КамАЗ-43101 технические характеристики

 

КамАЗ-43101 является полноприводным грузовым автомобилем, имеющим односкатную ошиновку и колесную формулу 6х6. По своей конструкции грузовик мало чем отличается от своих предшественников.

В 1979 году Камский автомобильный завод представил модель КамАЗ-4310, которая стала очень популярной во многих сферах. Но ближе к 1990-м годам конструкторы решили создать его модернизированную версию. В результате в 1989 году была выпущена первая серийная партия грузовиков с заводским индексом КамАЗ-43101. Без каких-либо изменений новый грузовик выпускался до 2000 года, после чего был заменен более современными аналогами.

Модель отличается высокой универсальностью, что ее востребованной не только армии, но и в гражданских сферах. Автомобиль мог быть военным вездеходом, бортовым грузовиком, самосвалом, лесовозом, топливозаправщиком и вахтовым автобусом. Также стоит отметить, что базовый КамАЗ-43101 стал основой при создании спортивной модификации, предназначенной для участия в гонках Париж-Дакар. Спортивная версия успешно преодолела весь маршрут в 1992 году.

Назначение

КамАЗ-43101 благодаря своим эксплуатационным особенностям применялась не только в армии, но и в гражданских сферах.

В первом случае, модель служит для транспортировки личного состава и боеприпасов в сложных дорожных условиях. В базовом исполнении грузовик оснащался металлической грузовой платформой с откидными бортами, которая дополнялась съемным тентовым каркасом и откидными скамейками. Помимо этого устанавливались и различные специализированные модули, благодаря которым грузовик справлялся и с другими задачами.

Гражданские версии охватывали множество областей, включая строительство, сельские и лесные хозяйства, ну и различные промышленные отрасли. Здесь модель применялась также для перевозки каких-либо грузов или пассажиров.

Модификации

КамАЗ-43101 сам является одной из модификаций грузового автомобиля КамАЗ-4310. Однако и у этой модели имеются свои модификации, среди которых:

КамАЗ-431010.

Является гоночной модификацией, созданной для участия в гонках Париж-Дакар. В 1992 модель полностью прошла маршрут Париж-Москва-Пекин;

КамАЗ-43102.

Эта версия имеет удлиненную кабину, в которой присутствует достаточно комфортное спальное место. В остальном конструкция полностью аналогична базовому грузовику;

КамАЗ-43103.

Представляет собой вариацию предыдущей модификации. Модель использует удлиненную кабину со спальным местом и обладает похожими эксплуатационными характеристиками;

КамАЗ-43105.

Этот грузовой автомобиль предназначен для работы в гражданских сферах. В связи с этим из конструкции была убрана лебедка и система регулирования давления в шинах;

КамАЗ-43106.

Является еще одной гражданской модификацией. Здесь также решили отказаться от лебедки и систему регулирования давления в шинах. Под кабиной установлена дизельная восьмицилиндровая силовая установка марки КамАЗ-740.10-210, развивающая на выходе максимальную мощность в 210 лошадиных сил;

КамАЗ-43114.

Это одна из армейских версий. Помимо лебедки прочего спецоборудования данный автомобиль оснащен дизельным восьмицилиндровым силовым агрегатом с V-образной конструкцией марки КамАЗ-740.30-260. Его максимальная мощность составляет уже 260 лошадиных сил;

КамАЗ-43115.

Является гражданско-транспортной версией. От базового грузовика отличается незначительно;

КамАЗ-43118.

Представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости, оснащенный металлической платформой с откидными бортами. КамАЗ-43118 оснащался одним из двух двигателей, а именно это КамАЗ-740.30-260 и КамАЗ-740.662-300. Первый вариант развивает максимальную мощность в 260, а второй уже в 300 лошадиных сил;

КамАЗ-4410.

Является седельным тягачом повышенной проходимости. Данная модель способна буксировать различные типы полуприцепов, полная масса которых не превышает 15000 килограмм.

Кабина

Автомобиль оснащен цельнометаллической кабиной, в которой могут разместиться до трех человек. Она имеет шумоизоляцию, благодаря чему удалось поднять уровень комфорта, хоть и незначительно. Для эксплуатации в суровых температурных условиях в салоне предусмотрена довольно эффективная отопительная система, прогревающая внутреннее пространство за короткое время. Кабина размещена над силовым агрегатом и для доступа к нему предусмотрен специальный гидравлический подъемник, откидывающий вперед всю конструкцию кабины. Причем на достаточный для комфортного ремонта и обслуживания угол.

