Содержание страницы
КамАЗ-5410 представляет собой советский тягач с колесной формулой 6х4. Данная модель была впервые представлена в 1974 году. Ее серийное производство осуществлял Камский автомобильный завод в период в 1976 по 2006 год. Длительное время производства объясняется тем, что в тот период на рынке у КамАЗ-5410 практически не было аналогов, обладающих похожими характеристиками и качествами.
Среди главных достоинств тягача необходимо отметить высокую надежность и выносливость, функциональность и неприхотливость, а также универсальность применения. Благодаря всем этим качествам автомобиль стал одной из самых удачных разработок советской автомобильной промышленности. Большой популярностью модель пользовалась не только на территории СССР, но и во многих других странах зарубежья.
Несмотря на то, что техника имеет довольно солидный возраст, ее также можно встретить на дорогах и в настоящее время.
Назначение
Седельный тягач КамАЗ-5410 предназначен для работы в составе автопоезда. В зависимости от используемого прицепа данный автомобиль способен выполнять перевозку самых различных грузов, даже включая жидкости. Модель пользовалась большой популярностью в строительстве, сельских хозяйствах, промышленностях, ну и на предприятиях, специализирующихся грузоперевозками.
КамАЗ-5410 применялся не только на асфальтированных дорожных участках, но также и на грунтовых дорогах и бездорожье.
Тягач выпускался в нескольких комплектациях. В одних версиях в кабине было предусмотрено достаточно комфортное спальное место, что позволяло водителю совершать многодневные рейсы. В других же такое оснащение отсутствовало и техника, как правило, использовалась на коротких и средних дистанциях.
История
За основу для данной модели, как и для большинства других грузовиков, выпускаемых в то время, была выбрана платформа первой трехосной большегрузной модели с заводским индексом КамАЗ-5320. Конечно, конструкторы внесли некоторые изменения, но совсем незначительные. Первый опытный автомобиль был готов уже в 1974 году. После серии различных испытаний, в 1976 году началось серийное производство тягача. Стоит отметить, что в тот год начал выпускаться не только КамАЗ-5410, но и другие грузовики, как например, самосвальный КамАЗ-5511, удлиненный бортовой КамАЗ-53212, версия открытого шасси КамАЗ-53213, ну и несколько двухосных аналогов представленных версий.
Хоть предназначение у всех грузовиков было разным, но они использовали схожую конструкцию и имели высокую степень унификации.
Для своего времени седельный тягач КамАЗ-5410 обладает уникальными техническими характеристиками. Такая особенность сделала данную модель одной из наиболее популярных среди грузовиков Камского автомобильного завода. Тягач был популярен практически во всех сферах, где требовалось осуществлять перевозки больших объемов груза. Большое количество различных преимуществ позволило ему оставаться в лидерах на протяжении 30 лет. Но в 1990-х годах на рынке появились иностранные аналоги, которые по всем параметрам превосходили Камский грузовик. Спрос на модель начал постепенно падать и в 2006 году с конвейера сошел последний представитель первой линейки седельных тягачей. Однако на его замену пришла более современная модель, получившая заводской индекс КамАЗ-54115. Этот автомобиль обладает повышенной грузоподъемностью, улучшенными эксплуатационными характеристиками, а также более комфортабельной кабиной. Кстати, КамАЗ-54115 вполне можно назвать модификацией КамАЗ-5410.
Модификации
В целях повышения функциональности и расширения области применения данного автомобиля, включая зоны с различными климатическими условиями, специалистами Камского автомобильного завода было разработано несколько модифицированных версий, отличающихся лишь некоторыми особенностями. Среди таких модификаций следует отметить:
КамАЗ-54112.
Представляет собой тропическое исполнение базового седельного тягача. Модель предназначена для работы в регионах с жарким климатом;
КамАЗ-54112ХЛ.
Является северным исполнением. В отличие от предыдущей модификации, эта версия предназначена для эксплуатации в зонах с низкой отрицательной температурой. Для этого конструкторы доработали отопительную систему и значительно улучшили теплоизоляцию. К тому же был добавлен предпусковой подогреватель двигателя;
КамАЗ-54115.
