Содержание страницы
КамАЗ 4310 является грузовым автомобилем, имеющим повышенную проходимость. Серийное производство данной модели осуществлялось Камским автомобильным заводом. КамАЗ 4310 в линейке бренда является одним из основных грузовиков. Модель впервые была представлена в 1981 году и предназначалась для эксплуатации в Советской армии.
Но военное назначение это не единственное, для чего был создан данный грузовик. Позже Камский автозавод представил несколько модифицированных версий, которые уже были ориентированы на различные промышленные сферы. Причем все технические особенности техники здесь полностью сохранились.
Благодаря высоким производительным возможностям и довольно отличным техническим характеристикам КамАЗ 4310 стал представителем продукции высшей категории. Среди потребителей грузовик пользовался большой популярностью на протяжении долгого времени, но в начале 1990-х годов спрос на него начал заметно снижаться. Несмотря на это, КамАЗ 4310 и в настоящее время состоит на вооружении во многих военных частях.
Основным предназначением грузовика является перевозка личного состава армии, гражданских лиц, а также различных грузов. Благодаря своей высокой проходимости техника используется в основном в условиях бездорожья. КамАЗ 4310, как показала долгая практика, является неприхотливой и очень надежной грузовой техникой.
История
Первые серийные модели данного грузовика были представлены в 1981 году. В это время КамАЗ 4310 являлся наиболее совершенной машиной, которая могла справиться практически с любыми поставленными задачами. Сюда можно отнести преодоление небольших рек, крутых спусков и подъемов, высоких препятствий и полного бездорожья.
Стоит отметить, что разработку этой модели, как и ее предшественника, выполняли специалисты Завода имени Лихачева. Работа над проектом началась еще в 1967 году, но в связи с некоторыми трудностями она растянулась на 10 лет. До начала производства, разработчиками были представлены прототипы, которых насчитывалось 12. В сумме эти версии прошли пробег на испытаниях в 1.5 миллиона километров и это в довольно сложных условиях. С каждым разом у грузовика выявляли новые недоработки, а затем устраняли их. Таким образом, серийная модель была дополнена более 50 уникальными техническими решениями.
Грузовик КамАЗ 4310 получился вполне удачным, особенно для своего времени. Машина пользовалась большой популярностью не только в военной сфере, но и многих других. Завершение серийного производства пришлось на 1990 год. Но перед этим Камским автомобильным заводом были представлены различные модифицированные версии, позволившие грузовику расширить область применения. К примеру, были пассажирские версии, гоночные вариации, а также сельскохозяйственные, в кузове которых присутствуют убираемые скамейки. Выпуск таких модификаций позволил только повысить интерес потребителей к данному грузовику, а соответственно и спрос. Но к приближению к 1990-х годам, модели этого все же не помогло и ее популярность быстро падала.
Но это было сложное время не только для КамАЗ 4310, но и для всей страны в целом. Грузовик все же смог выдержать этот период. Тогда в глобальных изменениях увязла вся страна и экономика, но на производство данной модели это никаким образом не отразилось. С финансовым кризисом Камский автомобильный завод столкнулся позднее.
Завод также занимался выпуском больших объемов грузовых машин, но уже популярность практически пропала. Для потребителей КамАЗ 4310 стал уже не нужным, причем даже и его гражданские модифицированные версии. Но поскольку на тот момент заводом было выпущено весьма большое количество грузовиков, наибольшая часть из них была законсервирована, а сам процесс производства окончательно остановился. На консервации техника осталась и сейчас, благодаря чему заинтересованные потребители могут приобретать если не новые машины, то в идеальном техническом состоянии.
В настоящее время КамАЗ 4310 иногда пополняет состав автопарка военных частей, но даже и здесь техника постепенно становится не нужной, в связи с появлением более совершенных в техническом плане конкурентов.
Модификации
Выпуск первой модификации был довольно успешным. Спрос потребителей заметно подрос, что в итоге продержало ее производство до 1990-х годов. В зависимости от типа модификации, на грузовик устанавливалась кабина, в которой присутствует гидравлическая система наклона вперед. Из дополнительных опций предлагался спальник.
