КамАЗ 5490 технические характеристики

Камский автомобильный завод уже довольно много лет удерживает лидирующую позицию на рынке среди отечественных грузовых автомобилей тяжелого класса. Машины от данного производителя захватили практически все весомые сегменты рынка, но еще для освоения остались седельные тягачи, осуществляющие магистральные перевозки. Чтобы предложить потребителю продукт и в этом сегменте был разработан новый грузовик КамАЗ 5490.

Этот грузовой автомобиль является современным седельным тягачом, имеющим высокую проходимость, значительно повышенную комфортность кабины и надежный силовой агрегат. На рынке данная модель появилась не так давно, и уже производитель возлагает на нее весьма большие планы.

КамАЗ 5490 обладает множеством интересных особенностей. К примеру, разработка грузовика велась в тесном сотрудничестве с немецким производителем Daimler, что как раз и становится понятным при виде одной только кабины. Данный элемент конструкции был предложен от немецкого тягача Мерседес Актрос. Помимо этого эти две машины также имеют ряд и других схожестей, но все же это разные грузовики.

Среди современных машин, выпускаемых Камским автомобильным заводом, КамАЗ 5490 является одним из основных грузовиков в линейке бренда. Новая модель должна стать заменой всех предыдущих поколений.

КамАЗ 5490 предназначен в первую очередь для транспортировки каких-либо грузов, включая полуприцепную технику, имеющую большую массу. Что касается дорог, то грузовик может работать практические везде, где присутствует твердое покрытие. Как заявляет производитель, новая модель отличается более высокой стойкостью к суровым нагрузкам при эксплуатации.

История

В классе магистральных грузовых автомобилей до 2013 года еще не было ни одного грузовика, выпущенного отечественным производителем. Для Камского автомобильного завода задача создать конкурентоспособную двухосную магистральную технику тогда была непосильной, поскольку имеющиеся узлы и агрегаты, которые к тому же применялись на всех грузовиках бренда, просто не подходили с точки зрения технологичности.

Однако данная проблема была решена началом разработки полностью нового грузовика, которому в итоге и присвоили наименование КамАЗ 5490. Но помимо этого наименования модель обладает и отраслевым индексом М1840. Здесь были заложены определенные данные о грузовике, к примеру, литера М означает класс, то есть магистральный, цифра 18 указывает на максимальную грузоподъемность, составляющую в данном случае 18 тонн, ну и последние цифры 40 указывают мощность применяемой силовой установки (401 лошадиных сил). Данный грузовик открыл для производителя новый сегмент рынка тяжелых грузовиков.

Разработка нового Камаза проходила в тесном сотрудничестве двух брендов, среди которых отечественный Камский автомобильный завод и немецкий Daimler Trucks. На реализацию данного проекта было инвестировано около 40 миллионов долларов и в результате вложенные средства вполне оправдали ожидания производителя.

Дебют грузовика прошел на выставке Комтранс-2011. Большое удивление зрителей произвело то, что КамАЗ 5490 очень похож на немецкий Мерседес Актрос. И действительно, новый грузовик в некоторых очертаниях практически копирует его. Это объясняется тем, что с подключением в работу немецких специалистов, в конструкцию была внедрена и масса решений, применяемых на грузовиках Мерседес. В первую очередь необходимо выделить кабину, которая на КамАЗ 5490 отличается лишь небольшими изменениями, в виде шильдиков, радиаторной решетки и бампера вместе с головной оптикой. Но и сам Камский автомобильный завод не отрицает, что за основу была взята немецкая кабина, для которой на заводе был проведен небольшой рестайлинг.

Кроме кабины похожей стала и конструкция, но, несмотря на все это КамАЗ 5490, все же можно назвать самостоятельным грузовиком.

По сравнению со своими предшественниками данный грузовик значительно отличается от них, причем по всем параметрам. Благодаря совместной работе отечественных специалистов и экспертов из Daimler Trucks в результате вышла уникальная модель, наделенная довольно интересным внешним видом, доступностью для потребителей и весьма отличной производительностью. Машина способна справиться с суровыми условиями эксплуатации, а также осилить очень длинные расстояния с тяжелым грузом на борту.

