МАЗ 4370 технические характеристики

Средние расстояния, средняя грузоподъемность…

Данная разработка является действительно наиболее успешной среди остальных грузовиков белорусского производства. Дебют модели состоялся в 1999 году, и с этого же года она стала доступной на рынке Белоруссии. Затем в 2003 году грузовик начал набирать популярность и на российском рынке, создавая при этом сильную конкуренцию продукции завода имени Лихачева.

В настоящее время грузовик также пользуется немалым спросом среди предпринимателей и владельцев малого и среднего бизнеса. Большая популярность модели обусловлена продуманной конструкцией, высоким качеством сборки, а также и доступной стоимостью.

Основным предназначением данного грузового автомобиля является в первую очередь транспортировка каких-либо грузов. Причем машина может также буксировать и прицепы. Что касается рейсов, то МАЗ 4370 зачастую выполняет внутригородские, пригородные и внутрирегиональные рейсы. Несмотря на то, что в кабине предусмотрена мобильное спальное место, модель все же не предназначена для длительных поездок.

Применение низкорамной конструкции обеспечило грузовику массу новых возможностей. За счет этого МАЗ 4370 способен выполнять перевозку габаритных и высоких грузов. Помимо этого низкая высота погрузки значительно облегчает работу, при этом делая ее быстрее. В стандартном исполнении грузовик имеет бортовую грузовую платформу и каркас с тентом, который в случае необходимости может быть демонтирован.

Кроме бортовой платформы данный грузовой автомобиль может быть укомплектован и различным специализированным оборудованием. Зачастую МАЗ 4370 имеет на борту кран-манипулятор, вышки-подъемники, эвакуаторное оборудование, компактные бетоносмесители, автоцистерны, самосвальные кузова, фургоны, ну и рефрижераторы. Все зависит от требований работы. Благодаря отличной маневренности и относительно компактным габаритным размерам, модель довольно удобна при эксплуатации в городских условиях. Именно за счет этого она пользуется большим спросом в коммунальных сферах и частных производствах.

История и родственные связи с “ГАЗ” – ом

Первые версии данного грузового автомобиля создавались в 1990-х годах в совместном сотрудничестве с Горьковским автомобильным заводом.

Еще во время Советского Союза практически все предприятия обладали крепкими экономическими связями, наработанными не одним десятилетием. В связи с этим многие проекты разрабатывались с помощью других производителей, включая и МАЗ 4370. Однако после развала каждый из производителей приступил к полностью самостоятельной работе. Проект МАЗ 4370 тогда не был еще завершенным и в связи с этими событиями Минский автомобильный завод прекратил поставлять на Горьковский автозавод кабины семейства МАЗ 5336. А основой для собственной среднетоннажной машины послужила немецкая модель грузовика MAN L 2000. Но выбранная конструкция была значительно доработана, в результате чего была повышена ее грузоподъемность. К 1999 году разработка модели завершилась и летом того же года был представлен уже серийный МАЗ 4370.

Благодаря своей просторной кабине и высокой, по сравнению с другими машинами этого же класса, грузоподъемности МАЗ 4370 довольно быстро начал набирать популярность среди владельцев малого и среднего бизнеса. Стоит отметить, что модель по этим двум показателям смогла превзойти даже «Бычки» и «Валдаи», которые тоже пользовались немалым спросом потребителей.

В бескапотной кабине, доставшейся от более тяжелых Минских грузовиков, намного больше свободного места, к тому же она комфортнее, чем на Горьковских и Лихачевских машинах. Имея практически идентичные габаритные размеры и отличную маневренность, МАЗ 4370 мог осуществлять транспортировку грузов еще большего объема. Этот грузовик действительно стал одним из лучших и наиболее популярных даже на российском рынке. Сильную конкуренцию МАЗу обеспечило детище Камского автомобильного завода в 2007 году. Это был среднетоннажный низкорамный КамАЗ 4308.

В 2010 году Минский автозавод на смену своего первого Зубренка представил его модифицированную версию, получившую немного иной заводской индекс МАЗ 4371. В народе же эта модель стала называться, как «Зубрёнок-2». В отличие от первой версии в новой модели были исключены практически все недостатки. Кроме этого грузовик получил рестайлинговую кабину нового образца и более современные и экологичные дизельные силовые установки.