В 1989 году Камским автомобильным заводом было представлено еще несколько модифицированных версий. Например, грузовик с индексом КамАЗ 43101 был ориентирован в первую очередь на сельское хозяйство. В нем были установлены скамейки, убрав которые можно было повысить число мест до 30 человек. Помимо пассажирского назначения, данная модификация может также осуществлять буксировку прицепа 2ПН-4М. В стандартном исполнении грузовик укомплектован лебедкой.
Весь список выпускаемых модификаций включает в себя следующие версии:
Модификация КамАЗ 4310.
Представляет собой базовую версию грузовика, имеющего укороченную грузовую платформу, в которой имеются задний откидной борт и откидные сидения. Платформа поставлялась вместе со съемным тентом;
Модификация КамАЗ 43101.
Является модернизированным вариантом предыдущей версии. Использует грузовую платформу от предшественника КамАЗ 5320. Здесь также присутствуют откидные борта. В качестве силовой установки данная версия использует двигатель марки КамАЗ-740.10-20, максимальная мощность которого достигает отметки в 220 лошадиных сил. Также версия обладает повышенной до 6000 килограмм грузоподъемностью;
Модификация КамАЗ 431010.
Является спортивной версией. Данную модификацию Камский автозавод разработал специально для участия в ралли Париж-Дакар. Кроме этого версия также участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин. Имеет форсированный до 290 лошадиных сил двигатель, оснащенный турбокомпрессором, жесткие рессоры и специальные амортизаторы;
Модификация КамАЗ 43102.
Представляет собой аналог версии КамАЗ 43101, но отличается от него наличием спального места в кабине;
Модификация 43103.
Так же, как и предыдущая модификация, данная имеет спальное место;
Модификация КамАЗ 43106.
Является гражданской версией базового грузовика. Оснащался двигателем марки КамАЗ-740.10-20;
Модификация КамАЗ 43114.
Представляет собой модернизированную армейскую версию, оснащенную дизельным силовым агрегатом марки КамАЗ-7403.10. Используемый двигатель имеет турбонаддув, что позволяет ему развивать максимальную мощность на выходе в 260 лошадиных сил;
Модификация КамАЗ 43115.
Представляет собой модернизированную гражданскую версию. Имеет дизельный двигатель марки КамАЗ-7403.10, оборудованный турбонаддувом. Его максимальная мощность составляет 260 лошадиных сил;
Модификация КамАЗ 43118.
Является транспортным грузовиком, имеющим увеличенную грузовую платформу. Использует дизельный мотор марки КамАЗ-7403.10, развивающий максимальную мощность в 260 лошадиных сил;
Модификация КамАЗ 4410.
Данная модификация является седельным тягачом, основанным на базе стандартного КамАЗ 4310. Такой грузовик способен выполнять буксировку специальных полуприцепов, имеющих полную массу не более 15000 килограмм.
Модификация Тайфун-1
Более серьезной военной модификацией стал грузовик получивший наименование Тайфун-1. Данная модификация представляла собой обычную внедорожную машину, на борту которой была установлена будка, имеющая обшивку в виде листовой брони. В основном эта будка служила для транспортировки солдат. Кабина также не осталась без изменений. Ее оснастили толстыми броневыми пластинами и стеклами, также бронированными. Несмотря на полукустарное производство данной модификации, она довольно успешно прошла Первую Чеченскую компанию. От КамАЗ 4310 здесь осталось шасси со всеми узлами и агрегатами. Выбор пал именно на этот грузовик по весьма понятным причинам: КамАЗ 4310 отличался вполне внушительной проходимостью, высокой надежностью, а также мощной дизельной силовой установкой, которая в итоге смогла без особых доработок легко справиться с увеличенной массой машины.
У многих зачастую возникает мнение, что представленные в 2011 году новые бронетранспортеры Тайфун, представляют собой лишь модернизацию первого образца, созданного на шасси КамАЗ 4310. Однако, это далеко не так. Новый бронетранспортер хоть и имеет похожий внешний вид, но внутри он отличается практически всем. Также стоит отметить, что и база была применена совершенно другая. Его разработка проводилась в сотрудничестве Камского автомобильного завода с брендом Урал.