При разработке данной модели производитель сделал наибольший акцент на практичности и удобстве эксплуатации. В связи с этим грузовик получил более обтекаемый кузов и полностью переработанный салон, в котором присутствует большое количество различных полезных функций.

Представление первых серийных моделей состоялось осенью 2013 года. Чуть ранее производитель начал сборку новых кабин для своего грузового автомобиля.

Агрегатная база КамАЗ 5490 послужила в дальнейшем основой для разработки другой перспективной грузовой техники. Седельный тягач КамАЗ 5490 имеет порядка 60 процентов элементов отечественного производства. Остальные 40 процентов были предоставлены иностранными производителями, включая силовую установку, коробку передач, мосты и тому подобное.

Модификации

КамАЗ 5490 имеет несколько модифицированных версий, среди которых:

  • Модификация KамAЗ 5490-68 (T5). Данная модификация оснащается аэродинамическими обтекателями, предпусковым подогревателем марки «Адверс 14ТС», электронным тахографом, аудиосистемой, кондиционером, а также сидениями с подогревом и люком с электрическим приводом. Устанавливаемое сцепное устройство рассчитано на нагрузку до 10550 килограмм.
  • Модификация KамАЗ-5490-87 (S5). Для потребителей предлагается несколько комплектаций этой версии, а именно:
  1. КамАЗ-5490-009-87 (S5), оснащенная двенадцатиступенчатой автоматической коробкой передач;
  2. КамАЗ-5490-99010-87 (S5), оснащенная шестнадцатиступенчатой автоматической коробкой передач и не имеющая боковое ограждение и ретардер;
  3. КамАЗ-5490-014-87 (S5), оснащенная шестнадцатиступенчатой автоматической коробкой передач и не имеющая ретардер и боковое ограждение. В конструкции присутствует более низкая кабина с механической подвеской, а также проблесковые маячки, кнопка аварийного выключения массы, защита электропроводки, ну и защита топливного бака.

Сама же модификация KамАЗ-5490-87 (S5) может быть укомплектована аэродинамическими обтекателями, предпусковым подогревателем марки «Адверс 14ТС», электронным тахографом, магнитолой, кондиционером, сидениями с подогревом, люком с электрическим приводом и датчиками критического износа накладок и нагрузки на ведущий мост. В зависимости от комплектации модель может оснащаться седельно-сцепным устройством с максимальной грузоподъемностью в 10655, 10625 и 11125 килограмм.

  • Модификация KамАЗ-5490 Nео. Здесь также присутствует несколько комплектаций, среди которых:
  1. КамАЗ-5490-022-87 (S5). Имеет механическую коробку передач марки ZF 16S2220 ТD;
  2. КамАЗ-5490-023-87 (S5). Имеет автоматическую коробку передач марки ZF 12AS2130 ТD.

Что касается дополнительного оборудования, то данная модификация комплектуется кондиционером, автономной отопительной системой, электронным тахографом, водительским сидением с пневматической подвеской, держателем запасного колеса, предпусковым подогревателем силового агрегата, вторым спальным местом, а также дополнительным топливным баком объемом в 400 литров.

Модификация KамАЗ-5490 Nео впервые появилась на рынке грузовой техники в 2017 году. Она представляет собой более обновленную версию стандартного тягача, которая также получила множество различных улучшений и доработок, учтенных первоначальным опытом использования и пожеланиями потребителей. В результате колесная база грузовика была удлинена на 200 миллиметров, и теперь она составляет 3780 миллиметров. Такое решение было принято в целях обеспечения более лучшего распределения массы машины по осям. Нагрузка с задней оси была немного снижена, а переднюю наоборот догрузили.

Повышение нагрузки на ось передних колес повлекло за собой еще ряд изменений в конструкции. В передней подвеске производитель применил малолистовые рессоры, имеющие улучшенные характеристики грузоподъемности и укрепленный стабилизатор. Благодаря всему этому передняя подвеска стала более надежной и устойчивой к суровым нагрузкам при эксплуатации, что в свою очередь значительно повышает ее ресурс. Другой не менее важной доработкой является использование сайлентблоков вместо обслуживаемых втулок. За счет этого подвеска больше не нуждается в регулярном обслуживании, что с учетом большой трудоемкости этого процесса, является, несомненно, большим плюсом.

