ГАЗ 3309 технические характеристики

ГАЗ 3309 представляет собой среднетоннажный грузовик четвертого поколения. Машина выпускается Горьковским автомобильным заводом с середины 1990-годов. Полностью самостоятельной данную модель назвать нельзя, так как грузовик имеет большое сходство со своим предшественником ГАЗ 3307. Отличительными чертами нового ГАЗа стал в первую очередь используемый силовой агрегат. Когда 3307 оснащался бензиновыми моторами, для 309 были предложены только дизельные варианты. Помимо этого грузовик отличается также и внешне. Таким отличием является шнорхель-воздухозаборник, который располагается на кабине со стороны водителя.

Шасси ГАЗ 3309 предусматривает установку различного оборудования, что позволяет использовать данную машину для работы во многих сферах. В линейке присутствует масса версий, предназначенных для выполнения коммунальных задач. Здесь ГАЗ 3309 может служить не только в качестве мусоровоза, но и также осуществлять уборку дорог и площадок в любое время года. Кроме этого машина может быть укомплектована поливочной автоцистерной. Версии, использующие изотермический кузов, широко применяются в перевозке продовольственных товаров, строительных материалов, мебели и многих других различных грузов. Как и для всех его предшественников, здесь также имеются и самосвалы. Самосвал на базе ГАЗ 3309 выполняет все те же задачи, а именно перевозка сыпучих грузов (включая урожай для переработки). Наибольшим спросом такие машины пользуются в строительстве и агропромышленности.

Все эти версии используют стандартную колесную базу. В целях расширения сферы применения данного грузовика были также разработаны модификации и с удлиненной колесной базой. Такая техника предназначена для перевозки нестандартных и специальных грузов, а именно стекла, пластиковых и деревянных окон, листов для заготовки мебели и многого другого. На этой же базе построены и эвакуаторы, краны, ну и гидравлические манипуляторы.

История производства

Дебют грузовика состоялся в 1994 году. Первые представленные грузовики оснащались четырехцилиндровым дизельным двигателем. Используемый двигатель обладал системой турбонаддува и мог развить максимальную мощность на выходе в 116 лошадиных сил. Его рабочий объем составляет 4.15 литра.

С этим мотором машина выпускалась до 1997 года. В этом году производитель приостановил серийное производство ГАЗ 3309. Это было связано с тем, что в плане экономичности техника вышла не такой уж и выгодной. В 1998 году для данного грузовика настало тяжелое время. Тогда спрос на отечественные грузовики сильно упал, даже до рекордного по тем временам уровня. Негативно повлиял на производство развал колхозов, поскольку именно для этой сферы техника и предназначалась в первую очередь. Но полностью машину тогда не забросили. В 1999 году же все восстановилось.

Началась перестройка завода. Одновременно с этим, руководством было принято произвести усовершенствование кабины. По итогу грузовик получил довольно неплохую новую кабину с ощутимыми изменениями. После этого начался следующий этап, а именно разработка нового дизельного силового агрегата.

По сравнению с бензиновыми вариантами дизельный двигатель обладает большей мощностью при меньшем расходе топлива, что и сыграло ключевую роль. Но создание такого мотора потребовало немало сил технологического состава.

На протяжении разработки предприятием были закуплены новые станки и стенды, служившие в свою очередь для сравнения двух типов моторов. В результате новый разработанный двигатель дополнительно оснастили системой турбонаддува, что положительно отразилось практически на всех его качествах. Машины с новыми силовыми установками отличались существенно повышенной тягой, что позволяло без особых проблем перевозить довольно тяжелые грузы. Стоит отметить, что после доработок ГАЗ 3309 считается одним из самых экономичных грузовиков.

После работ над внешним видом кабины, внимание конструкторов перешло на внутреннюю составляющую грузовика. Так, машина перенесла множество доработок, появившихся как в стандартной версии, так и в ее модифицированных. Именно были изменены подвеска, трансмиссия, двигатель, а также кузов. Результатом всех работ стало достижение более доступной стоимости на ГАЗ 3309, а также и на его обслуживание при расширенной сфере применения.

Отличная ремонтопригодность и не затратное техническое обслуживание грузовика обусловлены сокращением числа используемых деталей. Вместе с этим подросла и общая надежность машины.

