ГАЗ 52 технические характеристики

Модель ГАЗ 52 представляет собой двухосный грузовик среднетоннажной группы. Автомобиль широко использовался на просторах всего Советского Союза, а за все время производства было выпущено около миллиона единиц техники.

Данный грузовик является неким гибридом. Объясняется это тем, что многие узлы, детали и кабина унифицированы с ГАЗ 53, а силовая установка была взята от ГАЗ-51. Моторпрошел некоторые доработки, что позволило еще немного повысить его максимальную мощность.

В конце 1950-х годов руководством Горьковского автомобильного завода было запланировано поставить на конвейер три поколения грузовой техники, обладающих общей унификацией. Базовым грузовиком здесь выступил именно ГАЗ 52, он же преемник модели ГАЗ 51А. По грузоподъемности и колесной формуле это были полностью идентичные машины.

При создании нового грузовика, конструктора учитывали его назначение. Техника должна была получиться пригодной для эксплуатации в городских условиях (развоз каких-либо товаров и всего прочего), так и в условиях сельской местности (различные сельскохозяйственные работы). Для такой универсальности грузовик должен обладать неплохой маневренностью, плавностью хода, а также хорошей проходимостью. В результате, в 1958 году был продемонстрирован первый ГАЗ 52, подходящий под все требования того времени, а в 1965 уже стартовало его серийное производство.

В 1964 году была показана предсерийная партия грузовых автомобилей с бортовыми кузовами. Тогда машина выпускалась в виде двух версий, а именно ГАЗ 52 и ГАЗ 52А, последний из которых являлся многофункциональным шасси. За тот год Горьковский автозавод выпустил около 2400 машин. Одновременно с этим подготавливали к серийному производству ГАЗ 53, обладавший восьмицилиндровым V-образным мотором.

Через некоторое время новый грузовик с большим успехом заменил своего предшественника. Отличительными чертами машины являлись новая кабина и внешний вид, который напоминал американские грузовые автомобили, выпускаемые в 1950-х годах.

В основном кабина грузовика была окрашена либо в песочный цвет, либо в защитный хаки. В период с 1960 по 1970-е года, Горьковский автозавод ввел новые цветовые решения. Теперь грузовик стал окрашиваться еще и в цвета «морская волна» и «кофе с молоком». В 1978 году к ним добавился голубой цвет.

В этом же году кабина получила новые штампованные ребра жесткости, которые как раз и стали отличать 52-й грузовик от 53-го. Также различия были и в колесных дисках. ГАЗ 52 имел узковатую резину и колесные диски с 6 вентиляционными отверстиями, когда в ГАЗ 53 было только 3 таких отверстий.

Первые версии комплектовались одним единственным круглым зеркалом, расположенным с левой стороны. Это зеркало имело одинарный кронштейн. Как показала практика, такое решение оказалось довольно неуверенным, поскольку при вибрациях крепление ослаблялось, а зеркало смещалось и дрожало при езде. На более поздних моделях эту проблему решили. Тогда установили увеличенное овальное, использовавшее тройной кронштейн. Благодаря этому не только повысился обзор, но также и устойчивость к вибрациям.

Модификации

Кроме стандартных грузовиков также были и модифицированные версии, которых за все время серийного производства было создано довольно большое количество. Стоит отметить, что в производство пошли не все модификации, а лишь часть. Остальные выпускались мелкосерийными партиями или же были экспериментальными. Список тех, которые выпускались серийно, включает в себя следующие модели:

Модификация ГАЗ 52-01.

Версия производилась с 1966 по 1993 год. Является универсальным грузовым и автобусным шасси. Комплектуется специализированными надстройками. Максимальная грузоподъемность такой модификации составляет 2500 килограмм. С 1975 года под капот начали устанавливать силовой агрегат от версии ГАЗ 52-04;

Модификация ГАЗ 52-02.

Версия производилась с 1975 по 1983 год. Такая модификация служила шасси для постройки таких самосвалов, как САЗ-3503 и САЗ-3504. В качестве силовой установки предлагался тот же двигатель от ГАЗ 52-04;

Модификация ГАЗ 52-03.

Версия производилась с 1966 по 1973 год. Представляет собой базовую машину, имеющую бортовую грузовую платформу. Максимальная грузоподъемность составляет 2500 килограмм. Длина колесной базы составляет 3700 миллиметров. Используется мотор от ГАЗ 52-01;

Модификация ГАЗ 52-04.

Версия производилась с 1975 по 1989 год. Представляет собой модернизацию базового бортового грузовика. Модель имеет колесную базу длиной в 3300 миллиметров;

Модификация ГАЗ 52-05.