Кабина
Как и многие другие грузовики бренда КамАЗ, данная модель имеет металлическую трехместную кабину. Для своего времени КамАЗ 4310 был вполне комфортной техникой, поскольку в кабине присутствовала неплохая термическая и шумовая изоляция, а также независимая калориферная отопительная система, что в совокупности обеспечивало водителю довольно комфортные условия работы независимо от температур окружающей среды. Подъем кабины для доступа к двигателю осуществляется также гидравлическим подъемником.
В стандартной комплектации кабина не имеет спальное место. Данная опция предлагалась отдельно. Внутри установлено подрессоренное водительское сидение, обладающее несколькими параметрами регулировки (длина, масса и наклон). Помимо этого штатные сидения могут быть заменены тропическими вариациями.
Технические характеристики
Двигатель
Для грузовика КамАЗ 4310 были предложены две силовые установки, а именно это:
КамАЗ-740.10. Представляет собой V-образный восьмицилиндровый силовой агрегат, использующий для работы дизельное топливо. Двигатель имеет верхнее расположение клапанов, непосредственный впрыск топлива, ну и жидкостную систему охлаждения. Также он имеет соответствие экологическому стандарту Евро-1. Многие владельцы отмечают, что данный мотор является довольно неприхотливым и надежным, к тому же он имеет большой эксплуатационный ресурс.
Характеристики:
- Рабочий объем – 10.85 л;
- Максимальная мощность – 210 л.с.;
- Наибольший крутящий момент – 637 Н.м. (при 1200-1400 об/мин);
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17;
- Охлаждение – жидкостное;
КамАЗ-740.20. Является также V-образной восьмицилиндровой силовой установкой, имеющей верхнее расположение клапанов. Двигатель обладает жидкостной системой охлаждения и непосредственным впрыском топлива. В плане надежности и неприхотливости практически ничем не уступает предыдущему варианту.
Характеристики:
- Рабочий объем – 10.85 л;
- Максимальная мощность – 220 л.с.;
- Наибольший крутящий момент – 667 Н.м. (при 1200-1400 об/мин);
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 17;
- Охлаждение – жидкостное;
КПП
В состав трансмиссии КамАЗ 4310 входит пятиступенчатая механическая коробка передач, обладающая синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Поскольку грузовик является полноприводным, то здесь также установлена и раздаточная коробка, имеющая двухступенчатый редуктор и цилиндрический межосевой дифференциал планетарного типа.
Управление раздаточной коробкой осуществляется дистанционно, электропневматическим приводом переключения скоростей.
В используемой КПП было применено двухдисковое фрикционное сцепление, имеющее гидропневматический привод. Стоит отметить, что подобное решение было также применено и на первом гражданском грузовике бренда КамАЗ 5320.
Тормозная система
Тормозная система была унаследована от КамАЗ 5320. То есть здесь также имеется 4 типа тормозов, среди которых: основной, вспомогательный, запасной и стояночный.
На всех колесах грузовика установлены тормозные механизмы барабанного типа. Их функционирование обеспечивает двухконтурная система с пневматическим приводом.
Основной тормоз срабатывает раздельно. То есть, сначала в работу вступают передние тормоза, а затем уже подключаются задние. Благодаря такому решению грузовик более эффективно выполняет торможение.
Работа стояночного тормоза также обеспечивается пневматическим приводом. Запасной тормоз при этом был совмещен со стояночным, и по принципу работы во многом похож.
Ходовая часть
КамАЗ 4310 комплектовался односкатными мостами и специальным приводным приспособлением, позволяющим производить регулировку давления воздуха в колесах, тем самым обеспечивая более высокую проходимость на сложных дорожных участках. Но устанавливалось такое приспособление не на все версии, а лишь на некоторые модификации, в частности армейские.
