МАЗ-537 технические характеристики

 

МАЗ-537 является военным тягачом, имеющим оригинальную для того времени компоновку. Серийное производство данной модели осуществлял Минский автомобильный завод в период с 1959 по 1965 год. С 1963 года модели начали выпускать на Курганском заводе колесных тягачей. Стоит отметить, что здесь производство автомобилей продолжилось до 1989 года.

Главной особенностью тягача МАЗ-537 является высокая грузоподъемность. В связи с этим автомобиль в основном перевозил на специальных полуприцепах тяжелые танки, огромные бульдозеры, какое-либо вооружение и спецоборудование, а также самые различные крупногабаритные грузы.

История

Первое поколение появилось еще в конце 1950-х годов. Тогда машины выпускались на Минском автозаводе, но позже производство было перенесено на завод в Кургане. Новые версии практически не отличались от первых экземпляров. Они использовали ту же силовую установку, коробку передач, тормозную систему и подвеску.

Были унаследованы и некоторые черты дизайна. Среди таких следует отметить наличие вертикальных воздухозаборников, обеспечивающих дополнительное поступление воздуха в моторный отсек. Кроме этого кабина грузовиков обладает специальными отсеками для вентиляции салона. Они установлены возле круглых фар.

В 1970-е годы на Курганском заводе колесных тягачей начали выпускать второе поколение данного автомобиля. В отличие от своего предшественника новый МАЗ-537 имел коробчатый воздухозаборник. Но пространство под ним ничем прикрывать не стали. Зеркала заднего вида были увеличены, что положительно отразилось на обзорности с рабочего места водителя. Если ранее в крыльях автомобиля присутствовали плавные формы, то во втором поколении эти элементы конструкторы сделали плоскими. Более того, теперь они пролегают до средних осей. Для более удобного доступа к сцепному устройству и лебедке установили специальную лестницу. Стоит отметить, что в некоторых версиях присутствовали экспериментальные декоративные элементы, однако в массовое производство такие экземпляры так и не поступили.

Ближе к концу 1970-х годов конструкторы представили третью генерацию моделей МАЗ-537. В плане технической составляющей изменения практически не проводились, однако внешний вид был немного обновлен. В нем исключили все декоративные элементы, применяемые ранее, что сделало внешность тягача максимально простой и в то же время более суровой. Кстати, воздухозаборник и подфарники получили также немного измененную форму.

Последнее поколение Курганский завод представил в 1980-х годах. Внешне модель была копией предыдущего поколения. Тоже самое касается и технической части. Но имелись и свои отличия, как например, отсутствие защитных кожухов на топливных резервуарах (ранее использовались на всех моделях).

Модификации

Кроме базовой модели выпускались также и различные модификации, среди которых:

МАЗ-537А.

Серийное производство данной модели осуществлялось в период с 1964 по 1969 год. Грузовик имел укороченную цельнометаллическую грузовую платформу. Максимальная грузоподъемность всей конструкции достигала 15000 килограмм. Кроме этого грузовик оснащался лебедкой, способной тянуть до 15000 килограмм. Основной областью применения являются аэродромы и аэропорты, где машина использовалась для транспортировки самолетов и тяжелых баллистических ракет;

МАЗ-537В.

Эта модель сходила с конвейера с 1965 по 1985 год. Модификация была выполнена в виде седельного тягача, способного буксировать прицепы массой до 62000 килограмм. Установленное седельно-сцепное устройство рассчитано на максимальную нагрузку в 18000 килограмм, что ниже, чем у базового тягача. Такое решение обусловлено тем, что само устройство конструкторы немного передвинули назад, благодаря чему тягач смог буксировать полуприцепы с нестандартной формой корпуса. Грузовик перевозил в полуприцепах ракетное оборудование или же топливные цистерны, объем которых достигал 30000 литров;

МАЗ-537Г.

Модификация выпускалась заводом в период с 1964 по 1969 год. Грузовик выполнял различные стратегические задачи, но в основном его использовали для перевозки бронированной техники, имеющей массу до 68000 килограмм. Кроме этого автомобиль мог работать в составе автопоезда, масса которого доходила до 91000 килограмм. Еще одним довольно интересным предназначением является погрузка каких-либо грузов и техники на полуприцепы. С этой задачей автомобиль справлялся при помощи установленной лебедки, способной тянуть до 15000 килограмм;

МАЗ-537Д.

Серийное производство такой модификации продолжалось с 1965 до 1986 года. В отличие от других модификаций МАЗ-537Д имел автоматическую электронную систему, отвечающую за работу рабочих и буксировочных механизмов. Тягач также применялся для буксировки различных полуприцепов. Полная масса всего автопоезда достигала 88000 килограмм. За стенкой моторного отсека конструкторы разместили генераторную установку, мощность которой составляла 75 киловатт;

МАЗ-537Е.