Как описывалось ранее, данная версия является более современным и технологичным седельным тягачом. От базового автомобиля КамАЗ-54115 отличается многими конструктивными решениями. В первую очередь необходимо отметить наличие более комфортабельной кабины с измененным внешним видом и производительную силовую установку в паре с новой коробкой передач, что дало грузовику новые возможности в плане грузоперевозок;
КамАЗ-54101.
Является специальной модификацией. Тягач мог работать в паре с самосвальными полуприцепами марки ГКБ-9575, обладающими максимальной грузоподъемностью в 13500 килограмм. На модели присутствует гидравлическая система и пара выводов, необходимая для функционирования подъемного механизма полуприцепа.
КамАЗ-54102.
Представляет собой вариацию базового седельного тягача, но с усиленной конструкцией. Задняя тележка грузовика способна выдержать нагрузку до 14000 килограмм. Это позволяло работать с другими типами полуприцепов, как например, бортовой ОдАЗ-9385. Кроме этого с повышением грузоподъемности для тягача стали доступны и новые возможности.
Помимо всех вышеперечисленных версий Камский автомобильный завод выпустил также и гидрофицированную модификацию. Основным предназначением такой версии является работа с полуприцепами специального назначения.
Все модификации выпускались практически до завершения серийного производства базовой модели КамАЗ-5410. В связи с этим встретить все эти версии можно и в настоящее время. Но стоит отметить, что внешне они мало чем отличаются и поэтому их легко спутать с базовым тягачом.
Кабина
Внешне КамАЗ-5410 вышел максимально простым и лаконичным, что было в принципе присуще и другим грузовым автомобилям советской автопромышленности. При разработке перед конструкторами стояла задача создать максимально функциональные автомобили, способные исправно работать даже в довольно суровых условиях. В связи с этим эстетическая составляющая отошла на второй план.
Кабина обладает угловатыми и примитивными формами, неброской радиаторной решеткой, нелепо висящим грубым металлическим бампером, небольшими круглыми фарами, а также плоским лобовым стеклом, состоящим из двух частей. В последствии все это стало неким стилем для продукции Камского автомобильного завода, но в 1990-х годах для некоторых моделей провели небольшой рестайлинг.
Ничем не примечателен и интерьер кабины. Здесь также все выполнено просто и с минимализмом. Однако КамАЗовская кабина обладала несколькими значительными для того времени особенностями. Например, внутреннее пространство было действительно очень большим. Это обусловлено тем, что конструкция кабины имеет бескапотную компоновку. На приборной панели расположена информативные аналоговые приборы, предоставляющие водителю информацию о всех основных узлах и агрегатах грузовика.
Для водителя было установлено подпружиненное сидение, которое немного повышало комфортность при движении по неровным дорожным участкам, сглаживая тряску. Но для пассажиров же предлагались сидения с жесткой фиксацией к полу.
Существует несколько комплектаций кабины, в которых присутствуют либо отсутствуют те или иные оснащения. Так, на версии, предназначенные для выполнения грузоперевозок на короткие и средние дистанции, устанавливалось два или три сидения. Так называемые, дальнобойные модификации, предназначенные для многодневных рейсов, комплектовались достаточно удобным спальным местом, расположенным сразу же за спинками сидений.
Серийное производство данного седельного тягача длилось около трех десятилетий, но за все это время Камский автомобильный завод не вносил в конструкцию каких-либо изменений, даже малейших. Поэтому уже в 2000-х годах было заметно, что КамАЗ-5410 сильно устарел в сравнении со своими аналогами и создавать конкуренцию он уже был не способен.
Технические характеристики
Двигатель
Поскольку седельный тягач КамАЗ-5410 был построен на базе грузовика КамАЗ-5320, он имеет большое количество заимствованных решений. Особенно это касается технической составляющей. Все выпускаемые модификации данного тягача комплектовались несколькими силовыми агрегатами, среди которых:
КамАЗ-740.10-210. Является восьмицилиндровой силовой установкой с V-образным расположением цилиндров. Мотор работает на дизельном топливе и в отличие от своих аналогов в нем отсутствует система турбонаддува. Это атмосферный агрегат. Им оснащались базовая и все остальные модификации тягача первых лет выпуска. В плане экологичности по современным меркам данный двигатель относится к категории Евро-0.
Характеристики КамАЗ-740.10-210:
- Рабочий объем – 10.86 л;
- Максимальная мощность – 210 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
- Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры КамАЗ-740.10-210:
- Длина – 1150 мм;
- Ширина – 893 мм;
- Высота – 1007 мм.