С 2001 года перемены снова коснулись двигателя. Тогда Горьковским автомобильным заводом были закуплены двигатели минского производства, а именно ММЗ Д-245.7. С тех пор данный двигатель и устанавливается в качестве стандартного мотора на ГАЗ 3309.

В 2006 году двигатель был подвергнут некоторым изменениям. Теперь моторы отвечают экологическим нормам Euro-2. В 2008 году производитель снова доработал, в результате чего удалось подогнать двигатель уже до норм Euro-3. Также потребителям предлагается дополнительная опция, а именно предпусковой подогреватель. В суровых условиях данная опция существенно облегчает запуск двигателя.

Модификации

Горьковский автомобильный завод помимо базовой модели ГАЗ 3309 выпускается также и различные модифицированные версии. Вся линейка включает в себя такие модификации, как:

Модификация ГАЗ 33090.

Эта версия является базовым шасси, оснащенным турбодизельным силовым агрегатом марки ММЗ Д-245.7;

Модификация ГАЗ 33091.

Имеет удлиненную колесную базу и комплектуется все тем же турбодизельным мотором марки ММЗ Д-245.7;

Модификация ГАЗ 33092.

Такая версия отличается двойной кабиной, вмещающей в себя до 7 человек. В качестве силовой установки тут также был предложен турбодизельный двигатель ММЗ Д-245.7. Модификация предназначена в основном для различных специальных надстроек, среди которых пожарная техника, передвижные ремонтные мастерские и другие;

Модификация ГАЗ 33094.

Как и версия 33091 имеет удлиненную колесную базу, однако эта используется в качестве основы для автобуса КАвЗ-397650;

Модификация ГАЗ 33096.

Отличительными особенностями данной модификации является используемый двигатель и тип кузова. Что касается первого, то под капотом располагается импортный агрегат марки Cummins-ISF 3.8L. Устанавливается бортовой кузов;

Модификация ГАЗ 33098.

Является аналогом предыдущей модификации. Обладает также бортовым кузовом, но другим двигателем. Для него был предложен турбодизельный мотор марки ЯМЗ-53442-10;

Модификация ГАЗ САЗ 35071.

Является самосвалом, имеющим трехстороннюю разгрузку. Версия имеет максимальную грузоподъемность в 4.13 тонны и кузов объемом в 5 кубометров без надставных бортов и до 10 кубометров с бортами;

Модификация ГАЗ САЗ 35072-10.

Модификация также выполнена в виде самосвала, имеющего трехстороннюю разгрузку. Его максимальная грузоподъемность составляет также 4.13 тонны, но кузов вышел немного меньше – 4.5 кубометра вместо 5;

Модификация ГАЗ 3309 «Добрыня».

Представляет собой самую длинную модификацию. Колесная база грузовика была удлинена на 7.9 метров. Кабина также была увеличена изнутри в целях размещения спального места. Снаружи кабину украшает пластиковое аэродинамическое оперение. В качестве двигателя производитель предоставил тот же мотор.

Эксплуатационные характеристики

Стандартная версия ГАЗ 3309 обладает максимальной грузоподъемностью в 4.5 тонны. Машина оснащается грузовой платформой длиной в 3490 и шириной в 2170 миллиметров. На платформе могут быть установлены борты, высота которых составляет 510 миллиметров. Полная высота платформы составляет 1365 миллиметров, но на некоторых модификациях это значение может быть как выше, так и ниже.

По сравнению с 3307 новая модель отличается более плавным ходом. Помимо этого дизельный двигатель оказывает гораздо большее тяговое усилие, нежели бензиновый, что многократно отмечали владельцы.

Машина, полностью готовая к работе, может иметь массу либо в 3.530, либо в 3.680 тонны в зависимости от наличия платформы и тента.

Грузовик оснащается 105 литровым топливным баком. Средний расход топлива на скорости в 60 км/ч составляет 14.5 литров, а при скорости в 80 км/ч расход достигает 19.3 литров. Максимальная скорость, которую машина может развить в разгруженном состоянии, составляет 95 км/ч.

