КамАЗ-53213 технические характеристики

 

КамАЗ-53213 является трехосным грузовым автомобилем, выпускаемым Камским автозаводом в двух основных исполнениях. Это может быть как версия универсального шасси, так и бортовой тягач. В первом случае, грузовик является модификацией автомобиля КамАЗ-53211, ну а во втором одной из версий КамАЗ-212.

Первые серийные грузовики покинули конвейер еще в 1979 году. Техника очень быстро набрала популярность и стала применяться во многих сферах. Главными особенностями этого грузовика является вполне неплохая проходимость, ну и, конечно же, универсальность, поскольку на шасси помимо стандартного бортового кузова не редко устанавливались и другие виды надстроек.

Стоит отметить, что до 2000-х годов автомобиль КамАЗ-53213 был одним из самых популярных. Помимо этого у него практически не было конкурентов. Но позже на рынке появилась более современная и производительная техника, причем не только отечественного производства, но также и от многих иностранных производителей. Несмотря на это, КамАЗ-53213 пользуется немалым спросом и в настоящее время.

Назначение

В период с 1980-х по 2000-х годы грузовой автомобиль КамАЗ-53213 можно было встретить практически везде. За счет своих отличных мощностных показателей, грузоподъемности и прочих характеристик модель пользовалась большой популярностью во многих сферах. Причем в каждой из них использовались разные модификации.

Например, в строительстве применялся не только бортовой грузовик, но и самосвал, выполняющий перевозку сыпучих грузов с последующей разгрузкой. Вместе с ними работали и автокраны, построенные на базе универсального шасси КамАЗ-53213. Такие модификации выполняли уже погрузочно-разгрузочные работы. Стоит отметить, бортовые и самосвальные модификации могли работать в паре с прицепами, что позволяло перевозить еще больше какого-либо груза. В дорожно-ремонтных работах одними из основных стали все те же бортовые грузовики и самосвалы, выполняющие также перевозку различных грузов.

В сельских хозяйствах наибольшим спросом пользовалась модификация зерновоза. Это обусловлено тем, что в отличие от привычных ЗиЛов и ГАЗов, КамАЗ обладает более высокой грузоподъемностью и значительно увеличенной грузовой платформой. Кстати, платформа такого грузовика зачастую имеет боковую разгрузку и откидные боковые борта. Вместе с грузовиком мог применяться как обычный прицеп, так и специальный с аналогичной конструкцией грузовой платформы.

Коммунальными службами нередко применялись модификации, оснащенные сразу двумя автоцистернами. Они предназначались для откачки каких-либо жидкостей и дальнейшей их перевозки.

Несколько модификаций было разработано и специально для пожарных служб.

Хоть серийное производство данного грузового автомобиля давно завершилось, а на рынке присутствуют более современные аналоги, оставшиеся экземпляры до сих пор используются для выполнения многих задач.

Модификации

Кроме базового грузовика существует и несколько модифицированных версий, среди которых наиболее распространенными являются:

Галичанин КС-4572А.

Данная модификация представляет собой автокран. Основным предназначением такой версии являются погрузочно-разгрузочные работы. На шасси установлено специальное гидравлическое оборудование. Длина стрелы варьируется в пределах от 9700 до 21700 миллиметров;

АКП-30.

Является автоподъемником. Здесь также используется специальное гидравлическое оборудование. Однако, в отличие от предыдущей модификации эта модель применяется в пожарных частях;

АП-5.

Также представляет собой пожарную модификацию, осуществляющую порошковое тушение;

ТА 100-0.4/30.

Является электротеплоагрегатом, применяемым на аэродромах для передачи электроэнергии.

Кабина

Модель оснащена классической трехместной кабиной с цельнометаллической конструкцией. Она имеет круглые фары головного освещения, установленные на передней решетке. Дневные ходовые огни и указатели поворота совмещены и также имеют круглую форму. Они установлены уже на переднем бампере. Кстати, сам бампер выполнен максимально просто и внешне напоминает обычный отбойник. В центральной его части снизу присутствует металлическая петля, используется в качестве подножки для самостоятельной очистки лобового стекла снаружи.