Модификация KамАЗ-5490-87 (S5) Neo. В этой модификации присутствует силовая установка, адаптированная под работу на газе. Но кроме газа также использует и дизельное топливо. Внедрение такой системы позволило значительно снизить расходы на топливо и тем самым повысить эффективность эксплуатации данного грузового автомобиля. Газодизельная топливная система оказывает гораздо меньшее негативное влияние на окружающую среду и существенно увеличивает эксплуатационный ресурс мотора, поскольку отложений образуется меньше. Что касается характеристик, то модель практически ни чем не уступает своим дизельным аналогам.

Из дополнительного оборудования для KамАЗ-5490-87 (S5) Neo оснащается автономной отопительной системой, предпусковым подогревателем, кондиционером, электронным тахографом, магнитолой, водительским сидением с пневматической подвеской, а также датчиком нагрузки на ось задних колес.

Но это далеко не все модификации, поскольку на базе КамАЗ 5490 было построено и множество других различных версий, а именно:

  • Модификация КамАЗ-65206. Версия выполнена в виде седельного тягача. Используемое седельно-сцепное устройство рассчитано на максимальную грузоподъемность в 16600 килограмм;
  • Модификация КамАЗ-65207. Является грузовиком с бортовой грузовой платформой. Имеет максимальную грузоподъемность в 15000 килограмм, а также может осуществлять буксировку прицепов массой до 14000 килограмм;
  • Модификация КамАЗ-65208. Представляет собой шасси, в котором присутствует задняя подъемная ось. Имеет колесную формулу 6х2;
  • Модификация КамАЗ-65209. Аналогично предыдущей модификации располагает задней подъемной осью и колесной формулой 6х2. Данная версия является седельным тягачом;
  • Модификация КамАЗ-6580. Такой грузовик имеет кузов самосвального типа и колесную формулу 6х4;
  • Модификация КамАЗ-65801. Является самосвалом, имеющим колесную формулу 8х4;
  • Модификация КамАЗ-65802. Представляет собой грузовик, оснащенный самосвальным кузовом и двигателем немецкого производства Mercedes-Benz OM 457LA;
  • Модификация КамАЗ-65806. Данная версия является седельным тягачом, имеющим колесную формулу 6х4.

Кабина

На раме грузовика установлена кабина он немецкого Мерседес Актрос. Перед установкой данный элемент подвергли довольно значительной доработке, что в результате позволило добиться более современного внешнего вида и солидности, свойственной магистральному тягачу. Кабина обладает парой дефлекторов, которые служат здесь не только как дизайнерское решение, но также и для отвода воздушных потоков, что в свою очередь позволяет сохранить чистоту дверных ручек. Доступ к двигателю открывается так же, как и на других подобных грузовиках – посредством механизма, откидывающего всю кабину. Этот механизм здесь имеет электрический привод.

На ступеньках кабины присутствует противоскользящее покрытие и подсветка, что значительно облегчает доступ в кабину в любых условиях работы. По бокам установлены массивные зеркала заднего вида с обогревом, обеспечивающие достаточно широкий обзор.

Если на Мерседесе кабину удерживали на раме пружинные стойки, то в данном грузовике такое решение было заменено четырехточечной пневматической подвеской, позволившей в результате сделать кабину еще более комфортной. Внутри используются сидения от производителя «Grammer». Они также обладают пневматической подвеской. Что касается отделки интерьера, то практически весь салон был заимствован у немецкой модели.

На приборной панели, которая вышла довольно лаконичной, присутствует антибликовое покрытие. Все датчики расположены весьма эргономично и удобно. Многие детали салона изготовлены из качественного пластика. Тахограф производитель решил оставить тот же, а именно Continental VDO европейского производства.

Технические характеристики

Двигатель

КамАЗ 5490 оснащается одним из двух двигателей.