Кабина

Грузовик ГАЗ 3309 имеет стандартную кабину для всех среднетоннажных моделей, производимых Горьковским автомобильным заводом.

Кабина имеет цельнометаллическую конструкцию, рассчитанную на двух человек. Дизайн кабины простой и лаконичный, как снаружи, так и внутри. Внешний вид кабины обладает прямыми контурами и резкими гранями. Двери имеют широкий проем и крупное остекление, что обеспечивает технике довольно высокую обзорность. По бокам установлены зеркала заднего вида, имеющие ручную регулировку. Моторный отсек прикрывает крупный капот. Благодаря крупным размерам капота доступ к мотору и другим подкапотным элементам ничем не затруднен.

Внутри кабины расположена пара раздельных сидений. Сидения имеют высокую спинку и имитацию боковой поддержки. Настройка сидений также присутствует (горизонтальная и вертикальная). Из систем безопасности в кабине имеются трехточечные ремни безопасности. Элементами удобства служит несколько крючков для одежды. Для работы в холодных условиях предусмотрен отопитель высокой мощности, в который входит радиатор, совмещенный с системой охлаждения силового агрегата.

Технические характеристики

Двигатель

ММЗ Д-245.7

Является четырехцилиндровым рядным силовым агрегатом, имеющим турбонаддув.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 4.75 л.
  2. Максимальная мощность – 87.5 кВт/119 л.с.
  3. Максимальный крутящий момент – 413 Нм.
  4. Диаметр цилиндра – 110 мм.
  5. Ход поршня – 125 мм.
  6. Количество клапанов на цилиндр – 2.
  7. Тип наддува – газотурбинный с воздушным охлаждением.
  8. Объем масла в двигателе – 12 л.
  9. Длина двигателя – 965 мм.
  10. Ширина двигателя – 676 мм.
  11. Высота двигателя – 968 мм.
  12. Полная масса двигателя – 450 кг.

ЯМЗ-53442-10

Так же, как и предыдущий мотор, этот имеет четыре цилиндра с рядным расположением и турбонаддув.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 4.43 л.
  2. Максимальная мощность – 100 кВт/136 л.с.
  3. Максимальный крутящий момент – 422 Нм.
  4. Диаметр цилиндра – 105 мм.
  5. Ход поршня – 128 мм.
  6. Количество клапанов на цилиндр – 4.
  7. Тип наддува – газотурбинный с воздушным охлаждением.
  8. Объем масла в двигателе – 13.5 л.
  9. Длина двигателя – 884 мм.
  10. Ширина двигателя – 708 мм.
  11. Высота двигателя – 891 мм.
  12. Полная масса двигателя – 460 кг.

Cummins-ISF 3.8L

Данный двигатель использовался только в модификации ГАЗ 33096. Такой вариант представляет собой четырехцилиндровый рядный агрегат, оснащенный турбонаддувом.

Характеристики:

  1. Рабочий объем – 3.76 л.
  2. Максимальная мощность – 112 кВт/152.3 л.с.
  3. Максимальный крутящий момент – 491 Нм.
  4. Диаметр цилиндра – 102 мм.
  5. Ход поршня – 115 мм.
  6. Количество клапанов на цилиндр – 4.
  7. Тип наддува – газотурбинный с воздушным охлаждением.
  8. Объем масла в двигателе – 10.5 л.
  9. Полная масса двигателя – 335 кг.

КПП

Для каждого двигателя из трансмиссий была предложена безальтернативная пятиступенчатая полностью синхронизированная механическая коробка передач. Данная КПП обладает постоянным зацеплением шестерен. Все передачи используют синхронизаторы. Также имеет коническую главную передачу гипоидного типа с передаточным числом 4.556.

Коробка передач комплектуется однодисковым, сухим, фрикционным сцеплением, имеющим демпфер вращательных колебаний на ведомом диске. Помимо этого здесь также присутствует диафрагменная нажимная пружина. Сцепление обладает гидравлическим приводом.

Передача крутящего момента на заднюю ось осуществляется посредством двух карданных валов, между которых присутствует промежуточная опора. На заднем мосту присутствует шестеренчатый конический дифференциал.