Салон отличается простотой и минимализмом. Спереди установлена широкая угловатая панель, на которой в зоне рабочего места водителя размещены аналоговые стрелочные приборы. Стоит отметить, что ничего лишнего здесь нет, присутствуют только самые необходимые индикаторы. Двери оснащены ручными стеклоподъемниками и открываемыми форточками, служащими в качестве вентиляции. Рулевое колесо большое, двухспицевое. Подрессоренное водительское сидение имеет несколько настроек положения. Пассажирские же сделаны еще проще. Хорошую обзорность обеспечивает широкое лобовое стекло, состоящее из двух частей. Под ним присутствует двухщеточный стеклоочиститель с несколькими рабочими режимами. Для дополнительной вентиляции в крышу был вмонтирован небольшой открываемый люк.

В зависимости от модификации грузовик может оснащаться как короткой, так и удлиненной кабиной. Во втором случае внутри может быть установлено спальное место, позволяющее водителю отдыхать в свободное от дороги время.

Для 1980-х и 1990-х годов кабина данного грузовика была очень комфортной и эргономичной. В ней присутствует шумоизоляция, сокращающая уровень посторонних шумов при работе. Комфортные условия работы в зимнее время года обеспечивает довольно неплохая отопительная система и стандартная теплоизоляция кабины.

Грузовая платформа

Стандартная модель укомплектована металлической грузовой платформой, имеющей задний и боковые откидные борта. Некоторые версии дополнительно оснащались тентовым каркасом, защищающим перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Конструкция бортовой платформы имеет длину в 6090 миллиметров и ширину в 2420 миллиметров. При этом высота бортов составляет 730 миллиметров, как и у многих других аналогичных грузовиков Камского автозавода.

Кроме этого на шасси грузовика устанавливались и другие виды надстроек. Аналогом бортовой версии с тентом является фургон, который может быть как металлическим, так и деревянным. Другими вариантами являются гидравлические подъемники и крановые установки, автомобильные цистерны, самосвальные платформы и многое другое.

Технические характеристики

Двигатель

Под кабиной грузовика КамАЗ-53213 установлена одна из нескольких силовых установок. Все используемые двигатели были разработаны специалистами Камского автомобильного завода и применялись не только на данной модели, но и на многих других. В эту линейку входят:

КамАЗ 740.11-210. Это дизельный восьмицилиндровый силовой агрегат, обладающий V-образной конструкцией. Конструкторы оснастили его системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Его главными особенностями являются технология воспламенения топлива от сжатия и система жидкостного охлаждения. Мотор имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-1.

Характеристики КамАЗ-740.10-210:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 210 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-740.10-210:

  1. Длина – 1150 мм;
  2. Ширина – 893 мм;
  3. Высота – 1007 мм.

КамАЗ 740.11-240. Представляет собой восьмицилиндровую силовую установку с V-образной компоновкой цилиндров, работающую на дизельном топливе. Этот двигатель укомплектован турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Помимо этого он имеет систему жидкостного охлаждения и соответствие с экологическими требованиями Евро-1.

Характеристики КамАЗ-740.11-240:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 240 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 834 Н.м. (при 1400 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-740.11-240:

  1. Длина – 1103 мм;
  2. Ширина – 908 мм;
  3. Высота – 965 мм.

КамАЗ-7403.10-260. Является восьмицилиндровым дизельным двигателем с V-образным расположением цилиндров. Здесь также присутствует технология воспламенения топлива от сжатия, система турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и жидкостная система охлаждения. Силовой агрегат КамАЗ-7403.10-260 имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-0.

Характеристики КамАЗ-7403.10-260:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 260 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 16.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-7403.10-260:

  1. Длина – 1160 мм;
  2. Ширина – 900 мм;
  3. Высота – 1100 мм.

