме 39 литров. С одной стороны, это означает гигантский расход в 170 литров на 100 км, а с другой – бескомпромиссную тягу во всем диапазоне оборотов. Гидромеханическая КПП включает в себя всего три планетарные передачи и имеет гидравлический привод. Рычаг КПП размещен на рулевой колонке. Повышающая скорость призвана увеличить частоту вращения – таким образом достигаются необходимые благоприятные условия для совместной работы ДВС и гидротрансформатора. Также внедорожный арсенал дополнен коробкой отбора мощности и различными блокировками дифференциалов. Колесная формула 8х8 внушает уважение – с такими колесами вряд ли где-либо можно закопаться. У меня версия с одинарной кабиной, расположенной с левой стороны. Она довольно тесная. Внутри все оголено металлом, без какой-либо обивки. Шумоизоляция отсутствует – в этой машине она не нужна. На Мазе 543 можно без труда разогнаться до паспортных 60 км/час. Машина оснащена двумя баками по 250 литров. Толстый кузов практически не ржавеет, если за ним регулярно следить. В обслуживании такая техника на удивление простая, если имеется соответствующее оборудование и мастерская с нужными запчастями, заказывать которые приходиться на военных заводах.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + одиннадцать =