Модель выпускали в период с 1966 по 1989 год. В этой модификации конструкторы совместили все предыдущие версии. Ее отличительными чертами была сдвинутая назад кабина, ну и генераторная установка, имеющая защитный кожух. Последний обеспечивал напряжением электрооборудование буксируемого полуприцепа;

МАЗ-537К.

Автомобиль выпускался с 1965 по 1969 год. Модификация представляет собой автокран. Используемая гидравлическая установка обладала максимальной грузоподъемностью в 16000 килограмм, что позволяло поднимать даже некоторые бронированные машины. Повышенную устойчивость при работе крана обеспечивало четыре аутригера. Первые модели имели множество недоработок, что негативно повлияло на их распространение. Например, из-за гидравлического оборудования значительно выросла масса, а это ухудшило проходимость. Другим немаловажным недостатком стала недостаточная устойчивость, что могло привести к падению автомобиля на бок при работе крана. Однако МАЗ-537К все же нашел свое применение, а именно он выполнял погрузку зарядов на ракетные установки;

МАЗ-537Т.

Модификацию выпустили небольшой опытной партией, но она так и не дошла до серийного производства. Модель разрабатывалась специально для эксплуатации в условиях жаркого климата и повышенной влажности. В связи с этим автомобиль оснащался кузовом, кабиной и всеми техническими узлами, имеющими улучшенные изолирующие материалы. Но как оказалось, такая модель была довольно дорогой в плане производства и поэтому от нее отказались.

МАЗ-537Л.

Позже данная модель была переименована в КЗКТ-537Л. Автомобиль представляет собой специальный тягач, разработанный для аэродромов. Его основным предназначением является буксировка самолетов, масса которых не более 200000 килограмм. Стоит отметить, что модификация оснащалась небольшой металлической грузовой платформой, что позволяло ей перевозить также и различные грузы.

Кабина

Конструкторы оснастили данный грузовой автомобиль цельнометаллической закрытой кабиной, рассчитанной на четверых человек. На рабочем месте водителя установлено подрессоренное сидение. Для пассажиров же используется широкий диван. Для улучшения вентиляции салона в крышу и заднюю часть конструкции были вмонтированы специальные люки.

Машины первых лет выпуска оснащались не только двумя вентиляционными лючками, но также и инфракрасной фарой, установленной в центральной части кабины. Но позже от этих оснащений конструкторы отказались.

Лобовое стекло снабжено двумя стеклоочистителями и омывателем. Освещение в темное время суток обеспечивают две фары круглой формы. На боковых дверях установлены стеклоподъемники. Для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур кабина была оборудована независимым отопителем, дополненным вентиляторами, направляющими горячий воздух на лобовое стекло.

На раме кабину удерживают четыре подушки, изготовленные из высокопрочной резины. Эти подушки способствуют смягчению вибраций и тряски при передвижении грузовика.

Технические характеристики

Двигатель

За кабиной грузовика установлена дизельная 12-цилиндровая силовая установка марки Д-12А-525, имеющая V-образную компоновку цилиндров. Данный двигатель обладает жидкостной системой охлаждения и 32-клапанным механизмом газораспределения. Стоит отметить, что мотор был разработан на базе танкового двигателя В-2.

Характеристики Д12А-525:

  1. Рабочий объем – 38.9 л;
  2. Максимальная мощность – 525 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 150 мм;
  4. Ход поршня – 150 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 14:1;
  6. Наибольший крутящий момент – 2200 Н.м. (при 1000-1400 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры Д12А-525:

  1. Длина – 1496 мм;
  2. Ширина – 1052 мм;
  3. Высота – 1160 мм.

Эксплуатационный ресурс

Эксплуатационный ресурс устанавливаемого двигателя составляет 1500 часов, после которых требовалось провести капитальный ремонт.

Топливный бак

Долгую работу без остановок на дозаправку обеспечивали два топливных бака. Каждый резервуар рассчитан на 420 литров дизельного топлива. Баки оснащались специальными защитными кожухами, однако в 1980-х годах от них решили отказаться.

Расход топлива

Используемая силовая установка расходовала в среднем 115-130 литров дизельного топлива на каждые 100 километров пробега. Учитывая огромные возможности данного грузовика, такой показатель расхода является вполне приемлемым.

КПП

МАЗ-537 оборудован трехступенчатой гидромеханической трансмиссией, дополненной одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором. Установленная коробка передач имеет следующие передаточные числа:

  • I – 3.2;
  • II – 1.8;
  • III – 1.0;
  • ЗХ – 1.6.

Помимо этого трансмиссию дополнили двухступенчатой механической раздаточной коробкой, обладающей блокируемыми межосевыми дифференциалами. Также имеются и межколесные дифференциалы с автоматической блокировкой.