Эксплуатационный ресурс

Двигатели марки КамАЗ-740.10-210 и КамАЗ-740.11-240 обладают эксплуатационным ресурсом в 800 тысяч километров до капитального ремонта. Производитель рекомендует проводить плановое техническое обслуживание каждые 15-20 тысяч километров пробега, но возможно и раньше при эксплуатации в суровых условиях.

Силовой агрегат марки КамАЗ-7403.10-260 отличатся меньшим эксплуатационным ресурсом, который составляет 400 тысяч километров. Однако интервалы проведения технического обслуживания у него составляют все также 15-20 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Топливный бак

Стандартная версия грузовика КамАЗ-53213 использует один топливный бак, объем которого составляет 250 литров. Но в некоторых модификациях применяются одновременно два резервуара, имеющие объем в 350 и 210 литров. В совокупности это позволяет грузовику преодолевать довольно большие дистанции без остановок на дозаправку.

Расход топлива

В среднем КамАЗ-53213 расходует около 27 литров дизельного топлива на каждые 100 километров. Это при движении со скоростью в 70 километров в час.

В случае, когда автомобиль буксирует прицеп, данный показатель в среднем составляет 35 литров на 100 километров пробега, но в самых суровых условиях эксплуатации может приближаться и к 40 литрам на 100 километров.

КПП

В составе трансмиссионной системы присутствует пятиступенчатая механическая коробка передач собственного производства, имеющая двухступенчатый делитель. Благодаря наличию делителя удалось удвоить количество доступных передач, что положительно отразилось на эксплуатационных возможностях грузовика. КПП имеет синхронизаторы на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторами дополнен и делитель. Коробка передач грузовика КамАЗ-53213 имеет следующие передаточные числа:

  • 1Н – 7.82;
  • 1В – 6.38;
  • 2Н – 4.03;
  • 2В – 3.29;
  • 3Н – 2.50;
  • 3В – 2.04;
  • 4Н – 1.53;
  • 4В – 1.25;
  • 5Н – 1.00;
  • 5В – 0.815;
  • ЗХН – 7.38;
  • ЗХВ – 6.02.

Главная передача является двойной. Она имеет передаточное соотношение 6.53.

Кроме этого короба передач имеет двухдисковое фрикционное сухое сцепление, оснащенное гидравлическим приводом выключения и пневматическим усилителем.

Ведущие мосты приводятся в действие при помощи двух карданных валов, как и на других грузовиках Камского автозавода.

Тормозная система

Для данной модели была применена пневматическая тормозная система, обладающая двумя раздельными контурами. Один из них отвечает за работу передних тормозов, когда второй обеспечивает функционирование тормозных механизмов задних мостов. Как и у других грузовиков, здесь используется четыре тормоза:

  1. Основной. За управление этого тормоза отвечает ножная педаль. Система управляет всеми тормозными механизмами и позволяет как сбросить скорость передвижения, так и полностью остановить грузовик;
  2. Вспомогательный. Является необходимой системой при преодолении затяжных спусков. В отличие от основного тормоза здесь главную роль играет уже силовая установка и трансмиссия. При включении в двигатель прекращается подача топлива, что в результате и препятствует свободному вращению колес. Включается такая система при помощи специальной кнопки, размещенной под рулевой колонкой;
  3. Стояночный. Включается такой тормоз специальным краном, установленным возле водительского сидения. Используется во время длительных остановок. Основными элементами данного тормоза являются пружинные энергоаккумуляторы, установленные на мостах задней тележки. При помощи стандартных тормозных механизмов энергоаккумуляторы позволяют полностью заблокировать колеса на длительное время;
  4. Запасной. Является чем-то средним между основным и стояночным тормозом. Используется в случае неисправности или же полного отказа основных тормозов. Замедление грузовика осуществляется посредством тех же пружинных энергоаккумуляторов. За включение запасного тормоза отвечает рычаг стояночного, но только в промежуточном положении.