КамАЗ-740.11-240. Представляет собой восьмицилиндровый дизельный силовой агрегат, который также можно назвать модификацией предыдущего. Двигатель имеет V-образную компоновку цилиндров и улучшенные мощностные показатели. Если первый вариант был атмосферным, то для этого мотора разработчики применили турбонаддув с последующим охлаждением нагнетаемого воздуха. Стоит отметить, что это и позволило увеличить мощность, не прибегая к увеличению рабочего объема. В тягачах КамАЗ-5410 этот мотор появился только через несколько лет, заменив агрегат КамАЗ-740.10-210. Вместе с улучшением характеристик удалось также улучшить и экологичность двигателя. Теперь он соответствует экологическим требованиям Евро-1.
Характеристики КамАЗ-740.11-240:
- Рабочий объем – 10.86 л;
- Максимальная мощность – 240 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
- Наибольший крутящий момент – 834 Н.м. (при 1400 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры КамАЗ-740.11-240:
- Длина – 1103 мм;
- Ширина – 908 мм;
- Высота – 965 мм.
Но помимо этих двигателей, некоторые версии седельного тягача КамАЗ-5410 были укомплектованы дизельным двигателем марки БМЗ-31.06.01. Это шестицилиндровый двигатель с рядной компоновкой цилиндров, разработанный Белгородским моторным заводом. Уже с завода агрегат был оснащен системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, что при рабочем объеме в 9.5 литров позволяло ему развивать максимальную мощность на выходе в 260 лошадиных сил. БМЗ-31.06.01 был не только более мощным, чем КамАЗовские варианты, но и экологичным. В этом плане он соответствует требованиям Евро-2.
Эксплуатационный ресурс
По заявлениям Камского автомобильного завода, силовой агрегат марки КамАЗ-740.10-210 обладает эксплуатационным ресурсом в 400 тысяч километров, что было в то время очень неплохим показателем. После этого требовалось проводить капитальный ремонт силового агрегата. Для проведения планового технического обслуживания был установлен интервал в 15 тысяч километров, однако в зависимости от условий эксплуатации он мог, как увеличиваться, так и уменьшаться.
В двигатель КамАЗ-740.11-240 помимо улучшенных мощностных характеристик производитель заложил внушительную прочность, что обеспечило двигателю эксплуатационный ресурс в 800 тысяч километров, что в два раза превышает показатель предыдущего двигателя. Но несмотря на это, интервалы проведения планового технического обслуживания остались практически теми же и составляют от 15 до 25 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
Топливный бак
Изначально седельный тягач КамАЗ-5410 оснащался топливным баком с объемом в 250 литров. Но расход у машины был довольно большим, из-за чего этого объема в некоторых случаях не хватало. В связи с этим конструкторы внесли изменения в автомобиль, установив новый топливный бак с увеличенным до 350 литров объемом. Он стал стандартным оснащением. В более дорогих модификациях вместо него устанавливали 500-литровый резервуар, что позволяло автомобилю преодолевать внушительные расстояния без остановок на дозаправку.
Расход топлива
Как описывалось ранее, КамАЗ-5410 не мог похвастаться экономичностью. Модель имела очень большой даже для того времени расход. В разгруженном состоянии расход топлива у грузовика варьировался в пределах от 30 до 40 литров на 100 километров пробега.
В случае же с полной загрузкой прицепа и при работе в сложных погодных условиях средний расход топлива значительно увеличивался и мог составлять более 50 литров на 100 километров пробега.
КПП
К любой из предлагаемых силовых установок предлагалась пятиступенчатая механическая коробка передач, имеющая дистанционное управление посредством механических приводов. В данной КПП конструкторы применили делитель, представленный дополнительной двухступенчатой коробкой, установленной между сцеплением и самой КПП. Благодаря делителю число передач в трансмиссии возрастало до 10, что давало водителю более расширенные возможности при эксплуатации автомобиля.
С двигателем коробка передач соединена при помощи фрикционного двухдискового сцепления сухого трения, имеющего диаметр фрикционных накладок в 350 миллиметров. Система сцепления обладает классическим гидравлическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Дальнейшую передачу крутящего момента на задние ведущие мосты обеспечивают карданные валы. Сначала вал приходит на первый мост задней тележки, а с него выходит еще один небольшой вал, соединенный со вторым мостом. Подобная схема используется и на остальных грузовиках Камского автомобильного завода.