Конструкция передней подвески данного грузового автомобиля включает в себя полуэллиптические рессоры со скользящими задними концами и телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия. На задней балансирной подвеске также были применены полуэллиптические рессоры. В комплект к ним устанавливались реактивные штанги.
Каждая ось грузовика оснащена колесами, состоящими из дисков и широкопрофильных шин.
Габаритные размеры:
- Полная длина – 7650 мм.
- Полная ширина – 2500 мм.
- Высота по кабине – 3590 мм.
- Высота по тенту – 3200 мм.
- Длина колесной базы – 3340 мм.
- Ширина передней колеи – 2010 мм.
- Ширина задней колеи – 2010 мм.
- Клиренс – 365 мм.
- Наименьший радиус поворота – 11200 мм;
- Длина грузовой платформы – 4800
- Ширина грузовой платформы – 2320
- Высота бортов – 500 мм
- Высота надставных бортов – 355 мм.
Особенности
Наибольший объем выпускаемых грузовиков КамАЗ 4310 был ориентирован на военное предназначение. Следовательно, модели поставлялись в основном в Советскую Армию.
Но как оказалось на практике, данный грузовик обладает вполне достаточной эффективностью для эксплуатации в различных хозяйственных сферах. Большой спрос на такую технику был со стороны сельского и лесного хозяйства. Стоит отметить, что лесовозные модификации КамАЗ 4310 остаются довольно популярными и в настоящее время. В этой сфере у них есть ближайший конкурент, которым является ЗИЛ 131. Но даже его КамАЗ 4310 смог превзойти по многим параметрам, среди которых экономичность, проходимость и выгода от эксплуатации.
Что касается экономичности, то благодаря особенностям дизельной силовой установки, расход топлива был существенно снижен. Это также относится и к бронированным версиям, явно превосходящих по массе базовые. Расход топлива у грузовика в среднем составляет 30 литров на 100 километров пути. При езде по бездорожью или же в других подобных условиях, данный параметр возрастает незначительно, а именно до 35 литров. Если взять теперь тот же ЗИЛ 131, у которого расход топлива составляет около 50 литров, то КамАЗ 4310 является более выгодным решением для лесного хозяйства.
С завода модель обладает запасом хода в 830 километров. Эта отметка стала достижимой благодаря установки двух топливных баков, выдающих суммарный объем в 250 литров (по 125 для каждого).
КамАЗ 4310 оснащен традиционной для внедорожных автомобилей, широкопрофильной зубастой резиной. На каждом из колес присутствует система автоматической регулировки давления воздуха, благодаря которой удается заметно повысить проходимость машины с суровых дорожных условиях.
Если сравнивать данную модель с грузовыми автомобилями той эпохи, то детище Камского автозавода отличается улучшенной термо-шумоизоляцией. В стандартной комплектации не имелось спальное место, но такая опция появилась в более современном исполнении грузовика. В кабине устанавливалось подрессоренное сидение, обладающее достаточно широким набором регулировок для тех лет. В плане дизайна кабина не отличалась чем-то новым. Это была все та же кабина от КамАЗ 5320. Но хоть внешний вид и не содержал дизайнерских изысков, по комфорту ей практически не было равных, особенно если речь идет о сложных условиях эксплуатации.
Подъем кабины вперед производится путем гидравлического механизма. Такая система присутствует на всех модификациях. Базовое оснащение машины включало в себя лебедку, имеющую механический привод в виде карданной передачи от коробки отбора мощности. Благодаря данному оснащению грузовик становился еще более эффективным, поскольку он мог вытягивать не только себя, но также и другую увязшую технику и различные грузы, если их требовалось переместить на небольшое расстояние.
Цена
Стоимость нового грузовика, а точнее версии с консервации, в настоящее время варьируется в пределах от 1.5 миллиона и до 2 миллионов рублей в зависимости от оснащенности, куда может входить различное дополнительное оборудование.
Подержанные образцы имеют стоимость значительно ниже. В среднем цена на КамАЗ 4310 начинается от 180 тысяч и может достигать одного миллиона рублей. В данном случае стоимость машины зависит от технического состояния, года выпуска и пробега, но также может быть предложено и какое-либо оборудование.