Сами же тормозные механизмы основной системы представлены барабанами с двумя тормозными накладками в каждом. Диаметр барабана составляет 400 миллиметров, ну а ширина тормозных накладок 140 миллиметров. Общая площадь тормозных накладок достигает 6300 квадратных сантиметров.

Также тормозная система имеет несколько пневматических выводов, позволяющих при буксировке прицепов задействовать их тормозные механизмы.

Ходовая часть

КамАЗ-53213 построен на классической рамной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и поперечин. Стоит отметить, что при изготовлении лонжеронов была применена специальная высокопрочная сталь, что обеспечивает повышенную стойкость к высоким нагрузкам. Дополнительные усиления получила также и грузовая платформа автомобиля.

Спереди грузовик использует зависимую рессорную подвеску. Ее конструкция состоит из двух продольно расположенных пакетов рессор полуэллиптического профиля, двух гидравлических телескопических амортизаторов двустороннего действия, а также стабилизатора поперечной устойчивости, обеспечивающего повышенную угловую жесткость подвески.

Задняя тележка соединена с рамой посредством рессорно-балансирной подвески, в состав которой также входят две продольно расположенные рессоры полуэллиптического профиля и реактивные штанги, обеспечивающие улучшенную устойчивость. В целях повышения максимальной грузоподъемности грузовика конструкторы оснастили рессоры задней подвески дополнительными усилениями.

На всех мостах установлены бездисковые колеса, имеющие пневматические камерные шины. Сами колеса имеют размер 7.5-20 (190-508), а шины 10.00R20 (280R508).

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 8000 мм;
  2. Полная ширина – 2500 мм;
  3. Полная высота – 2962 мм;
  4. Длина колесной базы – 3690 мм;
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1320 мм;
  6. Ширина передней колеи – 2026 мм;
  7. Ширина задней колеи – 1850 мм;
  8. Дорожный просвет – 285 мм;
  9. Наименьший радиус разворота – 10000 мм.

Размеры грузовой платформы

  1. Внутренняя длина – 6090 мм;
  2. Внутренняя ширина – 2420 мм;
  3. Высота бортов – 730 мм.

Масса и грузоподъемность

Полностью снаряженный автомобиль КамАЗ-53213 имеет массу в 7000 килограмм. На передний мост в таком случае приходится нагрузка в 3520, а на заднюю тележку в 3480 килограмм. Максимальная грузоподъемность грузовика составляет 11075 килограмм. При этом полная масса достигает 18225 килограмм, из которых 4500 опирается на передний мост, а нагрузка в 13725 килограмм на заднюю тележку.

Электропитание

Напряжение в бортовой сети грузовика составляет 24 Вольта. В составе электросистемы присутствует две свинцовые стартерные аккумуляторные батареи марки 6СТ-190ТМ (но были также и 6СТ-190ТР) и генератор марки Г-273. За запуск силового агрегата отвечает стартер марки СТ142-Б

Аккумуляторы обеспечивают бортовую сеть необходимым напряжением на заглушенном двигателе, а также позволяют произвести его запуск. Каждый аккумулятор имеет емкость в 190 Ампер-часов и номинальное напряжение в 12 Вольт. Обе батареи соединены по последовательной схеме.

Генератор же выдает номинальное напряжение в 28 Вольт. Помимо питания бортовой сети, он также обеспечивает и подзарядку аккумуляторов в процессе работы. Его мощность составляет 1000 Ватт.

Особенности

Трехосный КамАЗ-53213 в свое время был очень популярной техникой, применяемой во многих областях. Помимо стандартного бортового исполнения, на базе грузовика создавались различные модификации, оборудованные специальными надстройками, что делало его пригодным для эксплуатации практически везде, начиная от строительства и заканчивая сельскими хозяйствами.