С целью увеличения проходимости на ведущих мостах были применены блокируемые дифференциалы, управление которыми осуществляется посредством электропневматического либо только пневматического привода. Главная передача имеет передаточное число 5.43.
Тормозная система
В модели КамАЗ-5410 используется пневматическая тормозная система. Необходимое давление в контурах системы поддерживает специальный компрессор, работающий от силовой установки тягача. На всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы, диаметром в 400 миллиметров. Внутри каждого барабана располагается по две тормозные накладки, ширина которых составляет 140 миллиметров для каждой. Если взять в расчет все тормозные механизмы автомобиля, то суммарная площадь тормозных накладок достигает 6300 сантиметров, что обеспечивает очень эффективное и быстрое торможение.
Управление основной тормозной системы осуществляется ножной педалью. Для стояночного тормоза предусмотрен специальный рычаг. Стояночный тормоз оказывает влияние только на тормозные механизмы задних мостов. И если для работы основной системы используются различные ее элементы, то работу стояночной обеспечивают только пружинные энергоаккумуляторы, расположенные на задней тележке.
Все модификации тягача имеют комбинированный привод для тормозной системы используемых полуприцепов. Гидрофицированная же модификация, специально для работы со специализированными полуприцепами, была оборудована двухпроводной схемой тормозов.
Ходовая часть
Неплохую плавность хода данному грузовику обеспечивает зависимая рессорная подвеска переднего моста. Она обладает двумя продольно расположенными рессорами полуэллиптического профиля и двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Рессоры отвечают за мягкость при движении по неровностям, когда амортизаторы сокращают вертикальные колебания.
Для задней тележки была применена рессорно-балансирная подвеска. В ее состав входят две продольно расположенные полуэллиптические рессоры и шесть реактивных штанг.
Все мосты автомобиля укомплектованы бездисковыми колесами, имеющими размер размером 7,0-20 (178-508). Они обладают пневматическими радиальными шинами размером 9.00R20 (260R508).
Рамная конструкция
Основой тягача являются два лонжерона со швеллерным профилем и пять поперечин, соединенные в единую конструкцию при помощи специальных заклепок. При изготовлении данных элементов была применена 8-миллиметровая листовая сталь, сформированная в отдельные детали методом штамповки.
В передней части рамной конструкции присутствует буфер и две буксирные вилки. Самую заднюю же поперечину рамы оснастили жестким тягово-сцепным устройством. Наличие такого устройства позволяет тягачу буксировать, как обыкновенные прицепы, так и неисправные автомобили. Над тележкой же расположилось седельно-сцепное устройство, предназначенное уже только для полуприцепов.
Габаритные размеры:
- Полная длина – 6180 мм;
- Полная ширина – 2500 мм;
- Полная высота – 2830 мм;
- Длина колесной базы – 2840 мм;
- Длина колесной базы задней тележки – 1320 мм;
- Ширина передней колеи – 2050 мм;
- Ширина задней колеи – 1890 мм;
- Дорожный просвет – 280 мм;
- Высота седельно-сцепного устройства – 1280 мм;
- Наименьший радиус разворота – 9800 мм.
Масса и грузоподъемность
Седельный тягач КамАЗ-5410 в полностью снаряженном состоянии обладает массой в 6650 килограмм, из которых 3350 килограмм опирается на переднюю ось, а 3300 на заднюю тележку. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство составляет 8100 килограмм.
Тягач способен буксировать полуприцепы с полной массой до 14500 килограмм. При этом полная масса самого тягача доходит до 14900 килограмм, из которых 3940 опирается на переднюю ось и 10969 на заднюю тележку. Что касается всего автопоезда, то его полная масса составляет 25900 килограмм.
Электропитание
Вся электропроводка данного автомобиля использует однопроводную схему, как и у других грузовиков Камского автомобильного завода, даже современных. Хоть кабина не имеет современной электроники и оснащена только аналоговыми приборами, но для их функционирования все равно требуется напряжение бортовой сети в 24 Вольта.