Тормозная система

Основная тормозная система ГАЗ 3309 использует пневмогидравлический привод. Сами же механизмы здесь барабанные с колодками. Система оснащена вакуумным насосом и автоматической регулировкой колодок внутри барабана. Кроме этого машина имеет и запасную тормозную систему в виде отдельного контура.

В роли стояночного тормоза традиционно выступает механический тросовый привод на задних колесах.

Рулевое управление

Механизм рулевого управления оснащен гидроусилителем. В этом гидроусилителе распределитель и силовой цилиндр располагаются отдельно. В рулевом управлении присутствует клапанная коробка насоса гидроусилителя, которая обеспечивает ограничение максимального давления в системе.

Ходовая часть

Машина использует штампованную клепаную раму. Подвеска машины представлена четырьмя продольными полуэллиптическими рессорами. Сзади имеются еще и дополнительные. В передней части используются гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Габаритные размеры:

  1. Полная длина – 6436 мм.
  2. Полная ширина – 2700 мм.
  3. Высота по кабине – 2350 мм.
  4. Высота с тентом – 2905 мм.
  5. Длина колесной базы – 3770 мм.
  6. Ширина передней колеи – 1630 мм.
  7. Ширина задней колеи – 1690 мм.
  8. Клиренс в загруженном состоянии – 265 мм.
  9. Наименьший радиус поворота – 8 м.
  10. Высота погрузочной платформы – 1365 мм.
  11. Длина погрузочной платформы – 3490 мм.
  12. Ширина погрузочной платформы – 2170 мм.
  13. Высота бортов – 510 мм.
  14. Эксплуатационная масса грузовика – 3530 кг.
  15. Масса грузовика в загруженном состоянии – 8180 кг.

Достоинства

ГАЗ 3309 на момент старта серийного производства пользовался довольно большой популярностью во многих сферах деятельности. В настоящее время техника также активно используется. Большая популярность модели обусловлена многими факторами, но в первую очередь же это высокая ремонтопригодность, доступная стоимость, ну а также неприхотливость.

Среди других немаловажных особенностей данного грузовика необходимо отметить:

  1. Высокий дорожный просвет, чем обеспечивается отличная проходимость;
  2. Большое разнообразие при выборе модификаций;
  3. Относительно небольшие габаритные размеры;
  4. Простое и понятное управление, а также и обслуживание;
  5. Достаточно комфортные сидения;
  6. Просторная кабина с хорошей обзорностью;
  7. Высокая устойчивость к перегрузам;
  8. Информативная приборная панель;
  9. Тяговитый двигатель с адекватным расходом топлива;
  10. Наличие гидравлического усилителя рулевого управления;
  11. Широкая сфера применения.

Недостатки

Помимо достоинств данный грузовик имеет также и свои недостатки. Как отмечают многие владельцы, ГАЗ 3309 вышел очень шумным. И дело не только в плохой шумоизоляции кабины, а еще и в особенностях минского мотора.

Зачастую кабина дорабатывается уже самими владельцами. Из основных доработок проводят обычно улучшенную шумоизоляцию и утепление. Также у данной машины сильно хромает качество сборки. Из-за этого нередки случаи с появлением различных мелких поломок, а иногда и серьезных. Кроме этого плохое качество сборки негативно отражается на комфорте работы, поскольку многие элементы через определенное время начинают скрипеть и дребезжать, как при езде, так и при стоянке с включенным двигателем.

Металл, используемый на кабине, не отличается лучшим качеством. На заводе пренебрегают необходимой обработкой, вследствие чего на нем довольно быстро появляется коррозия и прочие вытекающие последствия.

Даже на то время, когда ГАЗ 3309 впервые вышел за пределы завода, он имел уже морально устаревший внешний вид, свойственный технике 1980-х годов выпуска.

Цена

У официального дилера новый грузовик ГАЗ 3309 сейчас можно приобрести по стоимости от 1 миллиона рублей и выше. Такой ценник установлен на бортовую версию. Какие-либо модификации же могут стоить и дороже. На рынке подержанной техники данная модель находится в ценовом диапазоне от 150 и до 950 тысяч рублей в зависимости от таких факторов, как год выпуска, техническое состояние и оснащение.