Версия производилась с 1975 по 1989 год. Является грузовым такси. На модификации установлен бортовой кузов с металлическими дугами, на которых тент;

Модификация ГАЗ 52-06.

Версия производилась с 1977 по 1985 год. Является седельным тягачом, имеющим колесную базу длиной в 3300 миллиметров;

Модификация ГАЗ 52-07.

Версия производилась с 1976 по 1984 год. Является специальной модификацией бортовой модели ГАЗ 52-04. Имеет двигатель, адаптированный под работу на сжиженном газе. Максимальная мощность на выходе у такого двигателя составляет 73 лошадиные силы;

Модификация ГАЗ 52-08.

Версия производилась с 1977 по 1993 год. Является специальной модификацией, использующей в качестве основы универсальное шасси ГАЗ 52-01. Двигатель такой модифицированной версии работает на сжиженном газе;

Модификация ГАЗ 52-09.

Версия производилась с 1977 по 1989 год. Данная модификация была разработана в качестве грузового такси, то есть также имеет грузовую платформу с тентом. Под капотом установлен двигатель, работающий на сжиженном газе;

Модификация ГАЗ 52-27.

Версия выпускалась с 1984 по 1988 год. Является бортовым грузовиком, оснащенным двигателем мощностью в 65 лошадиных сил. Используемый двигатель предназначен для работы на сжиженном газе;

Модификация ГАЗ 52-28.

Версия производилась с 1984 по 1988 год. Такая модификация служит в качестве универсального шасси для создания различных специализированных машин. Используется двигатель мощностью в 65 лошадиных сил. Как и предыдущая версия, эта работает на сжиженном газе;

Модификация ГАЗ 52-50.

Версия производилась по 1975 год. Является экспортной модификацией ГАЗ 52-01. Грузовик предназначен для работы в тропических условиях;

Модификация ГАЗ 52-54.

Версия производилась с 1975 года. Представляет собой экспортную модификацию ГАЗ 52-04, предназначенную для работы в тропических условиях;

Модификация ГАЗ 52-70.

Версия выпускалась до 1975 года. Является экспортной модификацией ГАЗ 52-01, предназначенной для работы в умеренных климатических зонах;

Модификация ГАЗ 52-74.

Версия производилась с 1975 года. Является экспортной модификацией ГАЗ 52-04, предназначенной для работы в умеренных климатических зонах;

Модификация ГАЗ 52-53.

Представляет собой экспортную модификацию для тропических стран, оснащенную бортовым кузовом;

Модификация ГАЗ 52-73.

Представляет собой экспортную модификацию для работы в умеренных климатических зонах, оснащенную бортовым кузовом.

Кабина

Грузовик комплектовался двухместной цельнометаллической кабиной, имеющей единое сидение в виде дивана. В отличие от предшественника ГАЗ 51, где было V-образное лобовое стекло, новая машина получила панорамное, что позволило значительно улучшить обзорность с места водителя. Обдув лобового стекла осуществляется, как и на многих других грузовиках, через воздуховоды отопителя. Также лобовое стекло обладает вакуумными стеклоочистителями.

Установка на кабину больших овальных зеркал началась не сразу. Ранние модели имели маленькие и круглые, причем сначала только водительское. Они устанавливались на одинарном кронштейне, но в связи с тем, что при вибрациях зеркала начинают дрожать, одинарный кронштейн заменили тройным.

Приборная панель в кабине включает в себя указатель уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла в системе, а также амперметр и спидометр. Кроме этого на панели присутствует замок зажигания.

Что касается комфортности кабины, то для своего времени она вышло вполне достойной. Но несмотря на это все же кабина отставала от мировых стандартов.

Технические характеристики

Двигатель

Под капотом ГАЗ 52 устанавливался шестицилиндровый рядный силовой агрегат. Этот двигатель был взят от предшественника ГАЗ 51. Для нового грузовика мотор был доработан, что позволило повысить максимальную мощность на выходе до 75 лошадиных сил.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 3.48 л;
  2. Максимальная мощность – 75 л.с. (при 2800 об/мин);
  3. Диаметр цилиндра – 82 мм;
  4. Ход поршня – 110 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 6.7;
  6. Наибольший крутящий момент – 21 кг/см (при 1400-1600 об/мин)/
  7. Средний расход топлива – 20-25 л.
  8. Полная масса двигателя с КПП – 306 кг.

КПП

Данный грузовик комплектовался четырехступенчатой механической коробкой передач. В используемой КПП присутствуют синхронизаторы на третьей и четвертой передаче. Коробка передач ГАЗ 52 отличалась бесшумностью и долговечностью, что обусловлено косозубыми шестернями постоянного зацепления.