Карданная передача представлена восемнадцатью карданными валами. На ведущих мостах используется разнесенная главная передача, состоящая из центрального конического редуктора и колесной планетарной передачи. Главная передача имеет передаточное число 10.82.

Тормозная система

МАЗ-537 использует две тормозные системы. Первой является рабочая, имеющая пневмогидравлический привод и барабанные тормозные механизмы, установленные на всех колесах. Второй же системой является стояночный тормоз трансмиссионного типа, установленный на раздаточной коробке. Включение стояночного тормоза осуществляется при помощи механического привода.

Ходовая часть

Две передние оси оснащены независимой торсионной подвеской, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для задних осей конструкторы применили похожую конструкцию, но уже без упругих элементов.

В состав рулевого механизма входят такие элементы, как редуктор, распределитель, гидравлические усилители, насос, масляный бак, трубопровод, продольные тяги, рычаги и рулевые трапеции. Стоит отметить, что весь рулевой механизм был унаследован от карьерного самосвала МАЗ-525.

Грузовик оснащался бездисковыми колесами с ободом размером 330-6 10(13.00-14). Колеса снабжались камерными пневматическими шинами марки ВИ-202, которые имеют размер 18-24(500-610). От системы регулирования давления в шинах конструкторы отказались. Также вместо 16-слойных шин начали устанавливать новые 24-слойные.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 8960 мм;
  2. Полная ширина – 2800 мм;
  3. Полная высота – 2880 мм;
  4. Длина колесной базы двух передних осей – 1700 мм;
  5. Длина колесной базы двух задних осей – 1700 мм;
  6. Расстояние между второй передней и первой задней осью – 2650 мм;
  7. Ширина передней колеи – 2200 мм;
  8. Ширина задней колеи – 2200 мм;
  9. Длина переднего свеса – 1885 мм;
  10. Длина заднего свеса – 800 мм;
  11. Дорожный просвет – 500 мм;
  12. Высота седельно-сцепного устройства – 1925 мм.

Масса и грузоподъемность

Снаряженная масса базового МАЗ-537 составляет 21600 килограмм. Максимальная грузоподъемность составляет 25000 килограмм. Модель могла буксировать различные полуприцепы с полной массой до 65000 килограмм.

Модификации МАЗ-537Г, МАЗ-537Д и МАЗ-537Е имели немного иные характеристики:

МАЗ-537Г

  1. Масса в снаряженном состоянии – 22300 кг;
  2. Максимальная грузоподъемность – 27000 кг;
  3. Масса с полной загрузкой – 49300 кг;
  4. Полная масса буксируемого прицепа – 68000 кг.

МАЗ-537Д

  1. Масса в снаряженном состоянии – 23000 кг;
  2. Максимальная грузоподъемность – 25000 кг;
  3. Масса с полной загрузкой – 48000 кг;
  4. Полная масса буксируемого прицепа – 65000 кг.

МАЗ-537Е

  1. Масса в снаряженном состоянии – 21600 кг;
  2. Максимальная грузоподъемность – 18000 кг;
  3. Масса с полной загрузкой – 39600 кг;
  4. Полная масса буксируемого прицепа – 68000 кг.

Электропитание

Бортовая сеть данного автомобиля имеет напряжение в 24 Вольта. Модель оснащалась четырьмя аккумуляторными батареями и генераторной установкой. Стоит отметить, что на некоторых модификациях использовался дополнительный генератор мощностью в 75 киловатт, который обеспечивал необходимым напряжением электрооборудование специальных полуприцепов.

Особенности

Преимущества

  1. Главным преимуществом тягача МАЗ-537 является его действительно внушительная грузоподъемность, составляющая 25000 килограмм. Благодаря этому автомобиль может осуществлять транспортировку самых тяжелых, крупногабаритных и нестандартных грузов, включая бронированную технику, вооружения и тому подобное. Помимо этого модель обладает и другими достоинствами, среди которых:
  2. Высокая проходимость. Благодаря большим колесам, независимой подвеске, полному приводу и блокируемым межколесным и межосевым дифференциалам МАЗ-537 способен преодолевать практически любые дорожные препятствия. Стоит отметить, что машина без проблем пересекает реку глубиной до 1.3 метра;
  3. Универсальность. Как описывалось ранее, высокая грузоподъемность значительно расширила эксплуатационные возможности автомобиля. В армии МАЗ-537 применялся везде, где требовалась перевозка самых различных тяжелых и негабаритных грузов. Позже его начали применять и в гражданских сферах, где грузовик выполнял доставку какой-либо техники и промышленных конструкций;
  4. Удобное управление. Хоть данная модель и обладает весьма большими габаритными размерами и массой, однако ее управление сделано максимально просто. Легкость в маневрировании обеспечивают гидравлические усилители рулевого механизма;
  5. Устойчивость к низкотемпературным условиям. Кабина оборудована эффективным автономным отопителем, прогревающим внутреннее пространство за короткое время.