Отзывы владельцев и водителей
- Работаю на Камазе 4310 1988 года выпуска. У автомобиля отличная проходимость, что пожалуй является ключевым достоинством данной модели, т. к. комфорт считай отсутствует. Ну еще можно похвалить Камаз за высокую грузоподъемность и прочную ходовую часть. Автомобиль без проблем преодолевает снежные покровы высотой полтора метра. Для грязи машина тоже вполне годится, учитывая, что под капотом 11-литровый турбомотор, форсированный до 260 лошадиных сил. Ему требуется 40-45 литров на 100 км. Зимой немного больше выходит. Моя версия оснащена двумя баками общей емкостью 290 литров. Максимальная скорость составляет 110 км/час. Можно еще больше гнать, но с ростом скорости становится как-то не по себе. Быстро отказывает генератор, поэтому приходиться ездить с подзарядкой аккумуляторной батареей. На переднем мосту стал хрустеть левый поворотный шарнир во время прохождения поворотов. В связи с этим пришлось демонтировать передний кардан, в результате чего улучшилась управляемость и машина стала гораздо лучше себя вести. За годы эксплуатации я заменил «воздушную» трубку, позаимствованную у более старого Камаза. Бывали случаи, когда машина отказывалась стартовать в мороз при работающем двигателе. Проблему решили легко – просто поставили машину в теплый бокс, после чего двигатель снова заработал как положено. Да, не обходилось без замены лампочек и прочих мелочей. Однажды «выпала» запаска, пришлось ее заклеить. Необходимо проводить сезонное обслуживание – это шприцовка, замена фильтров и масла в двигателе. При должном уходе машина уверенно заводится и никогда не подводит на бездорожье или в дальней дороге.
- Эксплуатировал сей грузовик пять месяцев. За это время проехал на нем 2 тыс. км, чего вполне достаточно для того, чтобы оценить автомобиль и сделать о нем некое впечатление. Управляется тяжелый Камаз 4310 весьма неплохо для такого класса авто. Туго переключались передачи, а также еще надо было привыкнуть к движению задним ходом. Здесь главное было приноровиться к объемным габаритам, высокой посадке и пустому рулю, у которого на трассе или в поворотах почти отсутствует связь с колесами. Зато на бездорожье ехать более приятно. Отсутствует дополнительное «объемное» зеркало, поэтому надо аккуратно перестраиваться в правый ряд, иначе под кабиной и до задней оси велика вероятность появления «мертвой» зоны обзора. Но в целом обзорность хорошая благодаря большим боковым зеркалам заднего вида. Отмечу немалый радиус разворота, если сравнивать с самосвалом на базе Камаза, что можно считать недостатком. Исходя из этого, не всегда удобно разворачиваться в городских дворах. Тормозная система реализована удачно – существенных задержек при нажатии на педаль я не обнаружил. Мой автомобиль был оснащен пониженной и повышенной передачей, а также принудительной блокировкой колесного дифференциала. На неровностях машина раскачивается плавно, как на волнах – не едешь, а словно плывешь. Расход топлива 40 литров на 100 км.
- У меня Камаз 4310 1990 года. Автомобиль эксплуатируется до сих пор в условиях бездорожья. Выкупил этот армейский грузовик в 2000 году, с тех пор принялся его обновлять и дорабатывать – этот процесс может быть вечным, но машина пока не надоела. Везде выручает – и с точки зрения грузоподъемности, и возможностей на бездорожье. На этом «танке» можно даже подрабатывать в роли буксира – вытягивать из колеи легковые внедорожники. В кабине все напоминает о славной эпохе 80-ых – все такое бртуальное, угловатое, лишенное элементарных удобств. Ну хоть отопитель есть. Дует он знатно – мощный и шумный. Заскрипело водительское сиденье – не беда, в этом может помочь протяжка и смазка. Удобной вещью можно считать люк в крыше, но не только в плане комфорта, а еще и когда надо поменять лампочки в боксе. Постоянно раздражает ломучий треск переключателей указателей поворота и дворников – увы, это не исправить. Спальное место – просторное, я со своими 195 см в него помещаюсь без проблем. Расход топлива максимум 45 литров на 100 км. 260-сильный турбодизель уверенно тянет в глубокой раскисшей колее, а также на подъемах. Летом расход немного меньше. Машина весом 9 тонн отлично ускоряется при нажатии акселератора до упора, но при этом отчетливо слышно свист турбины. Максимальная скорость 120 км/час.