Модификации

Минский автомобильный завод представил четыре модифицированные версии данного грузовика. Основными их отличиями стала устанавливаемая коробка передач и силовая установка.

Модификация МАЗ 437040

Данная модификация использует дизельный двигатель марки ММЗ Д-245.9-540 и механическую коробку передач марки ЗИЛ-695Д;

Модификация МАЗ 43704

Оснащается мотором Минского моторного завода – ММЗ Д-245.30, соответствующим экологическим требованиям Евро-2. В паре с этим двигателем работает механическая коробка передач марки СААЗ-3206.70;

Модификация МАЗ 437043

Для этой модификации производитель выбрал модернизированный силовой агрегат марки ММЗ Д-245.30, доведенный до требований экологических норм Евро-3. К нему предлагается механическая коробка передач марки СААЗ-3206;

Модификация МАЗ 437030

Силовой агрегат и коробка передач в этой версии импортные. В качестве двигателя был выбран Deutz BF4M 1013FC, соответствующий экологическим нормам Евро-3, а трансмиссию представляет КПП марки ZF S5-42.

Также стоит отметить, что данный грузовой автомобиль может иметь и различную длину колесной базы, составляющую 3000, 3700 или же 4200 миллиметров в зависимости от модификации. Кроме этого грузовик может быть оснащен специальным прицепным устройством, позволяющим выполнять буксировку прицепов.

Из дополнительного оборудования, устанавливаемого на шасси МАЗ 4370, следует выделить: кран-манипулятор, вышки-подъемники, эвакуаторное оборудование, компактные бетоносмесители, автоцистерны, самосвальные кузова, фургоны, а также рефрижераторы.

Кабина

МАЗ 4370 имеет трехместную или же двухместную кабину. В первой спальное место отсутствует, когда во второй предусмотрено раскладной мобильный спальник. По сравнению с другими машинами похожего класса кабина данного грузовика вышла намного просторнее. Это объясняется тем, что конструкторы не стали разрабатывать новую, а взяли от крупнотоннажных моделей и адаптировали ее под низкорамное шасси.

Мобильный откидной спальник, присутствующий в двухместном исполнении кабины, представлен простой полкой, установленной в задней части кабины, за сидениями.

Водительское сидение для своего времени было вполне удобным, но современным его никак не назовешь. Оно имеет пневматическую подвеску и несколько различных параметров регулировки, позволяющих выбрать наиболее удобное положение для водителя любого телосложения. Что касается органов управления, то здесь все аналогично с более крупными грузовиками Минского автомобильного завода.

Кабина имеет и свои недостатки, среди которых зачастую упоминают плохое качество сборки, подгонки деталей отделки салона, ну и качество самих материалов, применяемых внутри кабины.

Технические характеристики

Двигатель

Особо популярной версией МАЗ 4370 был грузовик, оснащенный не немецким мотором Deutz, а более дешевым дизельным ММЗ Д-245, предоставленным Минским моторным заводом. Этот силовой агрегат перед установкой на машину был доработан, что позволило повысить его в плане экологичности до уровня Евро-2. Позже мотор был доведен и до Евро-3, также за счет некоторых доработок.

Сам же данный агрегат представляет собой тракторную четырехтактную четырехцилиндровую дизельную силовую установку с рядным расположением цилиндров, проверенную временем. Д-245 имеет отличную надежность, неприхотливость, выносливость, ну и высокую ремонтопригодность. Из дополнительного оборудования здесь присутствует система турбонаддува.

Характеристики Д-245:

  • Рабочий объем – 4.75 л;
  • Максимальная мощность – 157 л.с.;
  • Наибольший крутящий момент – 580 Н.м. (при 1500 об/мин);
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17.1;
  • Охлаждение – жидкостное;
  • Масса двигателя – 450 кг.

Другим вариантом стал силовой агрегат немецкого производства – Deutz BF4M 1013FC, в котором присутствуют различные дополнительные опции, способствующие более равномерной и тихой работе. Более того, данный двигатель имеет меньшую шумо- и вибронагрузку, чем Д-245. Мотор оснащен улучшенной системой охлаждения, более современным турбонаддувом и электронным регулятором частоты вращения. Его технические характеристики при этом схожи с моторами ММЗ.