Для этого предусмотрено два источника питания:
- АКБ. На заглушенном двигателе необходимое напряжение обеспечивают две свинцовые аккумуляторные батареи емкостью 190 Ампер-часов. Каждая батарея выдает номинальное напряжение в 12 Вольт. Чтобы добиться 24-вольтового напряжения разработчики применили последовательную схему подключения этих аккумуляторов. Помимо работы бортовых электроприборов аккумуляторы также подают питание на стартер двигателя.
- Генератор. В электросистеме грузовика установлен генератор мощностью в 800 Ватт. Он обеспечивает дальнейшее функционирование всех бортовых и внешних электроприборов на заведенном двигателе. Номинальное напряжение используемого генератора составляет 28 Вольт, из которых 24 уходит в бортовую сеть, а остальное на зарядку аккумуляторных батарей в процессе работы автомобиля.
Данную схему используют практически все грузовики, выпущенные после КамАЗ-5410, включая современные версии, оборудованные различными электронными системами и прочим оборудованием. Характеристики аккумуляторов всегда одни и те же, но мощность генератора в некоторых моделях может составлять не только 800 Ватт, е еще 1000 и 2000.
Особенности
Хоть КамАЗ-5410 и обладает весьма невзрачным дизайном, у него присутствуют уникальные для своего времени технические характеристики, благодаря чему автомобиль без особых затруднений справляется с большим тоннажем в прицепах и полуприцепах, и при этом не теряет управление, скорость и мощность. Все это и компенсирует проблему с внешним видом. Специалисты Камского автомобильного завода сосредоточились больше на безопасной и устойчивой к различным дорожным и погодным условиям машины, и это получилось у них успешно.
Советский тягач существенно уступает своим современным аналогам по плавности хода при движении по неровным покрытиям. Однако стоит отметить, что разрабатывался данный автомобиль с возможностью работы по любому типу покрытия, включая асфальт, грунт и даже бездорожье. Поэтому сомнительную плавность хода сложно назвать недостатком, поскольку она является некой особенностью конструкции.
Двигатели обладают внушительным эксплуатационным ресурсом, что обеспечивает повышенную надежность. Не менее надежной вышла и трансмиссия грузовика, использующая качественные и мощные детали, отличающиеся высоким запасом прочности. Но из-за отсутствия современных диагностических систем, некоторые неисправности практически невозможно заметить на начальных этапах.
Камский автозавод разработал помимо базовой версии и несколько модифицированных, способных работать как в северных регионах, где температура опускается очень низко, так и в зонах с тропическим климатом.
Во всех модификациях используется бескапотная кабина. Главной особенностью ее конструкции является превосходная обзорность с рабочего места. Среди других особенностей кабины следует отметить большой объем свободного пространства, понятные и читаемые в любых условиях приборы, подпружиненное сидение водителя, эффективную отопительную систему и так далее. Дополнительно кабина КамАЗ-5410 могла быть оснащена ремнями безопасности и другими полезными опциями.
Недостатки
Большинство недостатков тягача КамАЗ-5410 в первую очередь связаны с его возрастом. Серийное производство прекратилось еще в 2000-х годах, однако выпущенные в 1980-е годы машины продолжают работать и в настоящее время.
Но эксплуатационный ресурс всех агрегатов уже практически выработан, а металл потерял с годами первоначальные свойства. В связи с этим техника очень склонна к различным поломкам и неисправностям, причем некоторые проблемы неизлечимы. Например, любой тягач тех лет имеет постоянные течи масла с двигателя, коробки передач, а иногда и мостов. Пневматическая система уже не удерживает долгое время необходимое давление, поскольку резиновые уплотнители уже стали рыхлыми и негерметичными. Также нередко наблюдаются поломки и в механизме рулевого управления. Если взять любой грузовик, то у него обязательно будет большой люфт руля.
Представленные проблемы являются результатом времени и суровой эксплуатации. Что касается уже заводских недостатков, то они следующие:
Большой расход топлива. По сравнению с появившимися позже аналогами, КамАЗ-5410 расходует действительно очень много топлива. В зависимости от степени загрузки и погодных условий средний расход может доходить до 50 литров, а иногда и выше;
Устаревшая кабина. Это касается не только внешнего вида, который здесь выполнен максимально просто и угловато, но и внутреннего пространства. В кабине сильно прослеживается минимализм. Помимо этого кабина очень шумная, что при длительной работе вызывает утомляемость. Если у водителя установлено подпружиненное сидение, сглаживающее дорожные неровности, то у пассажиров сидения закреплены жестко к полу, из-за чего даже малейшая тряска ощущается всем телом.