Внешне кабина ничем не отличается от предшественников. На радиаторной решетке установлены фары головного света круглой формы. Дневные ходовые огни и указатели поворота совмещены и имеют также круглую форму. Они установлены в металлическом переднем бампере. Кстати, бампер напоминает простой отбойник. Для дополнительной вентиляции салона в крыше установлен открываемый люк.

В стандартной комплектации кабина грузовика КамАЗ-43101 не оснащена спальным местом. Однако такое оснащение было доступно в виде дополнительной опции. На рабочем месте водителя установлено подрессоренное сидение с несколькими параметрами регулировки (длина, масса и угол наклона спинки). В тропическом исполнении грузовика устанавливаются немного измененные сидения. Приборная панель сделана максимально просто. Более того, ее можно назвать спартанской. Но, несмотря на это, она весьма информативна и понятна. Здесь присутствуют все самые необходимые приборы.

Сейчас данный автомобиль сложно назвать комфортным, особенно когда на рынке полно иностранных аналогов. Но в свое время, КамАЗ-43101 отвечал всем требованиям и был вполне удобным, как в плане обслуживания, так и в плане салона.

Опционального данная модель могла быть оборудована предпусковым подогревателем двигателя, лебедкой самовытаскивания, скамейками для перевозки пассажиров, ремнями безопасности, ну и спальным местом.

Грузовая платформа

Стандартная версия грузовика КамАЗ-43101 оснащена металлической платформой, имеющей откидные борта и деревянный пол. На кузов зачастую устанавливался тентовый каркас, защищающий перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Помимо этого использовались надставные решетчатые борта и откидные скамейки, что позволяло перевозить до 30 пассажиров.

Кроме бортовой платформы данная модель комплектовалась и другими спецнадстройками. В армии это были КУНГи и различные передвижные модули. В гражданских сферах грузовик комплектовался крано-манипуляторными установками, автокранами, автоцистернами, вахтовыми автобусами, лесовозами, сортиментовозами, самосвальными кузовами, буровыми установками и многими другими видами. Все это делало КамАЗ-43101 очень универсальным и востребованным.

Технические характеристики

Двигатель

Для разных модификаций предлагались и разные варианты силовых установок. Наибольшее распространение получили грузовики, оборудованные такими двигателями, как:

КамАЗ-740.10-20. Это восьмицилиндровый дизельный двигатель, имеющий V-образную конструкцию. Мотор оборудован системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Этот вариант был практически стандартным для грузовика КамАЗ-43101. По современным меркам этот двигатель сложно назвать экологичным, поскольку он отвечает требованиям только Евро-1.

Характеристики КамАЗ-740.10-20:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 200 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-740.10-20:

  1. Длина – 1150 мм;
  2. Ширина – 893 мм;
  3. Высота – 1007 мм.

КамАЗ-740.10-210. Является восьмицилиндровой силовой установкой, работающей на дизельном топливе. Двигатель имеет V-образную конструкцию и систему турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Устанавливался на некоторые модифицированные версии грузовика. Как и предыдущий вариант, КамАЗ-740.10-210 имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-1.

Характеристики КамАЗ-740.10-210:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 210 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-740.10-210:

  1. Длина – 1150 мм;
  2. Ширина – 893 мм;
  3. Высота – 1007 мм.

КамАЗ-740.10-220. Является наиболее мощным вариантом, представляющим собой восьмицилиндровый дизельный двигатель с V-образной компоновкой цилиндров. Он также оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и имеет соответствие с экологическими требованиями Евро-1.

Характеристики КамАЗ-740.10-220:

  1. Рабочий объем – 10.86 л;
  2. Максимальная мощность – 220 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 120 мм;
  4. Ход поршня – 120 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.0;
  6. Наибольший крутящий момент – 680 Н.м. (при 1700 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Размеры КамАЗ-740.10-220:

  1. Длина – 1150 мм;
  2. Ширина – 893 мм;
  3. Высота – 1007 мм.

Эксплуатационный ресурс

Для того времени грузовики КамАЗ-43101 были достаточно надежными и долговечными. Эксплуатационный ресурс используемых двигателей составляет 400 тысяч километров до капитального ремонта. Конечно, сейчас это не такой уж и большой показатель, но для тех лет был вполне внушительным.

Интервалы проведения планового технического обслуживания в среднем составляют 12-15 тысяч километров пробега.

Топливный бак

Все модификации данной модели комплектовались двумя топливными баками. Объем основного составляет 170 литров, когда дополнительный рассчитан на 125 литров. Этого вполне достаточно для долгой работы грузовика без остановок на дозаправку. В среднем запас хода составляет до 1000 километров пробега.