Бескапотная компоновка кабины, высокая посадки и широкое лобовое стекло позволили добиться отличной обзорности с рабочего места. Что касается комфортабельности кабины, то на момент выпуска, этот показатель был очень высоким. Приборная панель хоть и простая, но очень информативная и эргономичная. Штатный отопитель обладает высокой эффективностью. Кроме этого в некоторых комплектациях присутствует полноценное спальное место, благодаря чему водитель может отдохнуть в свободное от работы время.

Многие владельцы нередко отмечают высокую грузоподъемность автомобиля и внушительную стойкость к суровым условиям эксплуатации. Конструкция грузовика способна выдержать даже большой перегруз, что неоднократно подтверждалось на практике. Однако при частой такой эксплуатации в раме появлялись трещины, да и сама конструкция деформировалась.

Недостатки

Основными недостатками КамАЗ-53213 на данный момент являются:

  1. Низкий уровень комфорта;
  2. Большой расход топлива;
  3. Частые поломки;
  4. Постоянные масляные течи;
  5. Недостаточная мощность.

Цена

В настоящее время не осталось грузовых автомобилей КамАЗ-53213 с нулевым пробегом, однако на вторичном рынке присутствует большое количество предложений подержанных машин в разном техническом состоянии.

За грузовики, выпущенные в период с 1989 по 1992 год, владельцы просят от 270 тысяч и о 330 тысяч рублей. Стоимость вариантов, выпущенных с 1996 по 1998 год, варьируется в пределах от 340 тысяч и до 390 тысяч рублей. На ценник грузовика влияет не только год выпуска, но также техническое состояние и его пробег.