Отзывы владельцев и водителей

  • Я владелец грузового автомобиля ГАЗ-3309 с передовыми внедорожными возможностями. Он наделен следующими достоинствами – топливная экономичность, большой клиренс и доступность запчастей. К минусам можно отнести шумность, низкое качество изготовления элементов ходовой, утилитарный дизайн 70-ых годов, посредственная сборка кузова и салона, вибрация двигателя и гул трансмиссии. Машина была куплена в автосалоне полностью новая, с гарантией. Но стоило мне доехать домой, как развалился подшипник передней ступицы. К сожалению, это еще не все, а только начало. В течение года, на протяжении которого я намотал порядка 25 тыс. км, пришлось заменить подшипник (подвесной), редуктор заднего моста (у него открутились гайки и деформировались шестерни), радиатор охлаждения и водяной насос, а также система АБС (полетела уже через полгода), генератор, водяной генератор (стал протекать так, как будто из решета), стеклоподъемник с водительской стороны, порванные шланги ГУРа и прочие расходники. От шума двигателя вибрации передаются на переднюю панель, руль, пол и даже сиденья. Пассажира еле слышно. Дизель объемом 4.7 литра молотит так, как будто я сижу за рулем трактора. Признаю – за эти деньги стоило мне лучше взять поддержанную иномарку.
  • Хочу отметить несколько преимуществ грузовика ГАЗ-3309, который в моем владении три года. Этот поддержанный трудяга с пробегом 180 тыс. км мне достался за приемлемую сумму, но на полном ходу. Ходовые качества ГАЗ-3309 мало чем отличаются от ГАЗ-51, а дизайн кабины отсылает к ГАЗ-3307. Среди отличий – есть шнорхель или так называемая труба, расположенная в левой части кабины. Еще одной изюминкой 3309 является двигатель, позаимствованный у Газона, на котором мне тоже доводилось ездить. Этот дизель имеет тракторное звучание, из-за чего в салоне очень шумно и кругом вибрации. Шумоизоляция салона считай отсутствует – надо будет ее доработать. И все же, данный агрегат далеко не безнадежен – он экономичен и обеспечивает больший запас хода, но обладает посредственной разгонной динамикой. Согласно официальной статистике, ресурс этого мотора при своевременном обслуживании составляет 300 тыс. км без капремонта. Кроме того, порадовала эффективность отопителя, который быстро прогревает салон в лютый мороз. К обзорности претензий нет. Приборная панель простая и информативная – на ней отображается вся необходимая информация и нет ничего лишнего. Естественно, на дальние расстояния на этой машине ехать на рекомендуется – причина в печальной надежности. Еще и комфорт отвратительный – из-за тарахтения дизеля порой закладывает уши. В общем, подходит для грузоперевозок в пределах города. Можно ремонтировать своими силами. Все запчасти в широком доступе. Как бюджетный вариант для малого бизнеса этот автомобиль меня устраивает. У него слабый кузов, неустойчивый к появлению коррозии.
  • Я владелец ГАЗ 3309 2009 года выпуска. Машина с пробегом 150 тыс. км. В эксплуатации около двух лет, я второй владелец. У грузовика хорошая ремонтопригодность благодаря простой конструкции и развитой сервисной сети – на авторазборке всегда можно найти подходящие запчасти. Для наших суровых дорожных условий ГАЗ-3309 подходит идеально. У него относительно небольшой расход топлива в 22-23 литра на 100 км. У меня версия с 4.4-литровым 136-сильным дизелем, который обладает ураганной тягой начиная с низких оборотов. Гнать на высоких оборотах бессмысленно, поскольку динамика отсутствует вовсе. 3309 имеет большой клиренс, и благодаря этому можно не волноваться за сохранность днище при движении по внедорожным участкам. К сожалению, кузов ржавеет довольно быстро, поэтому следует заняться его антикоррозионной обработкой с самого начала эксплуатации. У меня версия с грузоподъемностью 4 тонны, чего с лихвой хватает для грузоперевозок. У ГАЗа 3309 приемлемые расходы на обслуживание, и при этом машина быстро окупается и приносит существенную прибыль. Неудивительно, что многие предприниматели начинают свой бизнес именно с подобных машин.