Характеристики Deutz BF4M 1013FC:

  • Рабочий объем – 4.8 л;
  • Максимальная мощность – 170 л.с.;
  • Наибольший крутящий момент – 580 Н.м. (при 1500 об/мин);
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17;
  • Охлаждение – жидкостное;
  • Масса двигателя – 560 кг.

Расход топлива на МАЗ 4370

Официальный показатель расхода топлива составляет 18 л. на 100 км. Отзывы водителей указывают на схожие показатели,  но варьируется в рамках 17-25 литров на сотню.

КПП

Для всех модифицированных версий данного грузового автомобиля предлагаются пятиступенчатые механические коробки передач марки СААЗ-3206 и ZF S5-42. Первую КПП предоставил Саранский агрегатный завод, а вторую немецкий производитель ZF. В трансмиссии также присутствует однодисковое фрикционное сухое сцепление.

Тормозная система

На все колеса производитель установил барабанные тормозные механизмы. Вся тормозная система имеет два пневматических контура. Также здесь присутствует гидравлический привод, имеющий независимые контуры задних и передних колес. На задних тормозных механизмах присутствует стояночный тормоз, функционирующий от энергоаккумуляторов. Стоит отметить, что на некоторых версиях МАЗ 4370 устанавливались дисковые тормозные механизмы, но таких версий очень мало.

Ходовая часть

Грузовик использует лестничную раму, имеющую два швеллерных лонжерона, а также швеллерные и трубчатые поперечины.

Спереди модель комплектуется зависимой рессорной подвеской, в которой присутствуют гидравлические амортизаторы и стабилизаторы. На передней оси используется двутавровая балка, на которой закреплены управляемые колеса. На задней подвеске тоже имеются продольные параболические рессоры.

Габаритные размеры

  • Полная длина (стандартная) – 5500 мм.
  • Полная длина (модификация) – 8200 мм.
  • Полная ширина – 2550 мм.
  • Высота по кабине – 2850 мм.
  • Ширина передней колеи – 2002 мм.
  • Ширина задней колеи по внешним колесам – 2002 мм.
  • Длина колесной базы (стандартная) – 3000 мм.
  • Длина колесной базы (модификация) – 3700 мм.
  • Длина колесной базы (модификация) – 4200 мм.
  • Длина грузовой платформы (стандартная) – 5300 мм.
  • Длина грузовой платформы (модификация) – 6220 мм.
  • Ширина грузовой платформы – 2550 мм.
  • Высота бортов – 536 мм.
  • Высота тента – 2310 мм.

Схема электропроводки МАЗ 4370

Источник mazprice.ru

Характерные особенности

Во время выпуска первых моделей МАЗ 4370 был одним из наиболее популярных низкорамных среднетоннажных грузовиков на территории всего бывшего СССР. Машина пользовалась даже большим спросом, чем ее иностранные аналоги.

Плюсы

На популярность модели повлияло несколько основных качеств, наиболее часто упоминаемых в отзывах владельцев, а именно это:

  1. Доступность. Цена МАЗ 4370 значительно ниже, чем у европейских грузовиков;
  2. Простота. Конструкция модели вышла довольно простой и понятной. То же самое касается и управления;
  3. Ремонтопригодность. Все запасные части довольно широко распространены, а для выполнения каких-либо ремонтных работ не потребуется наличие специализированного оборудования;
  4. Дешевое обслуживание. Расходные материалы и запасные части отличатся весьма доступной стоимостью;
  5. Грузоподъемность. По сравнению со своими аналогичными моделями данный грузовик обладает большей грузоподъемностью, что значительно расширяет его возможности в сфере перевозки грузов;
  6. Экономичность. Используемый дизельный силовой агрегат имеет средний расход топлива в 17-18 литров на 100 километров пути, что является вполне отличным показателем.
  7. Кроме всего этого МАЗ 4370 обладает отличными ходовыми качествами. Как отмечают потребители, машина имеет очень мягкий ход, причем как с грузом на борту, так и без.

Минусы

Но, как и любая другая техника, этот грузовик имеет и свои недостатки, которых к тому же немало.