- Камаз 4310 – грузовой внедорожник на все времена. Машина в эксплуатации с 2005 года. Экземпляр 1992 года с пробегом 180 тыс. км на данный момент. Проходимый и бескомпромиссный вездеход для любых задач. У него еще и приличная грузоподъемность – под загрузкой машина с 220-сильным дизелем не норовит закопаться в грязь. Большие зубастые колеса очень трудно зарыть в болоте, у них отличное сцепление. Автомобиль часто ломается в боевых условиях, но к счастью его можно легко починить – в этом заслуга продуманной конструкции. К примеру, в случае с иномаркой пришлось бы менять целый узел. К тому же, отмечу наличие запчастей в широком доступе. Еще комплектующие подкупают демократичной ценой. Отсутствие электроники идет только на пользу. Мой лесовоз обладает адской выносливостью – я с ним путешествовал по необъятной России. Хорошо, что домой всегда удавалось добираться своим ходом. Но в любом случае, возить с собой груду запчастей никогда не помешает.
- Опыт работы с лесом у меня почти 10 лет. Поэтому мне пригодился Камаз 4310 1993 года выпуска – старый, но удалый грузовик, и пока на полном ходу. У меня версия с 240-сильным двигателем ЯМЗ-238. В моем гараже это уже третий Камаз. Надо признать, что в лесу подобные машины долго не живут из-за сложных дорожных условий, в которых поломок еще больше, чем на обычном асфальтовом полотне. Т. к. любая техника не вечная, да еще и с большим пробегом в моем случае, могут возникать серьезные неисправности – вплоть до появления трещин в самой раме, которая из-за возраста не выдерживает нагрузки. Поэтому ее надо заранее проваривать и усиливать. Понравился мощный двигатель, который более тяговитый и производительный, чем камазовский. Не зря я выбрал версию с ЯМЗ, который лучше подходит для лесных условий эксплуатации. Уверенно тащит и никогда не сбоит – летом не перегревается, а также всегда запускается зимой. У меня версия с 250-литровым топливным резервуаром – то, что нужно для расхода в 45 литров на 100 км. В кабине вполне комфортно, если оценивать Камаз 4310 как обычную рабочую лошадку грузового профиля. Три полноценные сиденья, гидроусилитель руля, отопитель – типичные элементы комфорта в таком авто, а большего и не нужно. Но коробка передач постоянно сбоит и приносит сюрпризы – иногда приходиться «искать» нужную передачу и «втыкать» наугад. На моей машине стоит манипулятор Велмаш, которому перед зимой не помешает свежее масло, иначе может подвести гидравлика в самый неожиданный момент.
- Камаз 4310 хочется сразу похвалить за классную проходимость, поскольку машина создана в первую очередь для покорения бездорожья. Грузоперевозки в таких условиях – крайне экстремальное занятие, поэтому мой автомобиль оснащен соответствующим оборудованием – блокировками, понижайкой и т. д. Такому грузовику как воздух необходим мощный дизельный двигатель. У моей версии не самый производительный, но достаточно тяговитый 260-сильный агрегат объемом 11 литров, агрегатированный с механической КПП. С коробкой бывают проблемы, решить которые можно и в дальней дороге и полевых условиях при наличии необходимых запчастей. Грузоподъемность Камаза 4310 такова, что за очередной порцией груза лишний раз можно не возвращаться. В кабине сидеть приемлемо, но только на протяжении рабочего дня, то есть для повседневной эксплуатации эта рабочая лошадка малопригодна. Зубастая резина настолько прочная, что у меня не было ни одного случая прокола. В «боевых» условиях грузовик потребляет 45 литров на 100 км.