Цена
КамАЗ-5410 для своего времени был очень удачным и продуманным седельным тягачом, имеющим действительно очень большую выносливость и прочность, что позволило многим экземплярам того времени дожить до наших дней. Несмотря на прекращение серийного производства данной модели, техника также нередко применяется во многих современных сферах. Однако таким спросом, как ранее, КамАЗ-5410 уже давно не пользуется, поэтому на вторичном рынке можно заметить, что некоторые объявления висят уже очень долго. Но это обусловлено не тем, что модель морально устаревшая и не комфортная по современным меркам, а тем, что доступные сейчас варианты уже выработали свой максимальный ресурс или близки к этому, что в свою очередь значительно снижает надежность.
В связи с этим стоимость на тягачи сильно упала. За версию, выпущенную в период 1980-х годов, просят от 140 тысяч до 200 тысяч рублей. Автомобили, выпущенные в 1990-х годах, обойдутся покупателю по стоимости в пределах от 250 до 450 тысяч рублей. Что касается машин последних лет выпуска, то они доступны по средней стоимости в пределах от 500 тысяч и до 800 тысяч рублей. Очень редко ценник доходит до миллиона.
Следует помнить, что на стоимость тягача влияет ряд факторов, основными из которых являются год выпуска, техническое состояние, ну и пройденный пробег.
Отзывы владельцев и водителей
- Машина 1992 года, в эксплуатации с 2012 года. До меня было несколько владельцев, так что Камаз 5410 мне достался не в лучшей форме, так сказать. Более того, последние годы пылился на улице. Перед началом использования пришлось заменить потрескавшиеся патрубки и шланги, резину, устранить люфты в рулевых тягах, а также заменить гудящий мост. И еще были проблемы с тормозной системой, т. к. машина тормозила только двумя колесами. В течение четырех лет Камаз был частично восстановлен. В общем, привел его в более-менее божеский вид. На это понадобилась колоссальная сумма средств, сил и нервов. Но ради этого стоило попотеть, т. к. сейчас машина на полном ходу и приносит стабильную прибыль. 210-сильный дизель однажды подвергался капремонту. Заодно и установил поддержанную турбину, которая через некоторое время стала плеваться маслом. В общем, пришлось купить новую импортную. На трассе разгоняюсь до 75 км/час, но при необходимости можно и 90 км/час, если смириться с расходом 45 литров на 100 км. И это с 210-сильным двигателем!
- У меня Камаз 5410 с 2014 года. На его восстановление ушли годы, но результат меня не разочаровал. Усилил кузов и подвеску, а также перекрасил кабину и доработал ее антикором. Установил предпусковой подогреватель ДВС и автономный отопитель салона, а также систему вентиляции. Кроме того, перебрана подвеска и коробка передач, а также проделан капитальный ремонт двигателя. Усилены рессоры, доработана шумоизоляция салона, установлены более высокопрофильные и зубастые шины для улучшения проходимости. К восстановлению кабины я отнесся со всей серьезностью, т. к. она прогнила по всему периметру. Приборная панель заменена на обновленную от рестайлингового Камаза. С новой оптикой стала лучше дальность и эффективность освещения, а на новых сиденьях с пневмоподвеской стало гораздо комфортнее. Еще со временем облагородил спальник, на котором можно задремать на перерыве. Занимаюсь доставкой лесных материалов по разным точкам выгрузки. Родной прицеп для этих задач не годился, поэтому пришлось найти другой от Маза – его длина 13 метров, а нагрузка на переднюю ось составляет 10 тонн.
- Камаз 5410 достался мне с 10-метровым прицепом, который со временем был заменен на 12-метровый в связи с увеличением объема заказов. Благодаря этому машина уже давно окупилась и стала приносить стабильную прибыл. Установлена 280-ая резина, а также 50-зубовые редуктора – они более тяговитые (раньше стояли 48-ые). 740-й двигатель никоим образом не дорабатывался, т. к. форсировать его – все равно что сократить ресурс. Двигатель и без этого немало повидал в своей жизни, учитывая пробег 290 тыс. км. Машина исправно справляется с перевозкой грузов в сельской и городской местности. Гружу по 10-15 тонн в зависимости от типа груза. Мотор хоть и выдает всего 210 л. с., но радует тепловозной тягой. И все же, даже если стараться ехать на низких и средних оборотах, расход топлива все равно будет не меньше 40 литров на 100 км. В худшем случае, например зимой, получиться 45 литров. На легком бездорожье и вовсе 50 литров. Исходя из этого, неудивительно, почему потребовалась установка дополнительного бензобака в дополнение к основному на 500 литров. Бывают неполадки по мелочи, но при наличии прямых рук можно отремонтировать хоть в полевых условиях.