Расход топлива

На расход топлива влияет множество факторов. Одними из них являются степень загруженности, скорость передвижения, а также и температура окружающей среды.

В среднем грузовой автомобиль КамАЗ-43101 потребляет от 30 до 40 литров на каждые 100 километров пробега. Однако в суровых условиях эксплуатации этот показатель может быть и выше.

КПП

К двигателю устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач собственного производства. Данная КПП оснащена синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передаче. Она имеет следующие передаточные числа:

  • I – 7.82;
  • II – 4.03;
  • III – 2.5;
  • IV – 1.53;
  • V – 1;
  • ЗХ – 7.38.

Переключение передач осуществляется при помощи напольного рычага. Помимо этого в составе трансмиссии присутствует раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором. Для улучшения вездеходных качеств в конструкцию был добавлен блокируемый межосевой дифференциал, включаемый дистанционно из кабины. Дистанционным управлением обладает и сама раздаточная коробка. Здесь за это отвечает электропневматический привод. В модификациях, оснащенных лебедкой, присутствует специальный привод, необходимый для ее функционирования.

Коробка передач функционирует с двигателем посредством диафрагменного, однодискового сцепления, имеющего гидравлический привод выключения и пневматический усилитель. Вся система сцепления также собственного производства. Диаметр диска составляет 350 миллиметров.

Передача мощности на мосты грузовика происходит за счет карданных валов. Между мостами задней тележки присутствует еще один небольшой вал, приводящий в действие третий мост.

Тормозная система

Грузовой автомобиль КамАЗ-43101 имеет несколько типов тормозных систем, а именно:

  1. Главная. Система обеспечивает торможение грузовика при помощи тормозных механизмов, установленных на всех колесах. Также главная тормозная система имеет два пневматических контура, отвечающих за работу передних и задних тормозов;
  2. Стояночная. Этот тип тормоза включается при помощи специального крана с рукояткой. Пружинные энергоаккумуляторы, установленные на задних мостах, полностью блокируют колеса, что предотвращает произвольное движение грузовика;
  3. Запасная. Эта система соединена со стояночной и включается все тем же краном с рукояткой. Используется в случае отказа основных тормозов. Стоит отметить, что этот тип тормоза срабатывает только в промежуточном положении рычага;
  4. Вспомогательная. Это моторный тормоз-замедлитель, используемый на затяжных спусках. Для торможения вспомогательная система взаимодействует уже с двигателем, прекращая подачу топлива.

Что касается самих тормозных механизмов, то они здесь барабанные с двумя тормозными накладками в каждом. Диаметр барабана составляет 400 миллиметров, а ширина тормозных накладок 140 миллиметров.

Ходовая часть

Основой грузовика КамАЗ-43101 является рамная конструкция, состоящая из двух лонжеронов и поперечин. К самой передней поперечине устанавливают металлический бампер, когда к самой задней тягово-сцепное устройство, позволяющее буксировать различные типы прицепов и автомобили.

Управление грузовиком обеспечивает рулевой механизм, в состав которого входит винт, шариковая гайка и поршень-рейка. Уже в стандартной комплектации для упрощение управления присутствует гидравлический усилитель рулевого механизма.

В передней части автомобиля установлена зависимая рессорная подвеска. В ее конструкцию входит два продольно расположенных пакета рессор полуэллиптического профиля, два гидравлических телескопических амортизаторов двунаправленного действия, резиновый буфер сжатия, а также стабилизатор поперечной устойчивости.

Для задней тележки была применена все та же подвеска, что и на других грузовиках Камского автозавода. А именно это рессорно-балансирная конструкция, оснащенная двумя полуэллиптическими рессорами со скользящими концами и реактивные штанги.

Шасси оборудовано дисковыми односкатными колесами с размером обода 12.2-20.9 (310-533). На них применены пневматические широкопрофильные колеса марки ИП-184, имеющие размер 15.7-20.9 (1220?400-533). В целях повышения проходимости конструкторы применили систему регулирования давления в шинах.

Благодаря всему этому грузовой автомобиль КамАЗ-43101 обладает довольно высоким дорожным просветом, что в свою очередь делает возможным преодоление брода глубиной до 1.5 метра.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 7895 мм;
  2. Полная ширина – 2500 мм;
  3. Полная высота – 2860 мм;
  4. Длина колесной базы – 3340 мм;
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1320 мм;
  6. Ширина передней колеи – 2010 мм;
  7. Ширина задней колеи – 2010 мм;
  8. Дорожный просвет -365 мм;
  9. Наименьший радиус разворота – 11300 мм.