Тормозная система

Тормозная система ГАЗ 52 обладает гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. На каждом колесе установлен тормозной механизм барабанного типа. Помимо рабочей тормозной системы грузовик также имеет и стояночную.

Ходовая часть

Переднюю подвеску представляют продольные полуэллиптические рессоры, имеющие гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. На заднюю подвеску устанавливались также продольные полуэллиптические рессоры, имеющие дополнительные. Везде использовалась зависимая подвеска.

В целях повышения проходимости грузовика в условиях плохих дорог, инженерным составом были разработаны и внедрены в конструкцию грузовика новейшие для того времени мосты. Их отличительной чертой стало наличие кулачкового дифференциала. Благодаря такому оснащению машина с большей уверенностью могла проезжать тяжелые дорожные участки.

Передняя подвеска имеет пачку рессор из 12 листов, 7 из которых имеют толщину в 7 миллиметров, они же верхние, и 5 толщиной в 6 миллиметров (нижние). Практически вся подвеска была унифицирована с грузовиком ГАЗ 53. Что касается задней подвески, то здесь также имеется пачка рессор, состоящая из 10 основных листов. Верхние листы, которых насчитывается 7, имеют толщину в 10 миллиметров, нижние 3 имеют толщину в 9 миллиметров.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 6395 мм.
  2. Полная ширина – 2380 мм.
  3. Высота по кабине – 2190 мм.
  4. Длина колесной базы – 3700 мм.
  5. Ширина передней колеи – 1577 мм.
  6. Ширина задней колеи – 1650 мм.
  7. Клиренс в загруженном состоянии у переднего моста – 347 мм.
  8. Клиренс в загруженном состоянии у заднего моста – 265 мм.
  9. Наименьший радиус поворота – 8 м.
  10. Длина погрузочной платформы – 3740 мм.
  11. Ширина погрузочной платформы – 2170 мм.
  12. Высота бортов – 543 мм.

Особенности

Внешне ГАЗ 52 и ГАЗ 53 довольно похожи. Однако есть и свои черты, которые как раз и отличают эти машины. ГАЗ 52 имел узковатую резину и колесные диски с 6 вентиляционными отверстиями, когда в ГАЗ 53 было только 3 таких отверстий. Другим же отличием стал радиатор. 52-й ГАЗон со своим шестицилиндровым рядным мотором оснащался узким радиатором, что сразу бросалось в глаза через фронтальную решетку. ГАЗ-53, получивший V-образный восьмицилиндровый мотор, обладает широким радиатором, занимающим практически всю решетку.

Как отмечают многие водители, двигатель ГАЗ 52 больше всего подходит для работы в низком диапазоне оборотов. Именно здесь машина демонстрировала довольно отличную проходимость в различных условиях. Данный грузовик даже превосходил ГАЗ 53 по этому параметру. Это объясняется тем, что более мощная и оборотистая силовая установка 53-й модели склонна к зарыванию, когда 52-й медленно, но уверенно проходил практически любое бездорожье.

При разработке данного грузовика конструктора даже и не рассчитывали на то, что машина, прослужив свой век, останется служить и в настоящее время. Сейчас во многих сельских хозяйствах, да и в других сферах, зачастую можно увидеть тот самый ГАЗ 52. Хоть он и не обладает высоким уровнем комфорта и не имеет какие-либо технические навороты, но у него есть долговечность и надежность. Все узлы, механизмы и детали обладают довольно внушительным запасом прочности, что вкупе с простотой конструкции делает его дешевой и практически безотказной техникой. К тому же и сейчас на рынке можно отыскать любые детали по весьма скромной цене.

Габаритные размеры у грузовика вполне компактные. Благодаря этому машина без каких-либо проблем может работать и в городских условиях, где, кстати, она использовалась тогда и встречается сейчас. Но наибольшую эффективность ГАЗ 52 показал именно в сельскохозяйственной сфере, поскольку помимо своей ремонтопригодности и стойкости к суровым условиям эксплуатации, он также вполне может похвастаться неплохой проходимостью, превосходящей даже ГАЗ 53. Обусловлено это высоким дорожным просветом и отличным передаточным соотношением вместе с низкооборотистым двигателем.

Цена

Серийное производство грузовика было начато довольно давно. Однако каких-либо проблем с поиском грузовика на современном рынке не возникнет. В свое время ГАЗ 52 получил очень широкое распространение, благодаря чему и сейчас можно найти технику в любом техническом состоянии.

Средняя стоимость на машины, нуждающиеся в ремонтных работах, варьируется в пределах 30 тысяч и до 70 тысяч рублей.

Грузовики, в хорошем и отличном техническом состоянии, имеют стоимость в среднем от 100 тысяч и до 200 тысяч рублей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 20 =