Первую силовую установку представляет восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель марки КамАЗ-740.75-440. Данный мотор имеет систему турбонаддува и промежуточное охлаждение подаваемого воздуха. Максимальная мощность на выходе при этом составляет 440 лошадиных сил, когда наибольший крутящий момент достигает отметки 2060 Н.м., что является довольно внушительным показателем.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 11.76 л;
  2. Максимальная мощность – 440 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 130 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 16.8;
  6. Наибольший крутящий момент – 2060 Н.м. (при 1300 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Вес двигателя – 870 кг.

Кроме него на грузовик устанавливается шестицилиндровая рядная силовая установка марки Mercedes-Benz OM 457LA. Этот мотор также имеет турбонаддув с промежуточным охлаждением подаваемого воздуха.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 11.96 л;
  2. Максимальная мощность – 401 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 128 мм;
  4. Ход поршня – 155 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 18.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 2000 Н.м. (при 1100 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное;
  8. Вес двигателя – 1045 кг.

КПП

Трансмиссия грузового автомобиля КамАЗ 5490 представлена одной из нескольких коробок передач, а именно это двенадцатиступенчатая автоматическая, шестнадцатиступенчатая автоматическая и шестнадцатиступенчатая синхронизированная механическая коробки передач. Все варианты были предоставлены компанией ZF.

Любая из предложенных КПП комплектуется диафрагменным однодисковым сцеплением марки MFZ-430 с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.

Тормозная система

Грузовик оснащен дисковыми тормозными механизмами, причем как спереди, так и сзади. Тормоза имеют электропневматический привод, он же EBS, а также систему курсовой устойчивости ESP и противобуксовочную систему ASR.

Стоит отметить, что КамАЗ 5490 является вторым Камским грузовиком, на котором применены дисковые тормоза на всех колесах. Ранее такое решение было реализовано на модели КамАЗ 4308.

Ходовая часть

За основу для отечественного грузового автомобиля была выбрана двухосная платформа, имеющая двухбаллонную пневматическую подвеску на задней части. Управление подвеской осуществляется посредством системы ECAS, благодаря которой водитель может выбрать необходимую высоту дорожного просвета. Спереди модель оснащена стабилизатором поперечного крена и рессорами на пальцах.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 6090 мм.
  2. Полная ширина – 2500 мм.
  3. Высота по кабине – 3745 мм.
  4. Длина колесной базы – 3590 мм.
  5. Клиренс – 220 мм.

Особенности

После старта серийного производства Камский автомобильный завод еще несколько раз дорабатывал свой новый грузовик, учитывая отзывы и пожелания потребителей. Первые машины, как, оказалось, получились довольно проблемными. Зачастую владельцы отмечают невнятное рулевое управление, ненадежный гидравлический усилитель, который часто выходил из строя раньше положенного срока, ну и повышенный износ шин передних колес.

Электрическое оборудование, а также и проводка, не отличались высоким качеством. Практически все провода могли быстро сгнить. Что касается распределительных кранов тормозов и пневматических подушек подвески, то данные элементы зачастую создавали различные неудобства.

Грузовик обладает кабиной с довольно высоким уровнем комфорта для отечественной техники. Но в плане шумоизоляции она все же уступает своим более иностранным аналогам. И в принципе этому есть объяснение: сама кабина и дизельный двигатель OM 457 LA были разработаны еще в 1990-х годах, и для своего времени они были вполне отличными.

Свободного пространства внутри действительно очень много. Но большие габариты кабины не усложняют управление, поскольку они легко читаемы для водителя. Само рабочее место расположено весьма высоко относительно земли, что в совокупности с большими и массивными зеркалами заднего вида обеспечивает отличный обзор.

Используемый дизельный агрегат от немецкого производителя имеет внушительную тягу, а также и неплохую динамику разгона. Как заявляет производитель, данный двигатель обладает средним расходом топлива в 35 литров на 100 км. И это независимо от того, с какой скоростью передвигается грузовик, и какую массу груза он перевозит. Управление грузовиком было максимально облегчено не только более эргономичным расположением всех органов управления, но также и за счет использования различных гидравлических и пневматический усилителей.