Размеры грузовой платформы

  1. Внутренняя длина – 4800 мм;
  2. Внутренняя ширина – 2320 мм;
  3. Высота бортов – 500 мм;
  4. Погрузочная высота – 1530 мм.

Масса и грузоподъемность

В снаряженном состоянии КамАЗ-43101 имеет массу в 8905 килограмм. На переднюю ось из этого приходится нагрузка в 4365, а на заднюю тележку 4540 килограмм. Грузовик обладает максимальной грузоподъемностью в 6000 килограмм. При полной загрузке масса автомобиля может достигать 15205 килограмм, из которых 5020 приходится на переднюю ось и 10185 килограмм на заднюю тележку.

При эксплуатации на твердом дорожном покрытии допускается использование прицепа с полной массой до 10000 килограмм. Полная массе всего автопоезда в таком случае составляет 25205 килограмм.

В условиях бездорожья автомобиль может буксировать прицеп с полной массой не более 7000 килограмм. Полная масса такого автопоезда составляет 22205 килограмм.

Электропитание

Бортовая сеть данного автомобиля использует напряжение в 24 Вольта.

КамАЗ-43101 оснащен двумя последовательно соединенными аккумуляторными батареями свинцового типа, которые и обеспечивают питание всех электроприборов на заглушенном двигателе. Номинальное напряжение каждого аккумулятора составляет 12 Вольт. АКБ имеют суммарную емкость в 380 Ампер-часов (по 190 на каждую).

Кроме них здесь также присутствует и генератор, являющийся основным источником питания на работающем двигателе. Его мощность составляет 1000 Ватт, а номинальное напряжение 28 Вольт. Также генератор обеспечивает и подзарядку аккумуляторов в процессе работы.

Особенности

КамАЗ-43101 пользовался очень большой популярностью практически везде. Но также его нередко можно встретить и в настоящее время. Высокий спрос на модель обусловлен тем, что она имеет большое количество положительных качеств.

Преимущества

  1. Отличная обзорность. Это качество обеспечивает бескапотная компоновка кабины и высокая посадка;
  2. Высокая проходимость. Грузовик имеет не только полный привод, но и большие широкопрофильные односкатные колеса с системой регулирования давления в шинах, раздаточную коробку, блокируемый межосевой дифференциал, а также и лебедку;
  3. Неплохая грузоподъемность. Этот показатель составляет 6000 килограмм. Для обычного трехосного грузовика такая грузоподъемность является довольно малой, но в данном же случае это вполне отличный показатель, поскольку автомобиль способен работать в условиях сурового бездорожья;
  4. Ремонтопригодность. Конструкция модели отличается простотой и удобством в плане технического обслуживания и ремонта. К тому же запчасти имеют приемлемую стоимость;
  5. Маневренность. Несмотря на достаточно большие габаритные размеры, КамАЗ-43101 вышел очень маневренным грузовиком, по крайней мере, среди других трехосных моделей.

Недостатки

Среди недостатков следует выделить:

  1. Большое потребление дизельного топлива;
  2. Устаревшую кабину;
  3. Низкий уровень комфорта в кабине;
  4. Недостаточно удобные сидения;
  5. Низкие мощностные показатели.

Цена

Серийное производство грузовика КамАЗ-43101 было прекращено. В связи с этим на рынке сейчас недоступны машины с нулевым пробегом. Однако можно приобрести и подержанные. Стоимость таких экземпляров складывается с учетом года выпуска, пробега и технического состояния. Так, модели, выпущенные в период с 1989 по 1991 год, обойдутся по средней стоимости от 370 тысяч и до 550 тысяч рублей. Более новые грузовики, выпускаемые с 1997 по 1999 год, доступны по стоимости в пределах от 760 тысяч и до 980 тысяч рублей.