  1. Зачастую отмечают малую эффективность отопительной системы. В условиях низких температур отопитель может отогреть лобовое стекло, но с боковыми он справится не может. Причем в любом режиме работы.
  2. Сама же кабина имеет достаточно большие щели, из-за которых холодный воздух беспрепятственно попадает в салон. Эту проблему все решают самостоятельно, путем дополнительного утепления.
  3. В верхней части кабины производитель разместил открытую полку, служащую для хранения каких-либо вещей. Однако ее конструкция недоработана, поскольку при езде из нее зачастую все падает.
  4. Кабина хоть и просторная, но недостаточно. Например, водителю среднего роста для удобного расположения за рулем потребуется сдвинуть сидения практически до предела к задней стенке кабины. Но на более новых версиях эту проблему частично решили. Теперь сидение в таком положении не касается стенки, но поскольку механизм не такой надежный, то со временем конструкция разбалтывается.
  5. Также некоторые владельцы недовольны педальным узлом. В основном различные неудобства здесь вызывает их расположение: педаль сцепления установлена довольно высоко. Помимо этого сцепление не имеет усилителя, из-за чего требуется прилагать немалые усилия для выжима.
  6. Конструкция кабины вышла слабой и недостаточно жесткой. При откинутой кабине с дверьми нельзя ничего сделать. К примеру, если они открыты, то их невозможно закрыть, а если открыты, то наоборот закрыть. Еще отмечают, что дверные замки можно открыть не только основным ключом, но и любым другим, даже от обычной двери. Но и на эту проблему у владельцев появилось решение: одна из личинок дверных замков забивается деревянным клином, а блокировка другой двери осуществляется при этом за счет сигнализации. Точно так же дверь и открывается. В связи с этим применение ключа не таким уж и необходимым.
  7. Для МАЗ 4370 была выбрана дизельная силовая установка, ранее используемая на тракторах. Хоть этот двигатель и прошел модернизацию, но для подобного грузовика он все же не совсем подходящий. В первую очередь это объясняется тем, что он слишком шумный и издает гораздо больше вибраций, чем моторы в аналогичных грузовиках. В плане обслуживания этот агрегат также не достаточно продуман. Для замены масляного фильтра потребуется демонтировать турбину. Но этот недостаток уже является конструкторской издержкой, поскольку изначально этот мотор не был приспособлен для турбонаддува, а после установки конструкция блока не поменялась. Кроме этого система турбонаддува создает различные неудобства и замене топливного фильтра грубой очистки.
  8. Покрытие кабины и других элементов данного грузовика не отличается высоким качеством. Краска бортов и боковых противоподкатных брусьев довольно быстро стирается. На кабине краска также осыпается достаточно быстро. Но здесь уже сказывается и неважное качество металла, который начинает ржаветь уже после первых лет работы.
  9. Конструкция рамы и подвески не предусмотрена для перегрузов. В случае транспортировки массы выше заявленной подрессорник может сломаться.

Цена

Новый МАЗ 4370 сейчас имеет среднюю стоимость в диапазоне от 900 тысяч и до 1.8 миллиона рублей в зависимости от года выпуска и модификации.

Кроме этого данная модель особо популярна на вторичном рынке. Там грузовик можно приобрести в среднем от 350 тысяч и до 900 тысяч рублей. Здесь конечная стоимость машины складывается с учетом ее года выпуска, пробега, технического состояния, ну и оборудования, если такое установлено.