- Работаю на Камазе 5410 1994 года, являюсь его владельцем с 2015 года. Машина все еще актуальная. Почему именно эта модель? Да потому что она более простая в обслуживании в сравнении с более современными Камазами, с дуру напичканными умной электроникой в угоду современным тенденциям. Но ведь всем известно, что на старом фундаменте ничего нового не построить. Так что 5410 – правильный выбор, по крайней мере для моих задач. У меня версия с дизелем 210 л. с. и пятиступенчатой механикой. На авторазборках есть все необходимые запчасти. Мне удалось урвать экземпляр за 220 тыс. рублей – с местами ржавой кабиной, неполадками в подвеске, но зато на ходу. Коробку и двигатель капиталить не пришлось. 210-сильный дизель на удивление хорош с точки зрения тяги – наверное, благодаря большому рабочему объему в 11 литров. Универсальный тягач на все времена – это про Камаз 5410, сколько бы я его не перегружал. На всякий случай усилены рессоры и установлены более зубастые покрышки. Основа данного автомобиля совместима с любой платформой – самосвалом или рефрижератором, без разницы. Мне удалось потрудиться на всех модификациях, т. к. была такая возможность. Раздражают только мелкие поломки.
- У меня Камаз 5410 90-ых годов. Ухоженный бортовой грузовик достался мне на полном ходу. Покупал специально для городских грузоперевозок. Можно грузить по 15 тонн, если не больше, но в последнем случае надо быть готовым к скорой замене элементов подвески. Дизель объемом 11 литров обеспечивает широкий рабочий диапазон благодаря львиной тяге, как у трактора. Исходя из этого, ни о какой разгонной динамике говорить не приходиться. В лучшем случае, удастся достичь 70 км/час, но это будет целая вечность – особенно при максимальной загрузке. Несмотря на малую мощность, двигатель очень прожорливый ввиду своей устаревшей конструкцией. Максимум получается 50 литров на 100 км. И все же, машина уже давно окупилась и приносит устойчивую прибыль с минимальными издержками и форс-мажорами. Это говорит о многом. Например, в плане надежности данный автомобиль наверняка обрадует явных мастеров своего дела, в т. ч. и по части ремонта – эти навыки никогда не окажутся лишними. Несмотря на колоссальный уровень шумов, вибраций и других посторонних звуков, эта рабочая лошадка все равно доставляет удовольствие, особенно после окончания рабочего дня чувствуется такое облегчение!
- Нашел на вторичке Камаз 5410 1992 года, с полным набором доработок снаружи и внутри. Да уж, надо признать, предыдущие владельцы зря не сидели, а дорабатывали машину в поте лица и вот что из этого получилось: установлена новая кабина без следов коррозии, заменены и усилены элементы подвески, включая рессоры, установлены новые колеса (благодаря их более высокому профилю увеличился клиренс), а также более комфортное сиденье водителя на пневмоподвеске. Кроме того, машина оснащена дополнительным бензобаком, с которым значительно увеличивается запас хода. Это было необходимо сделать, т. к. машина съедает под 50 литров при пиковой нагрузке. 210-сильный дизель – абсолютно родной и с ним ничего не делали, ну разве что установлен предпусковой подогреватель, с которым происходит меньше проблем при запуске в минус 25 градусов. Отопитель салона быстро прогревает компактную кабину. Наличие шумоизоляции позволяет хоть как-то оценивать комфорт, который действительно есть в этом Камазе. При загрузке 15 тонн машине едет более мягко и меньше рыскает, а в пустом состоянии приходиться чаще подруливать, а также возникает больше шумов и стуков. На затяжных подъемах Камаз двигается черепашьим ходом, и здесь спасает разве что больший рабочий объем ДВС, нежели мощность. В плане ремонтопригодности этот Камаз один из лучших в своей ценовой категории.