Отзывы владельцев и водителей

  • Камаз 53213 у меня с 2015 года. Машина 2002 года выпуска, используется для собственных нужд. Изначально это была бортовая модификация, позже превращенная в сельхозник. 240-сильынй камазовский дизель обладает достаточным потенциалом для того, чтобы тягать по 12 тонн груза, а также 20 тонн при наличии прицепа. Один раз был проведен капремонт двигателя – из-за того, что внезапно потек тосол. После рабочего дня загнали в гараж и обнаружили потрескавшиеся поршни в количестве 5 шт. В результате решили сделать капиталку. На тот момент пробег составлял 250 тыс. км. Остальные неисправности – в основном по мелочи, хотя нагрузки довольно таки серьезные. Заменили барабан и резину (поставили импортную). Спереди стоит бескамерная резина. Еще дополнительно установлены противотуманные фары. Штатное сиденье мне показалось некомфортным из-за отсутствия пневмоподушки, а также тряской подвески. А после пары тяжелых рейсов с очень плохими дорогами я уже не выдержал и купил импортное сиденье Grammer. Оно мне обошлось в 30 тыс. рублей – дорого, зато небо и земля по сравнению с камазовской «табуреткой». В салоне установлен автономный обогреватель с производительностью фена 3 кВт – этого с запасом хватает для весьма компактной камазовкой кабины. В мороз такой отопитель греет без проблем.
  • Работаю на Камазе 53213 с колесной формулой 6х4. Машина в исполнении бензовоз имеет грузоподъемность 12 тонн и подходит для эксплуатации по городским и полевым дорогам. Для этого моя машина оборудована специальными покрышками с крупным диаметром и глубоким протектором. 240-сильного дизеля хватает для разгона до 80 км/час. При этом тягач способен преодолевать 30-процентные затяжные подъемы. Шины – камерные пневматические. Дизель потребляет от 35 до 40 литров в зависимости от нагрузки. Передняя зависимая подвеска с рессорами не доставляет внеплановых забот. А вот задняя балансирная подвеска склонна к поломкам, из-за чего приходиться чинить посреди дороги. Но с ремонтопригодностью проблем нет. Тормозные камеры – с пружинными энергобатареями, а ручник имеет пневматический привод. Еще есть запасной тормоз, который конструктивно совмещен со стояночным тормозом. В кабине установлено бесформенное сиденье, в котором быстро затекает спина. Я бы первым делом установил новое кресло, будь эта машина лично моя. Да и кабина словно картонная – шумоизоляция отсутствует, но для работы сойдет.
  • У меня Камаз 53213 с пробегом 190 тыс. км. Машина используется в сельском хозяйстве для перевозки свеклы, зерна и прочего продовольствия. Машина досталась мне в нормальном состоянии, поэтому «изобретать велосипед» не понадобилось – я обошелся без дополнительных доработок. Полностью штатный грузовик с родным 240-сильным дизелем и механической КПП. Топливная система от фирмы Bosch. За новый расширительный бачок я отдал полторы косаря, т. к. старый лопнул. Проводку похвалить не за что – она быстро сгнила и пришлось менять. Намотал на нее несколько слоев изоляции, чтобы хоть как-то была защищена от грязевых брызг. Мотор оборудован автономным подогревателем, с которым запускается дается без труда даже в сильные морозы. Штатная резина, думаю, еще не отжила свое. В передней части установлена бескамерная резина. Для повышения прочности ходовой я усилил листовые рессоры. Машина мне досталась с кабиной уже после капремонта. Прошлый владелец доработал шумоизоляцию толстым слоем материала. Благодаря этому в салоне довольно тихо даже на 90 км/час. За счет высокого потолка пространства над головой – вдоволь. Спальник просторный, в нем можно выспаться после многочасовых перевозок в пыльных условиях.
  • Работаю на сельхознике Камаз 53213. У нас всего две таких машины, вторую я купил для наемного водителя – надо же как-то развивать свой бизнес. Оба грузовика с бошевской системой питания. Пробег составляет 180 тыс. км. Камазовский двигатель до чего сопливый – плохо тянет под нагрузкой. И надежность у него посредственная, а про расход топлива вообще нечего сказать. Укладываюсь в 40-45 литров. Один зерновоз нам достался в куда более печальном состоянии, чем первая машина (моя). Наемный водитель постоянно жалуется на дискомфорт в кабине, из-за чего быстро устает. Из-за обилия ржавчины пришлось выполнить грунтовку и перекраску – он сам сделал, я конечно не помогал. Затем пришлось сделать капремонт двигателя, при этом мой автомобиль был по-прежнему живее всех живых. Двигатель моего Камаза в нормальном состоянии, хотя зимой бывают проблемы с запуском. К счастью, зима 2019 была не очень холодной, что позволило пока обойтись без установки предпускового обогревателя.
  • У меня бортовой грузовик Камаз 53213 2000 года выпуска, текущий пробег у него 240 тыс. км. Машина оснащена 10-ступенчатой механикой с двойным делителем, т. е. по сути это обновленная 5-ступенчатая коробка. Сцепление – двухдисковое. Передачи включаются с задержками, а сами коробка склонна к перегреву в случае высоких оборотов ДВС. Кстати, дизель выдает всего 210 лошадей и потребляет от 30 до 40 литров исходя из нагрузки. Однажды уже была заменена генераторная установка Г-273, а также стартер СТ142-Б и аккумуляторы 6СЕ-190ТР. К счастью, все это электрооборудование оказалось в наличии на авторазборках. Кабина выполнена в простом коробчатом стиле, имеет цельнометаллическую конструкцию, встроенные в бампер фары и стандартную решетку радиатора – здесь ничего не менялось и не дорабатывалось. Хотя рано или поздно все-таки придется перекрасить, иначе кузов сгниет напрочь. У больших боковых зеркал хорошая обзорность, в том числе и благодаря высокой посадке. Но сиденье не блещет ни диапазоном регулировок, ни своей анатомической формой. Ей богу, сидишь как на табуретке – расслабиться совсем не получается. Руль с гидроусилителем обеспечивает неплохую маневренность и уменьшает радиус разворота, но с ростом скорости руль все равно слишком тугой, из-за чего колеса почти не реагируют на повороты баранкой. Для сельскохозяйственных задач Камаз 53213 вполне подходит.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + семнадцать =