Отзывы владельцев и водителей

  • У меня Маз 4370 с пробегом 143 тыс. км, машина приобретена в Челябинске в поддержанном, но в хорошем состоянии. 150-сильный дизель Евро 3 не страдает перегревами или проблемами с запуском. Топливная аппаратура в порядке. Реальный расход не больше 20 литров на 100 км – очень хороший результат для бюджетной машины с грузоподъемностью 5-6 тонн. «Зубренок» почти не греется, поэтому до критической температуры дело не доходит. Но данная особенность оборачивается в недостаток именно зимой, при этом в кабине очень холодно. В результате понадобился дополнительный обогреватель. На 6-й тысяче по гарантии поменяли турбину, сейчас претензий к ней не возникает. На 50-й тысяче сломался втягивающий стартера. Горный тормоз к сожалению отсутствует, а также нет предпускового подогревателя, который я установил дополнительно. Ходовую часть «Зубренка» лучше не перегружать, т. к. в противном случае велика вероятность сломать подрессорник стоимостью 5 тыс. рублей или больше. Подвеска мягкая и энергоемкая, с большими ходами. По ухабам и буеракам ехать комфортно, но в раскисший грунт соваться не стоит. В дальнейшем планирую продать и купить поддержанного «японца», он более надежный.
  • Работаю на Мазе 4370 2007 года выпуска. Мой автомобиль оснащен 150-сильным мотором, который хорошо тянет с низких оборотов, но в то же время, не любит высокие обороты – иными словами, нет смысла гнать до красной зоны, т. к. в этом случае возникают повышенные шумы и вибрации, а также увеличивается расход топлива. Звук двигателя как был тракторным во времена СССР, таким и остался – ну ничего не хотят модернизировать с постсоветских времен!! Машина легка увозит за собой 4 тонны, хотя некоторые умудряются тащить и 7 тонн, но в этом случае значительно снижается ресурс рессор, которые не рассчитаны на подобные нагрузки. Это касается и передних, и задних рессор. Рекомендуется стелить настил из досок толщиной 30 мм, чтобы кое-как «смягчить» груз при проезде неровностей. Просторная кабина порадовала, хотя снаружи смотрится как будто маленькая и сжатая (с виду в профиль). Но на самом деле внутри комфортно. Из-за огромного количества проводов электрика периодически капризничает, особенно зимой. Тормозная система довольно эффективная, т. к. явно позаимствована у более тяжелых Мазов. Проблем с рулежкой нет при условии, если стоит импортная резина. Родная белорусская имеет ресурс не больше 30 тыс. км. Головная оптика светит нормально, но установить противотуманки в любом случае не помешает. Двигатель расположен таким образом, что подобраться к нему – та еще задача. Мешают колесные арки (или пластиковые крылья).
  • У меня в хозяйстве два Маза 4370 – 2008 и 2010 годов. У первого пробег 150 тыс. км. Конечно, первые десятки километров машине дались без всяких проблем, зато после 100 тыс. км стал капризничать двигатель – возможно, дело в перегрузках, т. к. приходиться возить по 6-7 тонн при паспортных 5 тоннах. Еще надо менять рессоры. По поводу двигателя по-хорошему для начала ему бы не помешала диагностика, однако ни один, ни другой дилер не хотел ее проводить. Короче, нашелся один и все же нашел причину неполадки – якобы виноват топливный фильтр. Заменили его, но проблема сохранилась. Через 5 тыс. км на блоке появился тосол, о чем было сразу доложено продавцу. Пришли к выводу, что все дело в микротрещине, которую можно было устранить, будь я обратился бы на СТО на 4-й тысяче пробега. Короче, трещина продолжала увеличиваться, и тем временем мы вели переговоры с заводом – в итоге он согласился забрать блок на экспертизу. Выяснилось, что это заводской брак и блок нам заменили бесплатно. И все же, больше мы закупать подобные машины не будем. Скорее всего, придется брать поддержанные корейские грузовики.
  • У меня Маз 4370 с двигателем Евро-2. Мотор Д245 30 е2 работает не без капризов, особенно после 80 тыс. км. Сейчас на одометре 180 тыс. км. Постоянно возникают поломки. По поводу расхода – он составляет 13 литров на 100 км при скорости 70 км/час. На 930 километров маршрута необходимо 120 литров при условии, если машина загружена на 3 тонны. Но это минимум, т. к. все еще зависит от условий эксплуатации, количества резких стартов и возможных пробуксовок, если плохое сцепление на снежной или обледенелой дороге, а также на пересеченной местности. Исходя из этого, в худшем случае машина потребляет 20 литров в груженном состоянии, а также 16 л в пустом состоянии. Со временем груз тянуть все тяжелее, и это ощущается. Чтобы сохранить заводскую грузоподъемность, надо переделывать рессоры по схеме Зил – то есть дополнительная рессора поверх основной, иначе с перегрузом штатные рессоры долго не проживут. Кабина плохо прогревается из-за слабого отопителя, а также холодного двигателя. Но зато летом мотор не перегревается! Короче, проблему зимой решил установкой автономного обогревателя. Плохая покраска кабины – причина быстрого появления коррозии, от которой полностью избавиться не получается. Но к счастью, машина уже давно окупилась и приносит стабильный доход. Поэтому даже при наличии внеплановых неисправностей я все равно остаюсь в прибыли.