Недостатки

  1. Одним из основных недостатков данной модели является малый эксплуатационный ресурс. Но это объясняется тем, что грузовик применялся под воздействием огромных нагрузок и суровых условий.
  2. Другим недостатком стал высокий ценник. Конечно, в настоящее время эта проблема не наблюдается, поскольку МАЗ-537 давно был снят с серийного производства и поэтому на рынке только доступны поддержанные варианты, но и таких придется долго искать. Однако в то время автомобиль был действительно дорогим.
  3. Кроме этого водители отмечают большой расход топлива, но стоит отметить, что этот недостаток компенсируется большой грузоподъемностью, проходимостью, ну и мощностью.

Цена

Приобрести грузовой автомобиль МАЗ-537 довольно сложно, поскольку это в первую очередь военная техника. Однако экземпляры, доступные в продаже, обладают средней стоимостью от 400 тысяч и до 900 тысяч рублей в зависимости от года выпуска и технического состояния.

Отзывы владельцев и водителей

  • МАЗ 537 – легендарная советская военная техника с 4-осным шасси. Однажды в период перестройки два моих родственника прикупили по дешевке парочку МАЗ-537 Ураган. Один продали по запчастям и заодно заработали «благодаря» бешенной инфляции. Второй экземпляр эксплуатировали полгода, и в итоге его тоже пришлось поставить под забор. В работе машина была очень невыгодной, т. к. очень много съедала топлива. Все доходы шли только в минус. В результате приняли решение разобрать оба тягача на цветной металл. Судя по всему, такую технику способно содержать только Минобороны. Топлива ест порядка 160-170 литров на 100 км, ведь двигатель мощностью 575 л. с. имеет объем около 40 литров. Еще масла ел немало. Максимальная скорость была ограничена на 50 км/час. Двигатель запускался от аккумуляторных батарей либо с помощью сжатого воздуха. Дизель заводился в лютые морозы, а по поводу проходимости надо сказать, что данная модель с восемью колёсами наверняка способна конкурировать с гусеничной техникой. В дух передних мостах стоит торсионная подвеска. Также есть два топливных бака, а двигатель работает с гидромеханической КПП.
  • Когда я служил в армии, мне доводилось побывать за рулем Маз 537 1969 года выпуска. Вкратце сказать, это настоящий зверь. 4-осный тягач имеет грузоподъемность свыше 20 тонн и мог бы достигать свыше 50 км/час, если бы не электронный ограничитель. Расход топлива в пустом состоянии около 130 литров, а под нагрузкой я укладывался в 160 литров. По суровому бездорожье и вовсе 180 литров. В гражданской сфере эксплуатировать такую технику крайне невыгодно, т. к. подобную машину способно содержать только государство. Поэтому неудивительно, что МАЗ-537 хорошо себя зарекомендовал не только в оборонной сфере, но и в карьерных условиях, а также на территории добычи полезных ископаемых, в поиске нефтяных месторождений и т. д. Запускать 570-сильный дизель проще всего с помощью аккумуляторных батарей. Для поворота гигантских колес необходимо приложить немало усилия, да и за очень большой и неудобный. Сама машина поражает воображение своими размерами, а вот кабина вызывает улыбку – внутри очень тесно и неуютно, но данная модель поражает не комфортом. Мазу 537 подвластны любые дороги, т. к. у него очень выносливая торсионная подвеска, дорожный просвет 400 мм и зубастые колеса с высоким профилем.
  • В 2000-ых я работал в армии контрактником за рулем Маз 537 четвертого поколения. Данная модель разработана в 80-ых годах. По сути, это модернизированная версия предыдущих версий 537-й модели, история которой началась в 1960-ых. В моей обновленной машине отличия сводились разве что в отсутствии защитных кожухов на топливных баках. Модификация «Е» 1989 года выпуска оснащена сдвинутой назад кабиной, а также имеет возможность перевозить прицепы. В эту комплектацию также входит генератор с защитным кожухом, отвечающий за передачу энергии на различные системы, контролирующие полуприцеп. Данная версия МаЗ-537 использовалась в качестве источника жизнеобеспечения ракетных комплексов – собственно, этим я и занимался. Более того, я опробовал машину и в роли тягача – буксировал бронированные грузовики. Еще неоднократно приходилось быть в роли источника питания для помощи другому транспорту. Расход топлива под нагрузкой составлял 170 литров на 100 км. В пустом состоянии тягач съедал 130 литров. В моей версии кабина была расположена перед двигателем и вмещала четырех человек – вроде бы просторно, но без комфорта, т. к. сидеть было очень жестко из-за тряской подвески.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 9 =