  • У меня ГАЗ 3309 – простой и доступный в обслуживании, а также удобный и надежный в длительной эксплуатации независимо от дорожных или климатических условий. Я его неоднократно ремонтировал – уже научился как следует чинить и ходовую, и трансмиссию, и много чего еще. У меня было несколько таких, сейчас работаю на ГАЗ 3309 в качестве экспедитора. Надо отметить неприятную мелочь этой машины – слабую подножку, которая со временем может лопнуть, но это сущие пустяки. Гораздо больше внимание следует уделить состоянию передних крыльев и электрики, ведь там идет проводка на фары, повторители поворотов и габариты. Провода без какой-либо защиты, поэтому пришлось купить проводную гофру. В нее я и спрятал все провода одним пучком, чтобы не доставляли проблем, особенно в слякотную погоду или в период оттепели. Для утепления кабины я использовал вибропласт и толстый линолеум, в результате стало гораздо теплее, еще и улучшилась шумоизоляция. Понравились сиденья, в которые встроены амортизаторы, как на МАЗ-500. Благодаря амортизаторам гасятся все удары при подпрыгивании на ямах. Автомобиль в целом неплохой, оснащен дизелем 4.75 мощностью 110 л. с. Он неплохой тянет и потребляет 23 литра на 100 км. У мотора кривой стартер – зимой приходиться крутить пять оборотов, после чего мотор заводится как ни в чем не бывало. У автомобиля грузоподъемность 4 тонны – это меня устраивает, т. к. я работаю в пределах города. Рессоры вполне держат. Обзорность неплохая. По поводу маневренности тоже все норм. Многолитровый дизель любит кушать масло, но мне не жалко. Машина едет плавно благодаря энергоемкой подвеске и резине с высоким профилем.
  • Работаю по очереди на двух автомобилях ГАЗ-3309 – 1995 и 2007 года выпуска. Эти машины отличаются только моторами. Ранняя модель имеет ДВС воздушного охлаждения, а более поздний экземпляр оснащен водяным охлаждением. Обе модели уже давно себя окупили и приносят стабильную прибыль. Турбированный Д-245 работает на тяжелом топливе, которого требуется в районе 21-23 литров в зависимости от нагрузки. Двигатель прост в обслуживании, и еще для него до сих пор есть запчасти. более поздняя машина оборудована гидроусилителем руля. Примечательно, что многие компоненты унифицированы с моделью ГАЗ-53. Впрочем, 3309 это и есть ГАЗ-53, только в обновленном исполнении. Машина с двухместной кабиной, пятиступенчатой механикой и базовыми элементами комфорта – есть печка, и на этом спасибо. Увы, крылья гниют в первую очередь – менял их два раза за первые два года эксплуатации. Кроме того, подвеска тоже ржавеет, и поэтому ее полезно обрабатывать антикором – лучше это сделать, когда автомобиль еще новый. Если с этим повременить, элементы ходовой рано или поздно сгнивают и кузов начинает прыгать на каждой кочке. Шумоизоляция в кабине оставляет желать лучшего, но это можно исправить своими силами. Если автомобиль перегруженный, он становится слишком жестким, и в данном случае идет большая нагрузка на рессоры, которые при этом долго не выдерживают и выходят из строя – сначала лопается один лист, потом второй и т. д. Автомобиль неплохой, если за ним следить, и тогда он не принесет много хлопот.
  • Работал на этом грузовике с 2000 по 2004 год. Наша транспортная компания закупила ГАЗ 3309 в количестве несколько штук с целью эксперимента, по результатам которого должен был быть утвержден план на массовую закупку этих или других машин. Я «тестировал» модификацию с белорусским 116-сильным дизелем и воздушным охлаждением. У данного мотора серьезный недостаток – частые перегревы, особенно летом при выше 30 градусов. Зато зимой машина работает непревзойденно – запускается без проблем и не перегревается. Трансмиссия работает четко и не склонна к масложору, как и ДВС. Благодаря тракторным поршням и унитарным головкам ГАЗ 3309 весьма удобен и прост в обслуживании. Машина с высокопрофильными и зубастыми покрышками уверенно месит грязь или снег без каких-либо пробуксовок. Массовые поломки компенсируются простотой в ремонте и недорогими запчастями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − девять =