Отзывы владельцев и водителей

  • Камаз 43101 радует превосходной проходимостью. К примеру, машина способна без проблем преодолеть насыпь с высотой полтора метра. Исходя из этого, неудивительно, что данный тягач способен пройти и раскисший грунт после проливного дождя. Несмотря на длинноходную подвеску, машина довольно жесткая. Еще надо часто заправлять 11-литровый дизель мощностью 220 л. с., который съедает по 45 литров на 100 км. Зимой еще больше. Баки на 120 и 170 литров. 8-цилиндровый дизель имеет турбонаддув, который до сих пор родной. На спусках можно разгоняться до 110 км/час. Из серьезных проблем отмечу отказ генератора, поэтому некоторое время пришлось ездить с подзарядкой аккумуляторной батареи. В переднем мосту поменял левый поворотный шарнир, который стал хрустеть при маневрировании. После демонтажа дефектного карданного вала машина стала ехать гораздо лучше. Кроме того, износилась «воздушная» трубка – другая подошла от старого Камаза. Ехать в мороз двигатель периодически отказывается, но после простоя в теплом гараже все «разморозилось» и поехало, как ни в чем не бывало. Надо подкручивать элементы кузова, а также менять всякие лампочки и прочие мелочи. Запаска у меня заклеена, т. к. есть риск обрыва. Из сезонного обслуживания – шприцовка, замена фильтров и масла в двигателе.
  • Камаз 43101 мне в целом понравился. У него полно достоинств и немало недостатков, но первых все же больше. Машина в эксплуатации пять месяцев. Общий пробег 200 тыс. км, из которых я проехал 5 тыс. км. Грузовик отлично управляется по мерам своего сегмента, но возникают сложности с тугим переключением передач. При движении задним ходом надо втыкать с большим усилием. И еще я не сразу привык к громоздким габаритам версии с полуприцепом. Еще труднее перестраиваться в правый ряд, особенно поначалу, когда у меня не было дополнительного зеркала. Из-за этого под кабиной и до задней оси образуется огромная «мертвая» зона обзора. В результате такое ощущение, что в зеркалах ничего не видно. Приятно отметить большой радиус разворота в сравнении с самосвалом – это достоинство замечаешь, когда разворачиваешься в городских дворах. Эффективность тормозов не вызывает сомнений, т. к. они пневматические. В общем, серьезных задержек при отклике на педаль никогда не было. В коробке есть и пониженная, и повышенная, а также раздатка и блокировка межосевого дифференциала. Кроме того, моя машина оснащена и блокировкой колесного дифференциала. Можно гнать до 80 км/час, а на 85 км/час уже нарастает боковая раскачка и становится сложнее корректировать траекторию рулем – как будто плывешь на корабле.
  • У меня третий по счету Камаз. К счастью, мне пока не довелось опробовать более современную технику камского автозавода – ту, что с импортной электроникой. Может, это к лучшему, т. к. на старом фундаменте нового не построить. Итак, у меня Камаз 43101 с пробегом 230 тыс. км. Комплектация с 220-сильным дизелем, механикой, блокировками и различным внедорожным арсеналом. Бортовой грузовик имеет грузоподъемность свыше 6 тонн и способен разгоняться до 85 км/час на прямой дороге без подъемов и склонах, а вот на спусках удается выжать 95 км/час. На такой скорости главное не терять самообладание и контролировать траекторию, удерживая баранку со всей силой. В кабине о комфорте сказать ничего. Если вкратце, то качество хромает. Скрипит водительское сиденье даже после протяжки и смазки. В крыше есть люк – удобно с точки зрения вентиляции, а также через него можно залезть и поменять лампочки в боксе. Отмечу низкое качество переключателей указателей поворота и дворников, которые переключаются с «треском». Отдельное «спасибо» за очень жесткое спальное место, а также жесткую и тряскую подвеску. Расход топлива от 40 до 45 литров на 100 км. Летом немного меньше. по поводу двигателя – установка турбины позволила бы поднять мощность до 260 л. с., но и расход топлива бы радикально увеличился. Поэтому решил ничего не менять и оставить все как есть. Главное, чтобы техника работала и приносила стабильный доход.
  • На этом Камазе можно отправиться в экспедицию и по льду, и по снегу, и по раскисшему грунту – при условии наличия полного внедорожного арсенала, как в моем случае. По поводу ремонтопригодности модель 43101 на голову превосходит иномарки, у которых весь узел надо менять целиком, в отличие от Камаза (у него можно по отдельности). Запчасти ожидать не приходиться, т. к. необходимые детали всегда есть в наличии. У моей модели отсутствует какая-либо компьютерная электроника, от которой только одни беды. Расход топлива составляет 45 литров на 100 км. В пустом состоянии получается 35 литров на 100 км. У меня версия с 260-сильным турбодизелем объемом 12 литров, который агрегатирован с механической трансмиссией. Динамика устраивает, но только не удобство парковки. Маневренность явно одна из худших в классе, зато отечественный дизель можно завести даже при минус 55 градусов. Кабина лишена комфорта из-за шумов и вибраций, но другого я не ожидал от Камаза 43101, который больше подкупает проходимостью и грузовыми возможностями. А при своевременном уходе добавиться еще и выносливость.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × один =