По сравнению со своими предшественниками КамАЗ 5490 в некой степени стал настоящим прорывом чем-то новым для завода, где до него выпускались уже устаревшие машины. Новая модель хоть и выглядит современной на фоне других отечественных грузовиков, но к европейским магистральным она все же не смогла приблизиться.

Цена

Новый грузовик КамАЗ 5490 обладает стоимостью в пределах от 3.8 миллионов до 5 миллионов рублей. На цену сказываются такие факторы, как комплектация, тип версии и год выпуска.

Среди подержанных автомобилей объявлений данной модели довольно мало, что связано с не таким давним производством. Но все же технику с пробегом отыскать можно. Стоимость такой, как правило, начинается от 3.4 миллионов рублей и может расти в зависимости от самого пробега и года выпуска грузовика.

Отзывы владельцев и водителей

  • Камаз 5490 в активной эксплуатации с 2017 года. Текущий пробег 80 тыс. километров. Машина в целом себя зарекомендовала хорошо – большой шаг вперед в отечественном автопроме. Движок объемом 12 литров работает на тяжелом топливе и отлично тянет с низких или высоких оборотов – во многом благодаря коротким передаточным числам. По поводу расхода ничего плохого не могу сказать, можно уложиться в 28-35 литров на 100 км в зависимости от нагрузки. Большая кабина настолько просторно, что в ней можно встать в полный рост. Еще плюсом высокой кабины является то, что не приходиться прогибаться, когда сидишь на спальнике. От жару спасают как минимум боковые стекла, которые можно приоткрыть, но в этом случае они будут сильно дребезжать – очень тонкие. Странно, что в кабине кругом сквозняки, но не пойму откуда. Как вариант дует через печку, но ее нельзя перекрыть. Проводка сильно натянута, поэтому велика вероятность обрыва. В крайнем случае, соединить провода путем наращивания уже не получиться – явная экономия на мелочах. Ну неужели нельзя было сделать длиннее проводку? Я привел лишь примеры мелочей, из-за которых портиться впечатление о неплохой машине. На вторичке таких машин практически нет. Но надо признать, что ликвидность Камаза 5490 будет намного хуже, чем у «иностранцев».
  • На моем Камазе 5490 все нормально работает спустя 70 тыс. км. Комфортабельная кабина не хуже ближайших аналогов, которые значительно дороже. Есть кондиционер, а кресла оборудованы пневмоподвеской. Также в наличии круиз-контроль и другие полезные опции, включая элементы комфорта и безопасности. Увы, есть нарекания по свету, а тонкие провода быстро гниют и перестают работать. Очень короткая проводка. Владею этим автомобилем почти год. Для наемного водителя купил еще одну такую модель, поскольку мой бизнес показал заметный скачок – значит, надо действовать и наращивать производительность. До этого у меня было два старых Камаза, вот решил обновить свой автопарк. К недостаткам помимо слабых проводов следует отнести низкую надежность распределительных кранов на тормоза и пневмоподушки. Пришлось усилить кронштейны баков, которые отлетали под нагрузкой. Кроме того, усилен задний стабилизатор – для этого площадку подняли на 350 мм. Из плюсов: мощный 400-сильный дизель, у которого есть большой разгонный потенциал, но еще больше впечатляет запас крутящего момента – как раз для затяжных подъемов. Двигатель потребляет от 30 до 35 литров на 100 км.
  • На Камазе 5490 я преодолел 240 тыс. км. Машина классная, воспринимается как почти иномарка, но раздражает экономия на мелочах и страдает качество изготовления. Пожалуй, тягач отличается от иномарок только этим. В остальном комфорт на схожем уровне, как и управляемость. Грузоподъемность одна из лучших в классе. Недавно заменил выжимной подшипник сцепления, который, между прочим, изготовлен в Германии, судя по надписи. Еще была одна серьезная неисправность с двигателем, который внезапно застучал – при вскрытии обнаружили раскрошенную шпонку в области толкателя. Шпонка перевернулась, что привело к гибели распредвала и блока. Обратились к производителю, он признал что такое бывает, т. е. случай далеко не единичный. Удивляет то, что наши умельцы установили немецкий двигатель без каких-либо доработок и адаптаций к нашим условиям – вот и происходят подобные вещи. Да уж, контроль качества завода Камаз хромает не по-детски. Надеюсь, больше такого не произойдет, ведь мотор очень дорогой и трудоемкий в обслуживании.