  • Маз 4370 есть за что похвалить. У меня три автомобиля данной модели. В 2010 году приобрел версию с немецким двигателем и трансмиссией. Машина рассчитана на грузоподъемность 4,5 тонны при полной массе 11 тонн, что можно считать большим плюсом с учетом системы оплаты Платон. На данный момент у каждого автомобиля пробег около 700 тыс. км. Столько проехали за девять лет, и за это время можно делать определенные выводы. Надежность у машин хорошая – по крайней мере, двигатель и трансмиссия ни разу не сломались по-крупному. Ну разве что одному грузовику пришлось заменить распылитель. На другом авто заменил радиатор системы охлаждения. На 50 тыс. км надо проходить плановое ТО, и в этот период времени следует заливать масло Лукойл, рассчитанное на 25 тыс. км – получается в пять раз дешевле масла, рекомендованного заводом. Понадобилась замена рессор эдак штук 15 листов. На всех трех авто заменены глушители, у одному Мазу еще понадобился новый воздушный фильтр (его корпус сгнил). Объем тентованого кузова 35 куб. как раз кстати для наших задач. Машина потребляет 20 литров на 100 км.
  • Использую Маз 4370 для городских грузоперевозок. Машина возит по 5 тонн без напряга. Кабина просторная, есть даже спальное место. С завода установлен фен и Вебасто. В зимнее время достаточно тепло и уютно, дискомфорта особого не возникает, но и форточки открывать не приходиться – в общем, ни холодно и не жарко. В 2019 году были заменены фен и Вебасто (штатные прослужили шесть лет, примерно столько машина и в эксплуатации). У розеток для подключения прицепа быстро сгнивают контакты, так что электрика – не самая лучшая сторона Маза. Заменена электронная педаль, а также перебран генератор (ему заменили токосъемник). Неправильно установили лобовое стекло, что стало причиной попадания воды прямо в ЭБУ. Проблему решили просушкой, а также нам удалось восстановить дорожки в платах. При необходимости можно заглянуть в сервис, где можно прочитать ЭБУ с помощью заводской микропрограммы. Слабым местом железа, безусловно, является коррозия, а также рамки лобового стекла и крышка капота – все это под замену. Задние борта сделаны из алюминия, мы их отремонтировали. Автомобиль расходует по трассе 17 литров с 35-кубовым прицепом. Исходя из этого, в плане производительности мой Маз даст фору многим более дорогим иномаркам. В целом, Маз 4370 является достойным внимания среднетоннажным грузовиком среди отечетвенных авто. Он юркий и предсказуемый в управлении, подходит для доставки грузов в труднодоступные места. Еще у него сравнительно низкая себестоимость обслуживания. Так что на иномарку менять не собираюсь.
  • Езжу на Мазе 4370 с 2017 года. Текущий пробег 190 тыс. км. Поддержанный Маз 4370 меня приятно удивил с точки зрения надежности. По крайней мере, на сервис можно заезжать только в плановом режиме, а мелкие неисправности устраняются своими силами. В смотровой яме нет необходимости. Маз постоянно в работе, каждую неделю наматываю по 5 тыс. км в пределах необъятной России. Немецкий мотор хорошо тянет, но разгон на подъемах ему дается с трудом, особенно при нагрузке 5 тонн – это его максимальная грузоподъемность, хотя практика показала, что и 6 тонн для этой колымаги – не проблема. Груз рекомендуется размещать таким образом, чтобы на переднюю ось приходилось 1/3 нагрузки. Это связано с проседанием рессор в случае перегруза, но повысить их выносливость все же можно – путем усиления с помощью дополнительных листов. Но надо иметь ввиду, что при этом может ухудшиться плавность хода. В кабине комфортно благодаря пневмоподвеске, на которую установлено водительское сиденье. Еще есть полноразмерное спальное место, которое раскладывается только при опущенных сиденьях. В этом случае машина превращается в одноместную. В городе укладываюсь в 18 литров на 100 км, что весьма неплохо до 5-тонника.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − двенадцать =