  • Машина 2014 года, опыт использования почти шесть лет. Данная модель меня заинтересовала сразу после ее анонса. Сделал предзаказ и стал одним из первых российских покупателей отечественного тягача, который соответствует всем европейским нормам. У него презентабельный внешний вид (кабина от Мерседес Аксор прошлого поколения). Машина оборудована полным набором электронных датчиков, облегчающих многочасовую эксплуатацию. В салоне уделено особое внимание уюту и комфорту. Конструкция тоже порадовала. Отмечу хорошую курсовую устойчивость и плавность хода благодаря энергоемкой подвеске. В наличии есть электроподъемник, позволяющий опрокидывать кабину в автоматическом режиме. В салоне есть магнитола с возможностью проигрывания файлов с внешних носителей. Удобно регулировать зеркала, а также управлять мультимедиа-функциями с помощью кнопок на рулевом колесе. Благодаря им не придется лишний раз копаться по салону в поисках нужной заветной кнопочки. Ничто не отвлекает от дороги – в дальнем маршруте куда важнее сконцентрироваться на управлении, нежели настройке различных систем. Понравился резвый силовой агрегат, который спокойный тянет груз. Надрывов не возникает. 400-сильный дизель способен конкурировать с крупными европейскими аналогами. Приятно видеть 5490 на российских дорогах, но увы это большая редкость.
  • Поначалу Камаз 5490 вызывал сплошную улыбку и радость – мол, неужели это отечественный тягач. Красивый и мощный, с полным набором систем безопасности и комфорта, все как у лучших зарубежных аналогов. Но увы, с каждым рейсом отношение к этой машине становилось все хуже и хуже. Езжу на нем с 2018 года. Из первых впечатлений: классная шумоизоляция, двигатель работает без вибраций (это ощутимо приятно по сравнению со старыми Камазами), приемлемая управляемость и проходимость. Спустя полгода зимой отказала автономка, когда за окном было минус 5 градусов. Кроме того, стала неадекватно работать система снижения токсичности, пришлось обращаться по гарантии в сервис. К сожалению, через некоторое время понадобилась замена аккумуляторов. Внезапно перестал работать спидометр и уровень пола. Периодически заедает включение огней автопоезда. Быстро гниют уплотнительные кольца, что приводит к преждевременному окислению. Двигатель полностью рабочий – пожалуй, этот немецкий мотор является самым надежным агрегатом в отечественном тягаче – впрочем, неудивительно.
  • Камаз 5490 в работе с 2017 года. Реальный пробег 90 тыс. км. Машина в хорошем техническом состоянии, но очень дорогая в обслуживании – стоимость владения заметно выше, чем у предыдущих Камазов. Машину напичкали электроникой по самое некуда, в результате чего только больше проблем добавилось. Периодически возникают ошибки в электронике и ЭБУ, их приходиться внепланово устранять на СТО – для этого надо подключение к компьютеру. Большая кабина медленно охлаждается и отапливается, но система обогрева и кондиционирования работает очень шумно. Кстати, шумоизоляция тоже оставляет желать лучшего по меркам зарубежных аналогов. Кабина вроде бы и красивая, но значительно упрощенная по сравнению с оригинальной от Мерседеса Аксор. К примеру, почему не установили полноценные двери, как у Аксора? Ступеньки постоянно открыты и быстро пачкаются, например в слякотную погоду, по грунтовке и т. д. 400-сильный дизель понравился. Ему требуется 28-33 литра в зависимости от нагрузки. Нравится дозировать подачу тяги – это очень удобно на подъемах или на старте со светофоров. Машина трогается плавно, без рывков и подергиваний – в этом большая заслуга и трансмиссии. Переключения почти незаметны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =